ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Вместо эксплуатации – образование для всех

14:35 13.11.2013 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В бразильской столице прошла крупнейшая за последнее время III Всемирная конференция по искоренению непосильного детского труда. На ней был сделан главный вывод: образование – именно то эффективное орудие, которое среди прочих средств поможет покончить с эксплуатацией многих миллионов работающих ныне на нашей планете детей. И с этим не моги не согласиться представители почти 150 стран, принявших решение бороться со всеми проявлениями этого негативного социального явления.

На всемирном форуме по детскому труду в Бразилиа было приведено множество нелицеприятных для нормальных людей фактов и цифр, а также и примеров, отразивших усилия международного сообщества, вставшего на нелегкий и долгий путь противодействия эксплуатации детского труда, как в отдельных странах, так и на всей планете.

Распространение детского рабского труда, отмечали участники конференции, - одна из основных проблем современного мира. По некоторым сведениям Международной организации труда (МОТ), как минимум более 250 миллионов детей незаконно эксплуатируются на различных производствах и в быту, а детская работорговля по прибыльности стоит на третьем месте после торговли оружием и наркотиками и приносит  дельцам ежегодный доход, превышающий 10 миллиардов долларов. Десятки тысяч несовершеннолетних по всему миру попадают в руки «новых рабовладельцев», которые вынуждают их заниматься тяжелым физическим трудом, проституцией и другой нелегальной или полулегальной деятельностью.

Участники Конференции приняли «Бразильскую декларацию», которая своей целью провозглашает ликвидацию наихудших проявлений использования детского труда к 2016 году. Речь идет о тех его формах, которые Международная Организация Труда определяет как рабство, кабала, работа по принуждению и сексуальная эксплуатация.  

Конференция выступила за гарантию доступа к бесплатному, обязательному и качественному образованию для всех детей, а также к прогрессивной и универсальной социальной защите малолетних. Речь идет в первую очередь, конечно, о наименее защищенной, бедной, а значит, наиболее уязвимой части населения.

По словам бразильского Министра социального развития и борьбы с голодом Терезы Кампельо, «необходимо преобразовывать школы в более привлекательные учебные заведения, вводить в практику социальные программы с более справедливым распределением материальной поддержки, как, например, создание так называемой «Семейной Корзины», которая гарантировала бы ощутимое улучшение жизни для более, чем 11 миллионов бедных семей Бразилии». Министр раскритиковала политику некоторых государств, которые при решении своих финансовых проблем первым делом урезают социальные расходы. Такие действия, возможно, и продиктованы экономической необходимостью, но они не решают проблемы использования детского труда. В таком случае необходимо сотрудничать со всеми социальными слоями и оказывать помощь малоимущим семьям, продолжая политику их поддержки даже в периоды кризисов.

На конференции в Бразилиа получила особое развитие идея усиления роли образования в искоренении эксплуатации детского труда. В связи с этим было указано на необходимость повышать качество преподавания и ответственность учителей и педагогов.

По данным МОТ, около 10,5 миллиона детей в разных странах трудятся в качестве домашней прислуги в семьях, порой занимаясь опасной работой в качестве настоящих маленьких рабов. Как свидетельствует статистика, к этой группе малолетних относятся примерно 71% девочек.

Как заявил председатель МОТ Ги Ридер, он сомневается, что удастся добиться намеченной цели по ликвидации наиболее крайних проявлений эксплуатации детского труда к 2016 году. Почему? Да потому, что примерно 58,6% детского труда используется в сельском хозяйстве, где эксплуатацией охвачено более 98 миллионов детей – как мальчиков, так и девочек. А на селе значительно труднее контролировать трудовые процессы.  

Как считают эксперты МОТ, использование малолетних детей и подростков на тяжелых полевых работах связано с мизерным доступом сельских семей к качественным государственным услугам, с низким уровнем механизации в аграрном секторе, с отсутствием рабочих мест для взрослых членов семьи, а в подавляющем большинстве случаев – с низкой оплатой детского труда.

На закрытии форума выступил бывший бразильский президент Луис Инасио Лула да Силва. Он рассказал, что когда был избран на президентский пост в 2003 году, одной из его главных задач было покончить с голодом в стране, что и является одним из основных мотивов для эксплуатации детского труда. «Географическая карта детского труда точно совпадает с картой голода и нищеты», сказал он. И первым шагом по искоренению этой несправедливости должно быть лучшее и более адекватное распределение государственных доходов во всех, особенно наиболее бедных районах мира.

Сам Лула не смог удержаться от воспоминаний своего детства, рассказав, что был он и продавцом апельсинов, и торговал мани, чистил ботинки, и работал в красильной мастерской, пока не приобрел свою основную по жизни профессию токаря. Как считает Лула-токарь и Лула-политик, для борьбы с любым социальным злом правительства, прежде всего, должны обладать политической волей.

«Конечно же, дети вынуждены работать и кормиться на улицах или покупать еду на заработанные деньги, помогать своим семьям. И чаще всего именно поэтому столько девочек мы видим занимающимися проституцией, а в это же время тратятся многие миллиарды долларов на спасение алчных и безответственных финансовых организаций, а еще больше миллиардов долларов расходуются на ведение различных локальных войн», - говорили выступающие. Однако, все это свидетельствует о том, что деньги-то на ликвидацию рабского детского труда в мире есть, не хватает только политической воли властей, чтобы перенаправить их потоки в нужное социальное русло.

Нынешний президент Бразилии Дилма Руссефф также высказалась в том ключе, что устранение детского труда зависит от наличия рабочих мест и генерирования доходов для взрослых членов семьи.

Речь идет о достижении модели, включающей в себя развитие, как было принято бразильским правительством, которое сделало приоритетным именно народное образование для сокращения эксплуатации детского труда в Бразилии между 2000 и 2012 годами, добившись за это время снижения этой эксплуатации в стране на 67%.

Современная Бразилия в этом смысле, действительно, дает миру позитивный пример, проявляя политическую волю и предпринимая соответствующие меры, - постоянные, непрекращающиеся. И, как хочется верить, в сотрудничестве с другими странами ей удастся добиться значительной победы в борьбе за искоренение хотя бы самых тяжелых форм эксплуатации детей во всем мире к 2016 году.

Правозащитные организации, между тем, продолжают бить тревогу: несмотря на принимаемые международным сообществом меры, популярность незаконного детского труда в ряде регионов продолжает расти с ужасающей быстротой. По данным ООН, наиболее распространен детский труд в Азии — там незаконно эксплуатируется более 153 миллионов детей; в Африке — 80 миллионов и 17 миллионов — в Латинской Америке.

В Перу, например, на различных работах используются более 2 миллионов детей и подростков. Это, по данным Национального Института Статистики (НИС), составляет 28% от всего детского населения страны. Больше всего, почти 40% из них, заняты в аграрном секторе, остальные трудятся главным образом в торговле, работают прислугой в богатых семьях или на текстильных предприятиях. НИС называет более точную цифру работающих детей и подростков – 2 115 400, которым от 6 до 17 лет. В столице республики Лиме постоянным трудом за небольшую плату заняты 102 000 детей и подростков. Всего же в стране насчитывается около 8 миллионов перуанцев от 6 до 17 лет. Сравнив приведенные цифры, легко подсчитать, какая огромная часть детского населения Перу вынуждена вместо учебы или вместе с учебой трудиться, чтобы прокормиться и помочь своим семьям. (Более трети всех детей!). И подобную же картину можно обнаружить практически во всех государствах, где процветает бедность и существует резкое социальное неравенство.

Приведу еще несколько конкретных примеров из наблюдений экспертов и работников международных организаций.

Скажем, не так давно полиция небольшого западноафриканского государства Буркина-Фасо с помощью специалистов из Интерпола провела акцию по освобождению детей, которые были вынуждены трудиться на золотодобывающем руднике. Во время операции было освобождено более 400 тысяч детей и подростков, работавших в шахте. Как отметила представитель полиции Ганы Пасиенс Квайона, дети были вынуждены работать в очень тяжелых условиях — в узких тесных шахтах, на глубине до 70 метров, без доступа свежего воздуха. Интересно, что зарплату детям не выплачивали. Все они после расследования были помещены в приюты, а местные власти с помощью Интерпола начали поиск родителей. По данному делу было задержано 73 человека, которым предъявили обвинения. Кстати, в прошлом году полиция Ганы во время подобных рейдов освободила более 250 детей, которые были вынуждены заниматься проституцией.

По данным МОТ, более 120 наименований товаров в мире производится детьми. Не так давно даже было выдвинуто обвинение всемирно известной компании Nestle, где по свидетельству экспертов, на производстве шоколада было незаконно задействовано множество несовершеннолетних.

Хорошо известно, что главной причиной, по которой дети попадают в руки рабовладельцев или лиц, принуждающих их к незаконной трудовой деятельности, является нищета. В Китае, например, особенно на юго-западе страны, где население отличается крайней бедностью, рынок детского труда очень широк. Там можно встретить и детей семи-восьми лет. Все несовершеннолетние трудятся на крайне опасных производствах, получая за свой труд мизерную плату. Конечно же, никто из них официально не числится на производстве, и процент смертности среди них очень высок. Нередки случаи, когда родители сами фактически продают своих детей для погашения долгов, либо для улучшения финансового положения всей, как правило, многочисленной семьи.

И чтобы вернуть детям «украденное детство» необходим повсеместный запуск универсальных, весьма затратных, но столь необходимых социальных программ. Именно этим сегодня и пытается заниматься правительство Бразилии, власти ряда других государств, главным инструментом своей общенациональной борьбы за детей сделавшее бесплатное образование для всех.

…В свое время всемирно известная чилийская поэтесса Габриэла Мистраль написала по поводу равнодушия к детским судьбам такие трогательные строки:

«Ножки, ноги ребенка

на морозе синеют…

Как же видят вас люди

и не жалеют?..»

Действительно, как же миллионы людей не видят или не хотят замечать страдания миллионов эксплуатируемых и уродуемых детей, не жалеют, не помогают? Но, оказывается, все же есть в мире немало организованных людей, которые и видят, и жалеют, и помогают. И ведут за судьбы малолетних борьбу, потому что, простите за банальность, дети – наше будущее.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати