Томос: грусть-печаль и ничего личного

12:02 10.01.2019 Михаил Леонов, журналист


В своей статье «Фанарская ойкумена, или проверка на пре(о)данность?» я уже высказал свое мнение о том, что для Церквей мировой православной семьи наступило время определиться в своем отношении к канонам и неканоническим поступкам Вселенской Патриархии в лице Патриарха Варфоломея[1]. О том, что такой выбор хоть и труден, но необходим, заявил и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) протоиерей Николай Балашов в своем интервью агентству ТАСС по итогам подписания Томоса в фанарском храме Георгия Победоносца 5 января[2]. Кроме того, о. Николай обратил особое внимание на условия, на которых Вселенский Патриархат дарует Православной церкви Украины (ПЦУ) т.н. «независимость». На ключевых аспектах «дарования автокефалии» и сопутствующих вопросах мне бы хотелось остановиться подробнее.

Прежде всего обратим внимание на украинскую делегацию на этом мероприятии. Если присутствие «священнослужителей» ПЦУ было вполне объяснимо, то президентскую массовку объяснить труднее. Но никто из украинского правительства, похоже, вовсе не озабочен соблюдением приличий и Конституции – ни перед своими согражданами, ни перед мировым сообществом. Почти в полном составе кабинет министров Украины, где религия отделена от государства соответствующей статьей Конституции, присутствовал на этом действе. «Автокефальными торжествами» оказались озабочены, кроме «православных» президента со всей семьей, спикер Верховной Рады Андрей Парубий. В первых рядах были глава МИД Павел Климкин, министр молодежи и спорта Игорь Жданов, руководитель МОН Лилия Гриневич, первый вице-премьер Степан Кубив, глава Минобороны Степан Полторак и министр культуры Евгений Нищук. Присутствие главы минкульта необходимо отметить особенно в свете предстоящих процессов по ратификации «автокефального» будущего – именно министерству культуры поручено «законно» изымать у верующих канонической УПЦ крупнейшие украинские святыни, лавры и храмы. Почетное внимание уделили украинские СМИ бывшему президенту Украины Виктору Ющенко, присвоившему в свою бытность звание «героя Украины» Степану Бандере и приложившему немало усилий по продвижению темы автокефалии.

Немало финансовых усилий по претворению этого проекта в жизнь приложил еще один человек, которому стоит посвятить отдельный абзац. О том, что руководство Украины не волнуется лишний раз о своей репутации, свидетельствует сайт Верховной рады, где в сообщении о «томосных торжествах» размещены пикантные фотографии с присутствием этого человека справа от главы Верховной Рады, держащим в руках пресловутый томос[3]. Знакомьтесь – Александр Владимирович Петровский. Он же – Александр Томазович Налекрешвили, он же - криминальный украинский авторитет по кличке «Нарик», деятельность которого отслеживается МВД Украины и СБУ на протяжении 30 лет[4]. Впрочем, отслеживание его деятельности не мешает ему вполне легально существовать и встречаться с членами правительства и Рады. В данном случае, причина более чем понятна: слухи о том, что Петровский активно участвовал в процессе получения Томоса ходили еще с лета. А его присутствие 5-6 января в Стамбуле и в декабре на «объединительном» соборе еще более укрепляет версию о том, что его финансовые «пожертвования» могли стать решающим аргументом для Варфоломея «решить вопрос положительно».

Пора, впрочем, перейти к главному во все этой истории – самому Томосу. Украинские СМИ позиционируют автокефальную тему, и Томос в частности, как еще одно свидетельство подлинной украинской независимости. Однако анализ текста варфоломеевского ярлыка на украинское княжение самозванцев в рясах вызывает иногда недоумение, иногда сожаление, иногда смех.

Первым текст Томоса обнародовал посол Украины в Стамбуле Андрей Сибига на своей странице в Twitter, позже его полный текст опубликовал в Фейсбуке сам президент Порошенко[5], для которого Томос – еще и личная причина для гордости: в конце этого как бы церковного документа зачем-то упоминается имя главы государства, опять же напомним, отделенного от религии статьей Основного Закона Украины. "... Наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украины Автокефальной... Такое решенное и рассужденное, и в радости возвещенное вам от уважаемого Центра Православия было соборно утверждено, для постоянного сохранения выдается этот Патриарший и Синодальный Томос, написанный и подписанный в Кодексе нашей Великой Константинопольской Церкви Христовой, врученный в точной и идентичной копии Блаженнейшему предстоятелю Святейшей Церкви Украины, кир Епифанию и Его Высокопревосходительству Президенту страны господину Петру Порошенко, для вечного доказательства и постоянного представления", - говорится в тексте.

Теперь по тексту самого Томоса. Во-первых, Варфоломей назначает ПЦУ своей "духовной дочерью", которая по своему статусу будет Митрополией, возглавляемой Митрополитом Киевским и всей Украины (по сути, воруя этот статус у действующего предстоятеля канонической Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия).

Во-вторых, отдельно в Томосе оговаривается то, что этот титул Предстоятеля нельзя менять без согласия Фанара и что не может быть его двух-трех и более вариантов, как было ранее принято на «синоде» раскольнической УПЦ КП. Этим пунктом Варфоломей напрочь отсекает многолетние претензии Филарета и его преемников на патриарший куколь.

В-третьих, в самом тексте Томоса Варфоломей обращается ко всем мировым православным Церквам (каковых насчитывается 15) признать новую украинскую "церковь", что априори должно происходить до «вручения» автокефалии и без каких-либо призывов. Никто из Поместных Церквей, обратим еще раз внимание, до сих пор не высказал своих поздравлений «главе» новообразованной ПЦУ Епифанию ни по итогам «собора» в Киеве, ни по вручению Томоса.

В-четвертых. Ни о какой самостоятельности новой церковной структуры не может быть и речи в пункте о разрешении судебных тяжб. Именно Константинополь теперь является главной и последней инстанцией для всех споров внутри ПЦУ. Как мы уже упоминали в предыдущих наших статьях, в ныне здравствующей УПЦ МП все судебные и иные вопросы решаются исключительно собором архиереев этой Церкви. 

В-пятых. Отныне и во веки веков власть новорожденной ПЦУ заканчивается исключительно территорией Украины. А все существовавшие ранее её зарубежные приходы переходят в собственность и прямое подчинение Вселенской Патриархии. К слову сказать, Румынская и Болгарская Церкви, Московская и Грузинская имеют приходы и епархии вне своей территории, окормляя своих соотечественников, проживающих за границей. Так что теперь пятеро «архиереев», которых «патриарх» Филарет отправил на зарубежные приходы УПЦ КП, теперь обязаны подчиняться напрямую Варфоломею!

Но на этом бонусы для Варфоломея не заканчиваются. В-шестых, смеем предположить, что от украинского Томоса Фанар приобретает и немалые финансовые и материальные дивиденды: в тексте упомянуто прямое подчинение отдельных храмов и монастырей Константинополю. "Права Вселенского престола на экзархат в Украине и священные ставропигии сохраняются и не могут быть уменьшены", - говорится в документе. Тут, скорее всего, имеется в виду намек на секретные пункты конкордата между Порошенко и Патриархом Варфоломеем, подписанного 3 ноября и не обнародованного публично. Речь идет об информации, согласно которой Фанару обещано минимум 12 храмов и монастырей. Учитывая их прямое подчинение Вселенскому патриархату, можно предположить, что и финансовые потоки будут уходить в Стамбул, а не на поддержание храмов и монастырей Украины.

В этой связи, правды ради, мы должны упомянуть заявление заместителя главы аппарат президента Украины Ростислава Павленко, о том, что эта информация не соответствует действительности: "Экзархат - это представительство, миссия, фактически - "посольство", которое находится в Андреевской церкви. Имеется в виду это. Никаких других не предусмотрено. Никаких тайных или некие соглашений о "ставропигии" (кроме упомянутой Андреевской церкви) не существует"[6]. Однако сам факт сокрытия пунктов отдельного фанарского соглашения говорит не в пользу официальной версии украинской стороны.

В-седьмых, «самостоятельная» украинская дочка "...через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола, обязана участвовать в православных совещаниях в отношении важных канонических, догматических и иных вопросов, которые собираются время от времени, по священному обычаю со времен Отцов. Первый же, утвержденный, обязан обязательно посылать необходимые надлежащие Мирные Грамоты к Вселенскому Патриарху и другим Предстоятелям, и сам имеет право от них получать, начиная свои мирные поездки от Первопрестольной Церкви Константинополя по обычаям, получая от нее и Святое Миро, для проявления духовного единства с ней", - говорится в Томосе.

Из сего следует, что для получения мира (особого благовонного масла, используемого в церковном Таинстве Миропомазания), представителям новой церкви придется отправляться в Стамбул. К примеру, в той же, уже упраздненной УПЦ КП, миро на основе афонских масел готовили в Киеве. Его «освящение» раз в год в Чистый четверг перед Пасхой лично совершал «патриарх» Филарет, раздавая потом по своим «епархиям». 

К слову сказать, один из адептов украинской автокефалии среди епископата УПЦ МП Митрополит Черкасский Софроний, отказавшийся после обнародования текста устава новообъявленной ПЦУ переходить в нее, в одном из своих интервью признал, что перспектива летать из Черкасс за получением масла в Стамбул его не очень-то радует[7].

В-восьмых, один из пунктов Томоса прямо повелевает в новой ПЦУ при совершении «богослужений», поминать главу Московского Патриархата (РПЦ): "...Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины должен поминать за древнее предание святых отцов наших Вселенского Патриарха и других Предстоятелей Поместных Православных Церквей, в ряду диптиха, согласно каноническим порядкам...", - говорится в тексте Томоса. Это противоречит тому, что Петр Порошенко до этого неоднократно заявлял в своих выступлениях, что после предоставления Томоса в храмах больше не будут молиться за здравие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла! А сам «предстоятель» ПЦУ Епифаний еще в декабре признавал, что не поминает при богослужении предстоятеля РПЦ, потому что, якобы, "…мы находимся в состоянии войны. И поэтому украинский народ не воспринимает того, чтобы новоизбранный предстоятель поминал имя российского патриарха"[8]. Но как-нибудь разберутся, кто из них главный – Порошенко или Варфоломей.

В заключение хочется отметить еще и тот комизм и пародийность ритуала вручения Томоса, который проявился в его написании и подписании. Доставив новоявленный Томос в Украину на всеобщее поклонение и обозрение, его тут же отправили самолетом обратно в Стамбул, т.к. на нем отсутствовали подписи членов варфоломеевского Синода, указанных в его тексте[9]. Помимо этого, в нем при обосновании права Фанара принимать безапелляционные судебные решения, обосновывая его статусом "центра Православия", была указана отсылка к 16-му пункту правил IV-го Халкидонского Вселенского Собора. В то время как это правило говорит о запрете на вступление в брак монашествующим. Понятно, что это было простая описка, но уровень подготовки столь значимого «документа» налицо!

По итогу, все происходящее по вопросу об «автокефалии» на Украине вновь и вновь подтверждает, что искусственно созданный украинский религиозный конфликт, на самом деле, является вопросом исключительно политическим. И здесь, конечно, стоит принимать во внимание предстоящие президентские выборы на Украине. Незадолго до этих событий стало известно, что президент Украины вместе с «предстоятелем» ПЦУ Епифанием совершит поездку по областям Украины, уже саркастически названную в украинских СМИ «Томос-туром» с непременной массовкой и использованием админрессурса[10]. Формальный повод – празднование получения Томоса. Однако, на самом деле, поездки планируются исключительно в целях увеличения количества голосов избирателей за Порошенко на президентских мартовских выборах 2019 года. Бизнес и власть – ничего личного.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



Ключевые слова: Украина РПЦ УПЦ