ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Комментарий и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы российских СМИ по итогам заседания Совета министров иностранных дел стран-участниц СНГ, Минск, 24 октября 2013 года

20:53 25.10.2013 •

Завершилось заседание Совета министров иностранных дел государств-участников СНГ. Главной его задачей стала подготовка предстоящего завтра, 25 октября, заседания Совета глав государств Содружества. Второй пункт повестки дня, которому мы придаем возрастающее значение, - вопрос внешнеполитической координации.

Состоялся обмен мнениями по таким животрепещущим международным проблемам, как сирийский кризис. На этой проблеме сходится много интересов, связанных не только с этим (ближневосточным) регионом, но и в принципе с процессом будущего мироустройства, а также с тем, как решаются проблемы регионального характера. Как подчеркнули все участники заседания, для нас всех также немаловажно продолжать в глобальном плане отстаивать верховенство международного права.

Мы обсудили также ситуацию в Афганистане, которая, по понятным причинам, волнует и Россию, и ее соседей, прежде всего, в Центральной Азии. Состоялся обмен мнениями о том, как лучше искать пути минимизации исходящих из ИРА угроз, которые, наверняка, только увеличатся после того, как в конце 2014 года основные контингенты международных сил будут оттуда выведены.

Были рассмотрены задачи в контексте внешнеполитической координации наших совместных действий в международных организациях. Это касается, прежде всего, ООН, где мы поддерживаем инициативу белорусских коллег, председательствующих в СНГ, по продвижению проекта резолюции (Генассамблеи) о сотрудничестве между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств. Это также касается нашего взаимодействия в ОБСЕ. Большинство стран СНГ уже несколько лет продвигают проект базовых принципов, которые заложили бы единые нормы и критерии наблюдения за выборами по линии этой Организации. У нас много и других совпадающих в ОБСЕ тем, в связи с чем мы договорились искать возможности продвигать совместные подходы и в направлении борьбы с новыми вызовами и угрозами.

Мы обсудили проекты документов, которые выносятся на утверждение глав государств СНГ. Среди них - среднесрочные программы сотрудничества в противодействии терроризму, наркотрафику, организованной преступности, торговли людьми. Был согласован проект документа по учреждению межгосударственного совета по борьбе с коррупцией. Эта тема важна для всех наших стран.

Рассмотрели и общую ситуацию на постсоветском пространстве, включая интеграционные процессы в контексте действия Договора о зоне свободной торговли СНГ. Есть общее мнение, что наши действия нужно выстраивать таким образом, чтобы создавать условия для создания в конечном итоге общего экономического и гуманитарного пространства на всей обширной территории Европы и Евразии - от Лиссабона до Владивостока.

Мы также условились рекомендовать главам государств объявить в качестве очередных культурных столиц на следующий год казахстанскую Алма-Ату и киргизский Ош. Обсудили также ряд вопросов, касающихся деятельности правоохранительных органов. Соответствующие рекомендации будут представлены главам наших государств на завтрашнем заседании здесь, в Минске.

В целом полагаю, что СМИД прошел по-деловому и полезно. Отмечаем хорошую подготовку экспертами соответствующих документов. Считаю принципиально важным предстоящее завтра утверждение нашей рекомендации об объявлении в СНГ 2015 г. Годом ветеранов Великой Отечественной войны, а также ожидаемое решение глав государств по утверждению единых наград ветеранам той Великой войны, когда наши отцы и деды вместе боролись против «коричневой чумы». Уверен, что эти мероприятия, посвященные предстоящему 70-летию окончания Второй мировой войны будут использованы для того, чтобы молодежь наших стран была воспитана в духе исторической памяти и уважения к подвигу, совершенному нашими предками.

Вопрос: Какое-то время назад СНГ называли «клубом для цивилизованного развода» (после развала СССР), каков сейчас статус этой структуры?

С.В.Лавров: Я не хотел бы вдаваться в подобные термины. Наша задача - не пытаться умозрительно делать заключения, а выполнять конкретную работу. Рассмотренная сегодня министрами стран СНГ повестка дня, которая завтра будет дополнена дискуссиями и решениями на уровне президентов, говорит сама за себя.

СНГ – Организация, в которой все заинтересованы и в которой множество полезных, обоюдовыгодных направлений сотрудничества, - и есть общий интерес развивать их.

Вопрос: Как Россия относится к стремлению Украины подписать соглашение об ассоциации с ЕС?

С.В.Лавров: Существует проект Евросоюза «Восточное партнерство», который охватывает не только Украину, но и другие страны СНГ - Молдову, Армению, Азербайджан, Беларусь. Мы исходим из того, что интеграционные процессы на всем огромном пространстве от Лиссабона до Владивостока не являются взаимоисключающими.

Конечно, на начальных этапах каждый стремится в рамках правил, одобренных при вступлении в ВТО, обеспечивать плавный вход в режим либеральной торговли. На каком-то этапе степень защиты рынков будет отличаться. Но все мы действуем на единой площадке принципов ВТО, и нет никаких объективных оснований, чтобы противодействовать сближению процессов интеграции в рамках ЕС и на евразийском пространстве.

Как неоднократно подчеркивал Президент России В.В.Путин и как записано в Концепции внешней политики Российской Федерации, мы выступаем за формирование единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. Кстати, в тех же выражениях к достижению этой же цели призывал глава Еврокомиссии Ж.М.Баррозу.

Думаю, нужно сделать так, чтобы практические дела всех участников этого процесса отвечали поставленным задачам.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать сегодняшнее заявление Президента Казахстана Н.А.Назарбаева о том, что Турция проявляет интерес к присоединению к Таможенному союзу? Реалистично ли это?

С.В.Лавров: Я не слышал этого заявления. Знаю, что многие страны интерес проявляют не столько к присоединению к Таможенному союзу, сколько к развитию отношений с этой группой – Таможенным союзом, формируемым Евразийским экономическим союзом. В ходе состоявшегося на днях визита в Россию Премьер-министра Индии М.Сингха индийская сторона также выражала заинтересованность, чтобы развивать отношения с Таможенным союзом, продвигаться к формированию зоны свободной торговли.

У ТС есть ряд «пилотных» проектов с целью прояснения возможности заключения договоренностей о создании зоны свободной торговли с рядом зарубежных партнеров, в частности, с Вьетнамом и Новой Зеландией. На эту же тему ведутся переговоры с Европейской ассоциацией свободной торговли.

Интерес, проявляемый другими странами, на мой взгляд, естественен, и в полной мере будет конструктивно встречен нашей тройкой, которая будет расширяться. Напомню, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, будущий Евразийский экономический союз – не замкнутый блок, а структуры, открытые для взаимодействия со всеми заинтересованными странами на общеприемлемых принципах и основах. 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати