ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия – Индия: диалог привилегированного стратегического партнерства

16:25 03.10.2013 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров дал высокую оценку переговорам со своим индийским коллегой Салманом Хуршидом, подчеркнув характер привилегированного стратегического партнерства между нашими странами. Встреча российской и индийской делегаций состоялась в московском особняке МИД РФ 2 октября. По итогам переговоров министры провели пресс-конференцию, на которой было подчеркнуто, что Индия – важный стратегический партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Базовым документом российско-индийских отношений в настоящее время является Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией, подписанный 28 января 1993 года. Товарооборот между нашими странами постоянно растет, в 2012 году он достиг уровня 10 миллиардов долларов, а к 2015 году, по прогнозам и по договоренностям между лидерами наших стран во время визита Президента РФ Владимира Путина в Индию (декабрь 2012 года), должен увеличиться вдвое.

Как было отмечено на встрече министров, взгляды Москвы и Нью-Дели близки или полностью совпадают по наиболее острым современным внешнеполитическим проблемам. Прежде всего, Россия и Индия едины в том, что необходимо в полной мере уважать международное право, соблюдать все нормы Устава ООН, не допускать вмешательства извне во внутренние дела государств без соответствующего решения СБ ООН и урегулировать все споры политико-дипломатическими методами. Наши страны также выступают за многополярный мир, в котором учитываются национальные интересы всех стран и народов. По словам Сергея Лаврова, стороны уделили особое внимание взаимодействию на мировой арене. «Считаем, что координация подходов России и Индии по ключевым темам международной повестки дня, в том числе в ООН, «Группе двадцати», форматах БРИКС, РИК, АСЕМ, ШОС и других структурах, наш диалог и кооперация являются велением времени, отражают стремление двух стран к укреплению всеобщего мира, безопасности и стабильности», - подчеркнул российский министр.

В ходе переговоров были рассмотрены положение дел на Ближнем Востоке и в Северной Африке, прежде всего в Сирии, а также в других странах региона. Стороны дали высокую оценку решениям, принятым Исполнительным советом Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), и резолюции СБ ООН в его поддержку в части проведения соответствующих работ в САР по взятию под контроль и уничтожению химических арсеналов этой страны. Что касается созыва международной конференции по Сирии «Женева-2», то Россия и Индия, подчеркивая важность данного многостороннего диалога, выразили надежду организовать начальные мероприятия, которые запустят эту конференцию. Об этом сказал по итогам переговоров российский министр Сергей Лавров, апеллируя к консультациям, которые сейчас проводят Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и его специальный представитель по Сирии Лахдар Брахими.

Проблемы урегулирования сирийского конфликта не затмевают и обеспокоенность России и Индии по поводу Афганистана, особенно в связи с предстоящим выводом из этой страны основных международных сил к концу  2014 года. По словам Сергея Лаврова, стороны отметили готовность и желание продолжать оказывать содействие «становлению Афганистана в качестве мирного, самостоятельного, свободного от терроризма и наркопреступности государства с устойчивой экономикой, живущего в мире со своими соседями». В целом российско-индийские переговоры подтвердили намерение Москвы и Нью-Дели развивать и углублять многоплановое плодотворное сотрудничество. Уже в ноябре этого года Премьер-министр Индии Манмохан Сингх посетит Россию. Об этом сообщил глава индийского МИД Салман Хуршид по итогам министерской встречи: «Наши отношения многосторонние, много аспектные, мы ведем их на разных уровнях - на уровне правительства, парламента, частных лиц. Это важно для нашей страны». Кроме того, Россия поддерживает стремление Индии присоединиться к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На пресс-конференции министр Сергей Лавров напомнил, что Индия и Пакистан подали заявку на полноправное участие в ШОС, с которой они до сих пор сотрудничают в качестве наблюдателей. «Такую заявку необходимо удовлетворить, ШОС только выиграет от этого», - отметил Сергей Лавров. Со своей стороны, Салман Хуршид подчеркнул, что Индия заинтересована в полноправном членстве в ШОС, чтобы быть полезной своим участием Организации, и рассчитывает на поддержку России в этом вопросе. Индийский министр сообщил также, что на 10 ноября этого года запланирована 12-ая встреча министров иностранных дел России, Индии и Китая (РИК) - в Индии. Одним из вопросов повестки дня трехсторонней встречи РИК станет объединение опыта реагирования на стихийные катаклизмы. Министр Салман Хуршид полагает, что к этому процессу целесообразно было бы подключить Бразилию и страны Африки.

На вопрос журналистов по ситуации в Сирии российский министр отвечал обстоятельно и подробно. Интересовались мнением по следующему поводу: есть ли риск срыва конференции «Женева-2» в связи с заявлениями сирийского правительства о том, что за стол переговоров его представители сядут лишь с теми из оппозиции, кто не призывал к внешней интервенции. И подтверждается ли по российской информации значительная роль иностранных боевиков в конфликте? Министр Сергей Лавров отметил, что такие данные есть не только у российской стороны, но и в открытом доступе. «А что касается перспектив «Женевы-2» и проблем, возникающих на пути ее созыва, то дело не в том, что кто-то из оппозиционеров призывал к военной интервенции для решения всех проблем Сирии. Это неприемлемо в принципе, и такие люди не могут считаться патриотами своей родины, призванными заботиться, чтобы страна осталась суверенной, территориально целостной и независимой. Подобные призывы лишь подталкивают к сценариям, которые мы уже наблюдали в разных регионах, где осуществлялась военная интервенция и где внутренняя ситуация ухудшилась в разы и на порядки», - ответил российский министр.

Сергей Лавров отметил также, что до сих пор оппозиция не представила конструктивную программу развития для Сирии. «Я встречался с первым руководителем этой «коалиции» Муазом Хатыбом в начале февраля этого года - мы вместе были на Международной конференции по безопасности в Мюнхене. Он произвел очень хорошее впечатление человека, который болеет за свою страну. Я поинтересовался у него, почему «Национальная коалиция», которая была создана в конце ноября 2012 года в Дохе, заявила в своем учредительном документе, что у нее есть три цели – свергнуть Президента Б.Асада, демонтировать институты государства и сделать это без всяких переговоров с правительством?  М.Хатыб сказал тогда, что это не так и что он взялся руководить «Национальной коалицией» при условии, что будет формировать конструктивную повестку дня, нацеленную на переговоры. Вскоре он публично заявил, что готов на переговоры с правительством. Очень быстро его с этой должности убрали без всяких собраний и выборов. Просто сказали, что он больше не является главой «коалиции», - сказал Сергей Лавров.

Продолжая отвечать на вопрос, министр сообщил: «Поставили нового человека – А.Джарбу, который очень долго не мог сформулировать позицию «Национальной коалиции» в отношении инициативы России и США о созыве конференции «Женева-2». Стали выдвигать условия для участия в этой конференции. Сначала, дескать, надо, чтобы ситуация на земле изменилась в пользу оппонентов режима Б.Асада, а одновременно делегация правительства должна привезти акт отречения Б.Асада от власти. Другими словами, появились условия, которые никак не вписывались в российско-американскую инициативу, и которые противоречили духу Женевского коммюнике (от 30 июня 2012 г.) - а именно его мы договорились положить в основу конференции - в котором говорится, что все представители оппозиции и Правительство САР должны договориться и достичь общего согласия о переходном периоде от нынешней ситуации к ситуации, которая будет приемлема для всего сирийского народа через волеизъявление и другие демократические процедуры. Наконец в контексте дискуссий, которые прошли в Нью-Йорке вокруг химической программы Сирии и необходимости возобновить политический процесс, господин А.Джарба сказал, что он готов поехать на конференцию «Женева-2», и особо не обставлял какими-то условиями, хотя много слов было сказано о том, что это не просто будет сделать. Но даже это не очень четкое заявление было дезавуировано. Тут же его соратники, такие как член руководства «Национальной коалиции» г-н К.Лабвани сказал, что это было личным мнением А.Джарбы. Еще один лидер оппозиционеров, глава «Сирийского национального совета», который входит в «Национальную коалицию», г-н Дж.Сабра, заявил, что он вообще против конференции.

Поэтому, когда мы ведем разговор о том, что препятствует созыву «Женевы-2», нужно иметь в виду весь спектр фактов и заявлений. Я слышал, что сирийское правительство не хочет разговаривать с теми, кто выступают за иностранную интервенцию. Но иностранная интервенция и не является частью договоренностей, на основе которых Россия и США предлагали созвать конференцию. Ее созывают ради того, чтобы не интервенцию «приглашать», а договариваться между всеми сирийскими сторонами. Исхожу из того, что это правило остается в силе», - подчеркнул Сергей Лавров. Министр указал и на другие факторы и тех, кто хотел бы эту конференцию похоронить, в том числе и ее результаты.

«Мы читаем и слышим из разных источников (полуофициальных и доверительных) о том, что некоторые официальные представители ряда стран региона, соседствующие с Сирией, налаживают и имеют регулярные контакты с «Джабхат ан-Нусрой» и другими террористическими группировками. О том, что у этих радикалов уже есть компоненты химического оружия, то ли где-то найденного в Сирии, то ли откуда-то привезенного. Причем эти компоненты уже завезли и на территорию Ирака и там готовят какие-то провокации. Все это сообщения последних дней, а активизировались они после того, как по российско-американской инициативе была принята резолюция Совета Безопасности ООН о химическом разоружении Сирии и необходимости созыва «Женевы-2». Провокаторов хватает, и провокаций будет еще больше. Главное сейчас, чтобы не они «заказывали музыку», а Россия и США как инициаторы созыва «Женевы-2» вместе с Генеральным секретарем ООН, к которому соответствующая просьба была обращена в Нью-Йорке. Мы добивались добросовестных действий всех тех, от кого зависит созыв этой конференции. Прежде всего, это все сирийские стороны, которые должны принять приглашение на «Женеву-2» без предварительных условий и согласиться работать на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. Помимо сирийских сторон, это, конечно, и страны спонсирующие, поддерживающие, финансирующие сирийскую оппозицию. Все они должны осознать свою ответственность и прекратить попытки подрыва процесса подготовки конференции в надежде вновь реанимировать военный сценарий», - рассказал, отвечая на вопрос журналиста, Сергей Лавров.

Российский министр ещё раз подчеркнул порочность и недопустимость практики двойных стандартов: «Вы спросили про наемников и как с ними бороться. Они примыкают к террористическим группировкам и не всегда входят в ту или иную группу, но цель у них одна – любыми средствами бороться с режимом, не гнушаясь террористических актов, нарушений международного гуманитарного права. Этих нарушений в Сирии хватает, в том числе и со стороны правительственных войск – не будем этого скрывать. Но в нынешней ситуации, когда открылась перспектива реализовать программу химического разоружения Сирии, когда достигнут консенсус в Совете Безопасности ООН, широко поддержанный всеми странами-членами ООН о необходимости созыва «Женева-2», подобные действия должны решительно пресекаться. Еще раз вернусь к заявлению, которое было принято лидерами «Группы восьми» в Лох-Эрне в июне нынешнего года. В сирийском разделе этого документа есть пассаж о том, что лидеры «восьмерки» призывают Правительство Сирии и оппозицию объединить усилия в борьбе против всех террористов, которые должны быть уничтожены или изгнаны из САР. Другого пути нет - с ними нужно бороться без двойных стандартов», - подчеркнул Сергей Лавров.

Индийскому министру адресовали вопрос об активизации торгово-экономических отношений с США – не отразится ли это пагубно на отношениях России и Индии? На что министр Салман Хуршид ответил: «Кто бы не считал так, не имеет ни малейшего представления о силе и глубине наших отношений с Россией. Наше партнерство многоплановое и многоаспектное - имеет богатую историю, оно зиждется на восприятии общемировых ценностей. Существует серьезнейшая взаимозависимость в таких областях как экономика, оборона, образование. Молодые люди, которые сегодня формируют историю Индии, проходят обучение в России». Индийский министр напомнил, что мир многополярен, что само по себе исключает такую постановку вопроса. Глава МИД России поддержал своего коллегу: «Мир – многополярен и становится все более взаимозависимым, глобализирующимся. Границы исчезают, мы все хотим убрать границы для движения товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, знаний, передового опыта, инвестиций». Министр назвал естественным процесс, когда ведущие государства мира стремятся использовать свои сравнительные преимущества, объединять усилия в тех областях, где это позволит обеспечить дополнительную конкурентоспособность. «Россия тоже развивает отношения с США, которые мы хотим углублять, как у Индии есть отношения с Китаем, Пакистаном и со всеми другими ведущими игроками в этом регионе, центральноазиатскими государствами, которые являются нашими союзниками, выстраивают тесные отношения», - сказал Сергей Лавров.

Доказательством успешного развития двустороннего взаимодействия России и Индии стала насыщенная встречами и заседаниями программа пребывания в Москве возглавляемой министром иностранных дел Индии делегации. Г-н Салман Хуршид является сопредседателем Межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству вместе с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрием Рогозиным. 4 октября в Москве состоится XIX заседание этой Комиссии, где будут подробно рассмотрены все направления сотрудничества между нашими странами.  Так Россия и Индия продолжают свой двусторонний диалог в духе привилегированного партнерства. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати