Войну музыкант Давид Михайлович  Лернер  встретил в Петропавловске-Камчатском.  Выступал там с концертом в одном из авиаполков. Ему, аккомпанировавшему великим мастерам русской оперной сцены, таким как Мария Максакова, Сергей Лемешев, а также шведскому певцу Николаю Гедде, знаменитому американскому басу Полю Робсону, к концертам было не привыкать, но тот запомнился на всю жизнь.

«Время было около 9 вечера, - вспоминает Давид Михайлович. - Концерт как концерт, привычное дело. И вдруг на сцену выходит полковник и произносит: «Товарищи! Только что получено сообщение. Германия напала на нас…»

Это было 22 июня 1941 года. В Москве наступило то самое утро, разделившее жизнь всех советских людей  на «до» войны и «после» нее. Как писал Константин Симонов: «Тот самый длинный день в году/C его безоблачной погодой /Нам выдал общую беду/На всех, на все четыре года…»

Выступление В.М.Молотова по радио прозвучало  на Камчатке, когда там уже наступил вечер. «Не помню, конечно же, слово в слово того, что говорил тогда Молотов, но было ощущение охватившей всех суровой сдержанности. И еще, конечно, это вот - «наше дело правое, и победа будет за нами». Эти слова достигли  сердца».

Патриотический подъем был велик. И на этом душевном подъеме Д.Лернер буквально через несколько дней после начала войны организовал ансамбль под сокрушительным названием «Били, бьем и будем бить!». И начались концерты: по гарнизонам, предприятиям.  Тогда-то и написал Давид Михайлович музыку к стихам В.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная…»  Стихи «добрались» до Камчатки быстрее, чем сочиненная к ним  А.Александровым музыка, родившая песенный шедевр «Священная война», сродни лучшим образцам народного песенного эпоса.

А на Камчатке, далекой от фронтов Великой Отечественной, звучала эта песня на музыку Д.Лернера, о чем  свидетельствует программа концерта ансамбля Облрадиокомитета от 11 января 1942 года. Первое отделение концерта так и называлось: «Великая Отечественная война в песнях советских композиторов».  Первый номер - песня «Священная война». Музыка Д.Лернера, текст В.Лебедева-Кумача. Потом прозвучали «Прочь с дороги» на музыку Л.Книппера, «Яблочко» В.Кручинина…

Память Д.М.Лернера, отметившего осенью прошлого года столетний (!) юбилей, хранит картины военных камчатских буден: перерабатывающие рыбные заводы работали на полную мощность, ежесуточно отправляя в глубь страны вагоны с рыбоконсервной продукцией - все для фронта, все для Победы! Рыболовные сейнеры регулярно бороздили морские пространства - все для фронта, все для Победы! Корабли Тихоокеанского флота несли круглосуточную боевую вахту: Япония не вступила в войну, однако такая опасность в первые месяцы Великой Отечественной была более чем реальной, а значит,  порох надлежало и на Дальнем Востоке держать сухим. И держали.

В армию призвали музыканта Лернера в апреле 1942 года. Целый год прослужил он в военно-пехотном училище во Владивостоке. Переправляли  пароходом. «Когда отваливали от причала, мне жена моя Наташа Несмеянова отчаянно крикнула: «Давид, береги руки!»

«И вот как-то, уже в 1980-х годах, был я в гостях в одной компании,  - вновь предается воспоминаниям ветеран. - Среди прочих гостей оказался офицер в морской форме, он все на меня время от времени пристально так поглядывал. И вдруг произнес: «Давид Михайлович, руки-то вы сберегли, а?!»  Оказалось, что это был капитан того самого судна, на котором я во Владивосток уходил с Камчатки тогда, в 1942 году. Он напутственное пожелание мой супруги запомнил». - «Еще бы, война такая идет, смерть, увечья, горе неизбывное, и тут вдруг нá тебе: «Давид, береги руки!» - пояснил тогда моряк.  «Вот какие встречи в жизни случаются», - с юношеским задором восклицает Давид Михайлович…

Целый год постигал военную науку пианист. Армия - она и есть армия, особенно в условиях военного времени. И уж тем более в училище! Подъем, зарядка обнаженным по пояс, завтрак, занятия, марш-броски с  полной выкладкой.  Во время учений однажды отрабатывалась десантная наступательная операция, пришлось прямо в студеную воду с борта прыгать, на холодном, мокром берегу окапываться в районе Славянки, недалеко  от Хабаровска. Во время учений, на привале, кандидатом в члены КПСС стал. «И билет партийный я в годы перестройки не жег и не рвал на кусочки… Мне идеалы коммунизма, подчеркну - именно идеалы, всегда были близки». Как не понять эту позицию Давида Михайловича, нежелающего предавать своего прошлого!

Чтобы не потерять музыкальную форму,  при любой возможности забегал в Дом флота, где стоял инструмент, и хоть как-то играл. Пару раз удалось выступить с концертами по местному радио. В конце концов разобрались военные начальники, что к чему, поняли, что все же музыканту с таким талантом лучше и в армии своим прямым делом заниматься.
И направили Лернера продолжать службу в Ансамбле песни  и пляски Тихоокеанского флота. Сначала служил краснофлотцем, затем присвоили звание мичмана. «Служил я там с 1942 по 1945 год вместе, между прочим, с Борисом Бруновым, знаменитым впоследствии советским конферансье.  Ездили по частям, давали концерты на кораблях, в гарнизонах. Даже в  Корее бывали! Словом, День Победы, как поется в знаменитой песне, «приближали  как могли».  Вспоминает  Давид Михайлович: «Когда после войны Боря, уже всесоюзно знаменитый, встречал меня за кулисами Колонного зала Дома союзов, то всегда всем шутливо разъяснял: «Вот это Лернер, тот самый, который заставлял меня драить палубу».

В мае 2008 года Министерство обороны РФ преподнесло ветерану Великой Отечественной войны, кавалеру многих орденов и медалей, среди которых одни из самых значимых - орден Отечественной войны II степени, медали «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые заслуги»,  народному артисту России Давиду Михайловичу Лернеру новую мичманскую форму и морской кортик! Дорогой сердцу подарок…

Но не менее, если не более, значимы для ветерана-музыканта грамоты, которыми он был награжден за концертную деятельность еще во время войны.

Вот грамота Военного совета Тихоокеанского флота: «Товарищу Лернеру Д.М. За активную работу по культурному обслуживанию личного состава флота в день пятилетия Ансамбля песни  и пляски».  Владивосток, 7 декабря 1944 года.

Еще поистине уникальный документ военного времени со следующей надписью: «Мичману тов. Лернеру Д.М. С чувством гордости и большого удовлетворения сообщаем Вам, что за отличный концерт 26 августа 1945 г. народный комиссар ВМФ СССР, адмирал флота товарищ Кузнецов Н.Г. объявил Вам благодарность. Пусть эта высокая награда умножит Ваши творческие успехи». 26.08.45 г. Понятно, почему среди прочих регалий, коих во множестве у Д.Лернера, ему особо дорога медаль
«100 лет адмиралу флота Н.Г.Кузнецову». Да, не многие, думается,  деятели искусств удостаивались такой благодарности от легендарного адмирала!

Там, на Дальнем Востоке, уже в 1946 году, продолжилась дружба Д.Лернера с  солистом Большого театра, заслуженным артистом РСФСР Петром Киричек. В годы войны он был одним из самых популярных в народе исполнителей. Чего стоит одна только песня «Прощайте, скалистые горы», проникнутая высоким пафосом готовности к самопожертвованию во имя Отчизны. А такие шедевры, как «Случайный вальс», «До свиданья, города и хаты», «Землянка», «В лесу прифронтовом»! Все эти песни тиражировались сотнями тысяч экземпляров на знаменитых - 78 оборотов - патефонных грампластинках Апрелевского завода.  «Петр был певец-воин, более 1500 концертов дал за годы войны - в лазаретах, цехах,  гарнизонах, в открытом поле. Это тоже своего рода подвиг! Вот фотография - мы в матросском кубрике на Дальнем Востоке.  Петр - дорогой мой товарищ и собрат, память о нем для меня священна».

С Киричек уже после войны, в 1946-1949 годах, гастролировал Лернер по Дальнему Востоку. «Помню город Свободный, около Хабаровска, там были целые зоны, где содержались в бараках пленные японцы. На меня там произвело впечатление то, как японцы берегут землю. Они перед входом в бараки разбивали мини-садики. И хотя японцы тогда не вызывали в наших душах теплых чувств, наблюдать эти садики было, знаете ли, все же трогательно. И мы с Петром выступали перед пленными японцами».

Как свидетельство этой совместной творческой деятельности -  датированная 14 ноября 1947 года  Докладная записка на имя председателя Комитета по делам искусств при Совете Министров Союза ССР. «Лауреат Всесоюзного конкурса  вокалистов Киричек Петр Тихонович […] проделал очень большую работу по культурному обслуживанию Сахалина и Курильских островов. […] Посетил самые отдаленные уголки, всюду пользуясь громадным успехом у слушателей. Хороший певец, он дал возможность населению островов слушать прекрасную русскую песню, блестящие произведения русских и советских классиков.

Вместе с певцом Киричек очень теплый прием у зрителей имел его товарищ - пианист Лернер Давид Михайлович»…

Секретарь Сахалинского обкома ВКП(б)…

Директор Сахалинской государственной областной филармонии…»

Жизненный оптимизм и огромное трудолюбие на протяжении всей жизни были присущи Д.Лернеру. И сейчас, в свои почтенные годы, он ежедневно садится за пианино и играет, играет. Выступает и с концертами. Бесплатно. Таково жизненное кредо пианиста, дарившего свое искусство людям и прошедшего вместе со страной трудными, порой жестокими дорогами ХХ века, отмеченными и радостью великих побед всего народа, в которых есть  частица и его труда.