ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россотрудничество: «мягкая сила» набирает вес

21:40 06.09.2012 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В день рождения Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) - 6 сентября - его руководитель Константин Косачёв собрал пресс-конференцию в ИТАР-ТАСС. Поводом к общению с журналистским сообществом, в том числе и из стран СНГ, стали первые итоги Cовещания представителей Россотрудничества за рубежом, состоявшегося 3-4 сентября в Москве.

Как было сказано во время пресс-конференции, вторая по своей значимости и численности после  загранпредставительств МИД РФ сеть Россотрудничества насчитывает 59 Российских Центров науки и культуры  в 76 странах, а также 8 филиалов этих центров. По словам Константина Косачёва, интерес к работе совещания был беспрецедентно высоким. В его адрес направил приветствие Президент России Владимир Путин, в работе совещания принял участие председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, с докладом выступил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. «Стенограмма совещания предполагает уместиться в не менее 200 страниц, которые будут тщательно проанализированы», - отметил Константин Косачёв.

 

Первые итоги

Тем не менее первые итоги позволяют сделать такие выводы: работа Агентства в сфере гуманитарного сотрудничества, а именно укрепления позиций русского языка за рубежом, культурных, образовательных и научных проектов нуждается в поддержке государства и с точки зрения финансовой, и  сточки зрения координации всей работы. По мнению Константина Косачёва, пока такая координация оставляет желать лучшего.  Он пояснил, что Россия вкладывает существенные ресурсы в данную работу, но разобранные по отдельным ведомствам программы, а их 43, зачастую дублируют друг друга, а порой и остаются без должного внимания. Этот вопрос Россотрудничество в состоянии решить уже сегодня, поскольку преодолело уже этап становления. Этот период, а история общественного представительства нашей страны за рубежом начиналась в 1925 году,  практически завершён. На сегодня Россотрудничество наработало правовые и нормативные документы, вплоть до детально прописанных директив по содержанию сальдо на уровне Указа Президента РФ, нормативные акты на уровне Правительства РФ. Теперь Россотрудничество вышло на новый этап планирования стратегии Агентства.

Как подчеркнул глава Россотрудничества, все конкретные предложения по стратегии Агентства в адрес руководства страны сформулированы, в адрес проекта Государственной программы внешнеполитической деятельности РФ - также. России предстоит перейти на программно целевой метод работы в организации деятельности министерств и ведомств, и когда вышеупомянутые 43 программы будут приняты в полном объёме, то финансирование будет идти уже не министерствам и ведомствам, а конкретно под эти программы, такие как «Культура России», «Образование России»,  «Обеспечение информационной безопасности России» и другие.

Параллельно руководством Агентства подготовлены предложения, которые определяют полномочия Россотрудничества и в части работы с соотечественниками, и в части поддержки русского языка за рубежом, русской школы за рубежом, возможного участия России в двусторонних программах содействия странам-партнёрам. Это касается и работы в молодёжной среде соотечественников за рубежом. Россотрудничество отвечает за Президентскую программу организации ознакомительных поездок в Россию молодых перспективных политических и общественных лидеров из-за рубежа.

 

Проблемы

Как уже упоминалось, Россотрудничество всё ещё испытывает бремя наследия той системы российского представительства за рубежом, которая складывалась с 1925 года. Тогда существовал Союз советских обществ дружбы (ССОД). Но то была общественная структура, а Россотрудничество – орган исполнительной власти. Однако география «освоенной территории» осталась прежней, за исключением закрытия десятка-двух представительств и сокращения числа представителей. Это наиболее остро ощущается в данной современной ситуации. Поясним. Россия в сфере «мягкой силы»  существенно отстаёт от своих конкурентов. В 90-е годы сокращение представительств РФ за рубежом происходило по принципу: «всё, что взято в аренду, сокращаем. Всё, что является собственностью, оставляем». Таким образом, в системе ССОД в 1999 году была достигнута «точка перигея», когда представительство России за рубежом со ста стран мира снизили до 34 стран, а представительства со 111 до 56. При этом количество сотрудников, работавших в этих представительствах, с 9 человек уменьшилось до 3-х.

Сейчас Россия на полпути восстановления своего присутствия за рубежом: к 2020 в планах Россотрудничества - достичь открытия представительств всего в 104-х государствах и зафиксировать в своём ведении около 150 представительств. В качестве главной задачи Россотрудничество полагает расширение гуманитарного, культурного, образовательного и научного присутствия в странах СНГ. Это - тема номер один. Подчёркивая её в качестве приоритетной в работе Россотрудничества, Константин Косачёв отметил, что это и наиболее кричащая проблема. Ведь именно в странах Содружества проживает 20 млн из 30 миллионов наших соотечественников. Поэтому пристальное внимание к этому контингенту и есть восстановление общего гуманитарного пространства вместе с восстановлением русского языка с максимально высоким его статусом за рубежом. Это же относится и к универсальным сертификатам документов о высшем и среднем образовании в странах СНГ.

 

Планы

Планы строятся в зависимости от проблем и задач. Задачи же должны быть сопряжены с реальными возможностями государства. В возможностях мы пока очень ограничены. Вот несколько цифр для сравнения с работой наших конкурентов на том же поле.

Великобритания. Британский совет держит офисы представителей «мягкой силы» в 215 городах и, прежде всего, столицах стран мира. В штате этих представительств более 7 тысяч сотрудников, бюджет - 1 млрд долларов. Россотрудничество имеет на все представительства и центры за рубежом 600 человек, из них 185 командированные из России и 415 человек – это люди, нанятые на местах.

Германия. Институт Гёте  имеет в 90 странах около 130 собственных представительств, около 1 000 сотрудников, бюджет более 400 млн долларов.

Франция. 120 ассоциаций в 146 странах мира, 800 центров, 1 млрд долларов бюджет.

Китай. Институт Конфуция открывает центры по одному раз в четыре дня. Филиалы Института Конфуция и Кабинеты Конфуция действуют в 850 городах мира, к 2015 году планируется  довести эту цифру до полутора тысяч.

В США на эти цели тратится 1% ВВП, около 40 млрд долларов.

В связи с этим у Россотрудничества планы амбициозные, но необходимые, потому что конкуренция по освоению пространства, в том числе и медийного, очень высока. Ещё несколько примеров того, как действуют наши соперники.

В Азербайджане, в частности, действуют 107 филиалов иностранных НПО, от России – всего один центр Россотрудничества в Баку. В Армении иностранных НПО порядка 240 и всего 6 российских. В Киргизии активно работают 100 иностранных и 2 российских НПО. Это говорит о том, что даже на приоритетном для России направлении – на пространстве СНГ  - активность наших конкурентов неизмеримо выше, чем с российской стороны. Этим и объясняется задача, поставленная Президентом В.Путиным для России - увеличить своё культурное и образовательное присутствие в мире в несколько раз, а там, где говорят на русском либо изучают его, - на порядок, то есть в десять раз. И сделать это требуется в минимальные сроки.

Как сказал журналистам Константин Косачёв, Россотрудничество формулирует свои задачи в полном соответствии с высшими национальными и государственными интересами России, и если они будут поддержаны руководством страны, то Агентство сможет справиться с амбициозным планом. Главная задача Россотрудничества – объединение и консолидация Русского мира, который гораздо шире, чем 30 миллионов соотечественников, проживающих вне России, он включает в себя всех, кто интересуется Россией, её традициями и современным днём. Это уже примерно 300 млн человек. Но и этот круг может быть расширен за счёт тех, кто тем или иным образом соприкасался с нашей страной, либо учился, либо работал, либо проживал в России. И это тоже часть «мягкой силы».

 

Положительный опыт

В сложившейся ситуации в Сирии, когда встал вопрос о закрытии представительства Россотрудничества в Дамаске, его представитель Александр Сергеевич Сарымов рассказал, что во время военных действий интерес к представительству вырос необычайно. Тогда главным стал вопрос обеспечения безопасности наших граждан. В Центре науки и культуры в Дамаске действуют балетная и шахматная студии, русского романса, продолжают работать курсы русского языка. Некоторые семьи ночевали во время обстрелов в здании центра. Решение о российском присутствии в Сирии со стороны Россотрудничества решён положительно, центр в Дамаске работает в неизменном объёме. 

Ещё один пример: недавно К.Косачёв был в Азербайджане, провёл встречи с профильными министрами и отметил, что Азербайджан - это одна из тех стран, где положение русского языка комфортно, это обеспечивается на уровне политической воли, на уровне сигналов, которые идут от руководства Азербайджана обществу в отношении русского языка. В Азербайджане действует программа "Русский язык до 2015 года". Есть программа по проведению Дней русской словесности. Вместе с тем, отметил К.Косачёв, это не исключает проблем.

Все программы могли бы быть скоординированы в одном центре, и роль такого центра могло бы выполнять Россотрудничество. Россия выделяет 210 тысяч стипендий для соотечественников за рубежом. Есть скромная доля и Россотрудничества - 600 мест. В этом году студенты, зачисленные вузы Российской Федерации, до сих пор не получили подтверждения о возможности приехать учиться. Но это лишь погрешности в организации процесса. Отмечая вклад Россотрудничества в формирование позитивного образа России за рубежом, К.Косачёв подчеркнул, что Агентство ни в коем случае не монополизирует функции министерства пропаганды, отвечающего за создание привлекательности нашей страны в мире.  Этим занимаются многие организации, министерства, ведомства, СМИ, полугосударственные и общественные структуры. «Но стратегию этого процесса обязательно нужно собирать воедино, делать комплексный анализ того, что происходит, и привлекать мероприятия с учётом такого комплекса. Функции  такого комплекса могло бы взять на себя Россотрудничество, я бы считал это системой обратной связи, мониторингом того, как наши усилия в медийной сфере воспринимаются за рубежом», - сказал в заключение К.Косачёв. 

Из часового общения Константина Косачёва с журналистами на площадке ИТАР-ТАСС стало понятно, что ведомство «мягкой силы» набирает вес и под эгидой МИД РФ готово отстаивать позиции России в мире в лучших традициях добрососедства, просветительства, творческого диалога, в русле национальных интересов и общечеловеческих ценностей. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати