В преддверии четвертого Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, который состоится 26-27 октября 2012 года в Санкт-Петербурге, вполне закономерным является вопрос о том, что удалось добиться за прошедший период между конгрессами в плане поиска и реализации новых идей, проектов и форм взаимодействия с соотечественниками, и в частности с подрастающим поколением «компатриотов», как метко сказал поэт, - этим «племенем младым и незнакомым».

В трехлетней Программе работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2012-2014 годы, утвержденной Распоряжением правительства Российской Федерации 13 октября 2011 года, подробно отражены меры по поддержке молодежи российской зарубежной диаспоры, включая содействие привлечению молодых соотечественников и их обучению в образовательных учреждениях Российской Федерации, реализации инициатив молодежных общественных объединений по проведению как в России, так и за рубежом фестивалей, творческих конкурсов и выставок, а также форумов и встреч молодых соотечественников1.

В рамках реализации на практике «молодежного блока» программы, которому Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР) уделяет повышенное внимание, в Москве 4-9 июня 2012 года по инициативе МИД России на базе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) был осуществлен пилотный проект «Школа молодого лидера»2.

В «Школе» приняли участие 30 молодых активных соотечественников из 21 страны ближнего и дальнего зарубежья с крупными русскими общинами, в том числе из Украины, Казахстана, Белоруссии, Молдавии, стран Балтии, США, Германии, Франции, Израиля, Турции и других государств. В основном это члены страновых координационных советов соотечественников, руководители их молодежных секций и организаций, студенты-старшекурсники и аспиранты вузов, молодые журналисты, представители НПО и сферы бизнеса.

Главная цель проекта - развитие лидерского потенциала в среде молодых соотечественников, которым вскоре предстоит взять на себя бремя лидерства, инициативы и ответственности у старшего поколения «компатриотов»; приобретение ими навыков участия в процессах управления и взаимодействия с органами государственной и исполнительной власти, сохранение этнокультурной идентичности молодых интеллектуально развитых людей, а также расширение межкультурной коммуникации между ними в качестве одного из важнейших условий толерантности в многонациональном обществе.

В адрес участников «Школы» поступило приветственное послание министра иностранных дел России, председателя ПКДСР С.В.Лаврова. В нем, в частности, говорится об особом внимании, уделяемом в России «молодому поколению соотечественников, проживающих за рубежом, которому в будущем предстоит принимать ответственные решения». Высказывается надежда, что их «активная жизненная позиция, присущее молодежи стремление ко всему новому, новаторскому будут способствовать совершенствованию форм и методов нашего взаимодействия в интересах продвижения позиций русского языка и ценностей российской культуры, более полного раскрытия богатейшего потенциала Русского мира»3.

Молодые представители русских зарубежных общин были приняты в МИД России заместителем министра и председателя ПКДСР Г.Б.Карасиным, где состоялась живая, непротокольная и достаточно продолжительная беседа по вопросам внешней политики России на пространстве СНГ, Балтии и в дальнем зарубежье, которая, судя по отзывам участников «Школы», оказалась одной из самых ярких и запоминающихся, так же как и встреча молодежных лидеров русских общин в Государственной Думе с первой женщиной-космонавтом, заместителем председателя Комитета по международным делам ГД В.В.Терешковой.

Вместе с тем основным содержанием «Школы», как и задумывалось авторами проекта, стала учебно-образовательная программа, подготовленная профессорско-преподавательским составом РГГУ, с участием руководящих представителей МИД России, Россотрудничества, ИТАР-ТАСС, Общественной палаты Российской Федерации, известных специалистов-международников, политологов, историков и обществоведов из РГГУ, МГУ, МГИМО МИД России и других вузов и научных учреждений.

В учебную программу «Школы» входили ежедневные шестичасовые занятия, включая лекции, дискуссии, семинары-тренинги, мастер-классы и другие актуальные формы обучения по истории, внешней и национальной политике России, экономическому, культурному и гуманитарному сотрудничеству со странами постсоветского пространства и дальнего зарубежья, современным политическим процессам и ценностям, технологиям лидерства и др.

Учебные занятия дополнялись в послеобеденное время практическими и экскурсионно-познавательными мероприятиями, включая посещение Госдумы, Российского агентства международной информации РИА «Новости», телецентра «Останкино», кампуса инновационной Школы «Сколково» с презентацией «Школы», Кремля и музеев Москвы.

В целях выявления интереса к России, знания истории и современных политических и социально-экономических процессов в России в рамках «Школы молодого лидера» было проведено анкетирование участников. Анкета для опроса составлялась с учетом актуальности вышеобозначенных проблем и с целью выявления уровня интереса соотечественников к России, знания российской истории и современных реальностей в России. Для этого в анкете был выделен специальный блок, органично сочетающийся с другими блоками вопросов анкеты. Участие в опросе приняли все участники «Школы».

Блок вопросов анкеты, касающийся исторической тематики, был выстроен таким образом, чтобы определить роль знаний о России и ее истории в жизни соотечественников, степень заинтересованности историей России и ее современным развитием среди молодого поколения соотечественников (по пятибалльной шкале), какими информационными ресурсами чаще всего пользуются юноши и девушки для получения информации о России, какие события из истории России наиболее хорошо известны и какие современные события чаще всего обсуждались в странах их проживания, а также выявить и сформулировать перечень тех событий в истории/современном развитии России, о которых молодые соотечественники хотели бы узнать подробнее. Количество вариантов ответов в анкете было регламентировано с тем, чтобы выявить наиболее актуальную проблематику.

Результаты опроса продемонстрировали достаточно высокий интерес к истории России и происходящим здесь событиям со стороны участников «Школы». Особенно высокий интерес к российской истории обозначили участники из Израиля, Казахстана, США, Узбекистана, Грузии, Литвы, Киргизии, Беларуси. Здесь же участники из стран Балтии отметили крайне ограниченные возможности для изучения истории России, отсутствие литературы и т. д. Участник из Турции отметил, что изучение России в стране его проживания ограничивается изучением русско-турецких войн. В ходе семинаров респонденты не раз отмечали, что в рамках изучения курса истории многие события, связанные с Россией, подаются в их странах в заведомо искаженном виде. В целом следует констатировать, что интерес к истории России со стороны молодых соотечественников за рубежом, по крайней мере в той среде, которую представляли участники «Школы», достаточно высок.

Еще выше ими был оценен интерес к событиям, происходящим в современной России. Подавляющее большинство участников оценило его максимально высоко. При этом, например, участники из стран Балтии отметили, что информации о событиях в Российской Федерации поступает крайне мало.

В ответах на вопрос о том, какими информационными ресурсами пользуются участники для получения информации о событиях в современной России, респонденты перечислили большинство печатных и цифровых СМИ, транслирующихся и распространяющихся за пределами Российской Федерации. Данные опроса показали, что в большей степени востребованы телевидение и Интернет, в меньшей - пресса и радио. Наиболее востребованными из цифровых СМИ являются телеканалы ОРТ, РТР, НТВ, Russia today, интернет-ресурсы Lenta.ru, Vesti.ru, РИА «Новости». Примечательно также, что все более востребованным среди молодежи становится такой канал получения актуальной информации о событиях в России как виртуальные социальные сети - Vkontakte.ru, Odnoklassniki.ru, Facebook и др. Среди печатных СМИ предпочтение отдается «Российской газете», «Аргументам и фактам», «Комсомольской правде», «Коммерсанту», «Новой газете».

Отвечая на вопрос о том, какие события из истории России наиболее широко известны в стране проживания респондента, большая часть участников отметила события Великой Отечественной войны, Октябрьскую революцию 1917 года, распад СССР, холодную войну, «войну в Грузии 2008 года». При этом была отмечена определенная дифференциация в ответах на этот вопрос. Так, участники их Казахстана, Латвии и Литвы отметили сталинские репрессии, что, очевидно, связано с широкой пропагандистской кампанией, развернутой в этих странах вокруг событий сталинского периода. В государствах Центральной Европы и США, судя по ответам участников «Школы» из этих стран, в наибольшей степени обсуждаются те события истории России, которые негативно сказываются на ее имидже, - сталинские репрессии, холодная война, распад СССР, война в Чечне, военный конфликт на Кавказе в 2008 году, авария на Чернобыльской АЭС и т. д.

Ответы на вопрос о том, какие события в современной России наиболее широко обсуждались в стране проживания участников «Школы» за последний год, продемонстрировали единодушие в оценках. Так, среди наиболее обсуждаемых подавляющим большинством анкетируемых указывались выборы Президента России в марте 2012 года и в Госдуму в декабре 2011 года, а также митинги оппозиции, проходившие с декабря 2011 года в крупных городах России. Кроме того, согласно ответам участников «Школы», в странах их проживания часто обсуждаются те события в России, которые напрямую касаются страны их проживания. Например, в Казахстане, где русский вопрос является достаточно чувствительной темой, активно обсуждаются изменения в программе переселения соотечественников. В случае Германии - это позиция России в «сирийском вопросе». В Беларуси - создание Таможенного союза и Единого экономического пространства. В Азербайджане - открытие российской военной базы в Армении и т. д. Это свидетельствует о том, что в данных странах есть запрос на разностороннюю информацию об этих событиях, которую местные национальные СМИ далеко не всегда могут предоставить в адекватном виде.

Ответы на следующий вопрос анкеты, о каких событиях в истории/современном развитии России участники «Школы» хотели бы узнать подробнее, дают более ясное представление, что именно интересует молодое поколение соотечественников за рубежом. Здесь была выявлена достаточно существенная дифференциация ответов. Ответы респондентов разделились на две группы - в первом случае участников «Школы» интересовали какие-то определенные события российской истории, во втором - события, имеющие место в современной России или связанные с современной Россией. Из событий истории России большой запрос среди участников отмечен на дореволюционную историю России, события Великой Отечественной войны, события, связанные с распадом СССР, включая войну в Афганистане и чеченские кампании. Участники из стран, с которыми Россия активно взаимодействует, продемонстрировали запрос на информацию о перспективах сотрудничества со странами СНГ и Балтии, внешней политике России, стратегии взаимодействия с ЕС, самоуправлении в России, программе переселения соотечественников, модернизации российской экономики. Все это опять же свидетельствует о значительном запросе среди молодых соотечественников на информацию, связанную не только с историей России, но и современным этапом ее развития во всех областях в условиях ограниченного доступа к информации в странах проживания.

Интерес к истории России и специфике ее общественно-политического развития был продемонстрирован участниками «Школы» и в ответах на вопрос о том, какие лекции и семинары и на какую тематику им показались наиболее интересными. Среди наиболее интересных респонденты отметили лекции о современных российских СМИ, внешней и миграционной политике, специфике электоральных процессов в современной истории России, отношениях России со странами СНГ и Балтии.

Организаторы «Школы молодого лидера» подчеркнули, что цель мероприятия в целом была достигнута. В своих оценках эффективности «Школы» слушатели-респонденты отметили возможность познакомиться с соотечественниками из других стран, получить информацию из первых рук о проблемах этих стран и опыте их решения, возможность задать наболевшие вопросы и обменяться мнениями в ходе дискуссии. Кроме того, участники «Школы» активно включились в процесс обсуждения вопроса о том, как повысить эффективность «Школы». Здесь имели место следующие инициативы - расширить практическую часть курса, включив тренинги и мастер-классы, разработать проекты взаимодействия с участниками «Школы» после завершения ее программы, предусмотреть подготовку презентаций по проблематике своих стран участниками до начала программы и др. Ответы на вопрос о том, какие темы лекций/семинаров/дискуссий могли бы заинтересовать участников-респондентов в рамках следующей «Школы», показали большой запрос на более подробное изучение истории России. В частности, респондентами в качестве желательных для ознакомления тем были отмечены: история дореволюционной России, современная история России, а также ее двусторонние отношения со странами проживания участников «Школы», отношения России со странами Запада, имидж России в зарубежных СМИ, проблемы интеграции на постсоветском пространстве, проблемы лидерства, проблемы соотечественников и т. д.

Указанные рекомендации и пожелания свидетельствуют о налаженной обратной связи с участниками «Школы», программа которой нашла позитивный отклик среди молодых соотечественников. Все предложения участников «Школы» были проанализированы, часть из них с необходимыми корректировками рассмотрена организаторами в плане подготовки к проведению следующего «семестра» «Школы» в расширенном формате в 2013 году.

Таким образом, «Школа молодого лидера» продемонстрировала большой интерес молодого поколения соотечественников к изучению истории России. Это важно именно для молодежи прежде всего потому, что изучение некогда общей истории помогает этому поколению, выросшему в очень непростых условиях, понять, откуда мы происходим и куда мы идем. Налицо спрос на изучение общей с Россией истории, удовлетворить который национальные государства ближнего и дальнего зарубежья либо не в силах, либо не располагают политической волей к этому. Кроме того, тот факт, что никто из участников «Школы» в целом не высказывал негативных оценок исторических событий, связанных с Россией, позволяет предположить, что историческое сознание воспроизводится в семье и узких группах соотечественников, которые в некоторых странах вынуждены вести диаспоральный образ жизни. Это чрезвычайно важный фактор, позволяющий и далее культивировать интерес к истории и современному развитию России, «взращивать» лояльную по отношению к России политическую элиту и создавать единое гуманитарное пространство, именуемое Русским миром, на просторах некогда единого государства и в дальнем зарубежье.

 

 

 1Сайт МИД России, раздел «Соотечественники за рубежом», рубрика «Законодательство Российской Федерации применительно к соотечественникам». Программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2012-2014 гг.

 2Сайт МИД России, раздел «Соотечественники за рубежом», сообщения для СМИ. Об открытии «Школы молодого лидера». 05.06.2012.

 3Сайт МИД России, раздел «Соотечественники за рубежом», текущая информация. Приветствие министра иностранных дел России С.В.Лаврова участникам Международного молодежного проекта «Школа молодого лидера».