Стр. 132 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Ноябрь, 2014
Американский проект Транстихоокеанского партнерства и Китай
131
и концентрирующиеся вокруг него естественные экономические
очаги регионализации.) 2. Мягкая, консенсусно-азиатская модель
интеграции АСЕАН, оптимально подогнанная под широкое разно-
образие, неравномерность развития и уникальность страновых ха-
рактеристик стран-участниц. 3. Стремление использовать площадку
АСЕАН в качестве промежуточного механизма выстраивания интег-
рационных связей с другими экономическими лидерами Азии - Япо-
нией, Кореей, Индией - с долгосрочной перспективой изоляции и по-
степенного выдавливания из региона США.
Азиатский финансовый кризис 1998 года ослабил экономическую
и финансовую привлекательность США в регионе, в то время как
Китай, его гибкая, но централизованно управляемая экономическая
модель, получал все большую популярность в Азии. В ходе этого
финансового кризиса Китай удержал от негативных колебаний курс
юаня, чем оказал стабилизирующее влияние на азиатские рынки. Не-
смотря на сохраняющиеся недоверие и тревогу по отношению к но-
вому «молодому волку» мировой экономики в лице КНР, конкурент-
ную борьбу с ним со стороны Японии, Кореи, Индии, страны АТР
воспринимали Пекин как более естественный локомотив азиатской
интеграции, чем замедляющиеся и проблемные США.
В первое десятилетие нового века две администрации Дж.Буша-
младшего выдвинули в фокус военной и дипломатической активно-
сти США Ближний Восток и Центральную Азию, обуславливая тем
самым невозможность равной концентрации сил и в регионе АТР.
Противодействие Китаю не ставилось Дж.Бушем на первый план.
Наоборот, его администрация была вынуждена идти с Пекином на
компромисс, не распыляя силы. В результате в первое десятилетие
века США снизили планку своего присутствия и активности в АТР
как в военно-политическом отношении, так и в процессах экономи-
ческой интеграции.
На протяжении 1990-х годов в регионе возник ряд внешнеэкономи-
ческих инициатив, так или иначе ориентированных на изоляцию Аме-
рики а регионе. Одними из ключевых были форматы АСЕАН + 1 (Ки-
тай), АСЕАН + 3 (Китай, Япония, Корея), АСЕАН + 6 (Китай, Япония,
Корея, Австралия, Индия, Новая Зеландия). В недрах этих форматов
складывались различные формулы восточноазиатской интеграции (East
Asian Community, East Asian Summit), в которых участие и неучастие
США становилось объектом серьезной полемики между Китаем, Ма-
лайзией, Японией, Индией и Австралией. Это приводило, с одной сто-