ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Сокровища мировой культуры в Ливийской Сахаре

00:00 12.07.2011 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Человек с фотоаппаратом идет по свету, запечатлевая лица людей и гамму человеческих чувств, прекрасные творения природы во всем многообразии их форм и красок. И внезапно он открывает для себя, а потом и для нас творения человеческого гения, созданные тысячи лет назад...

С 7 июля 2011 г. в Информационном центре ООН в Москве начала работать фотовыставка, посвященная наскальной живописи Ливийской Сахары, материалы для которой предоставлены фотографами Н.А.Сологубовским, И.Н.Сологубовским и ведущим научным сотрудником ИВ РАН, Чрезвычайным и Полномочным послом А.Б.Подцеробом.

Выступая на ее открытии, директор Информцентра ООН А.С.Горелик подчеркнул, что «данная выставка органически вписывается в рамки, заданные инициативой «Альянс цивилизаций» под эгидой ООН, другими межкультурными и образовательными программами, осуществляемыми организациями ООН».

Это первая уникальная фотовыставка в России о неизвестных общественности произведениях культуры, обнаруженных в пустынном Феззане – юго-западной Ливии, регионе, раскинувшемся на многие тысячи квадратных километров. Наскальная живопись и петроглифы этого региона объявлены Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) сокровищами Человечества. Большую роль в сохранении этих сокровищ сыграли ливийские правительственные организации, работавшие в тесном контакте с учеными Италии, Франции, Германии  и России.

Теперь мы знаем, что Великая пустыня (а именно так переводится название Сахары с арабского языка) известна не только своими бескрайними просторами, уходящими за горизонт цепями барханов и разбросанными среди песков зелёными островами оазисов, но и древними петроглифами и наскальными рисунками, созданными руками неизвестных мастеров эпохи зарождения Человечества.

В Сахаре находятся четыре огромных «музея под открытым небом» – Тассили-Аджер в соседнем с Ливией Алжире, прилегающие к нему горы Акакус и вади Матхандуш в Ливии, а также Увейнат, расположенный на стыке границ Ливии, Египта и Судана. В отличие от алжирского Тассили-Аджера, с которыми российские читатели знакомы по книгам французского исследователя А.Лота, горный массив Акакус, вади Матхандуш и Увейнат остаются для россиян Terra incognita. Более того, что касается ливийской части гор Увейнат, куда тоже добрались наши смельчаки, то, как сообщает ЮНЕСКО, «сведения об этой зоне все еще недостаточны», и «большинство рисунков продолжает ожидать детального описания».

Тем больший интерес представляют фотографии, выставленные в Информцентре ООН. На них представлены удивительно сохранившиеся с тех древних времен все четыре основных периода сахарской наскальной живописи.

Первый – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12 - 10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные, до двух метров высотой гравюры диких зверей. Вот изображения бегущих охотников, стреляющих из луков. К данному периоду относится большая часть гравюр, выполненных с особой красотой и найденных в вади Матхандуш.

Второй - «эпоха пастухов», начавшаяся за 8-4 и завершившаяся за 4,5-1,5 тыс. лет до н. э., с фресками, на которых изображены тщательно выписанные разными красками одомашненные животные: стада тучных коров, коз, а также бытовые сцены: «праздничный танец», «парикмахерская», «швейная мастерская», «не хочу замуж!» и даже «дама с собачкой», у которой тщательно вырисованы и прическа, и белые туфельки.

Третий - «эпоха лошади», когда в Феззане, с XI в. до н. э. в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.

Четвертый - рисунки «эпохи верблюда» I в. до н. э. – V в. н. э.

И что интересно: все эти «эпохи» можно часто встретить в одних и тех же пещерах. Они наслаиваются друг на друга, переплетаются, дополняя или контрастируя. Так наскальные рисунки и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.

Описывая фотографии, ИТАР-ТАСС отмечает, что представленные на фотовыставке изображения попали в Москву из самых отдаленных и затерянных уголков пустыни, добыть их было не просто. Как сказал, открывая экспозицию, главный инициатор выставки Алексей Подцероб, «то, что показано здесь, это - уникально, это - настоящая пустыня, как она выглядит, когда уходишь на 300-400 км от оазисов, от асфальта».

Значимость открытых в Северной Африке в 50-х гг. XIX века рисунков трудно переоценить. Наскальная живопись не только проливает свет на прошлое народов Сахары, но и проясняет вопросы о культурном наследии Средиземноморья. Рисунки и петроглифы в пещерах Великой пустыни, нарисованные на камнях по берегам давно высохших рек, например, изображения людей или крокодила с необычайно длинными лапами, напоминают знакомые нам древнеегипетские фрески.

На выставке представлены удивительно сохранившиеся с древних времен рисунки и петроглифы, принадлежащие четырем основным периодам сахарской наскальной живописи.

Дошедшие до нас из тьмы тысячелетий послания людей, некогда населявших Северную Африку, дают представление о неизвестной и недоступной Сахаре, сообщает агентство ИТАР-ТАСС. Благодаря российским ученым-путешественникам мы здесь, в Москве, можем увидеть совершенно другой мир, затерянный среди бескрайних песков, можем прикоснуться к искусству, созданному на заре человечества, «перелистать» неизвестные доселе страницы истории. В Великой пустыне находятся тысячи наскальных рисунков и петроглифов, включенных ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Отметим, что в прошлом году А.Б.Подцероб издал ставшую уже раритетом первую российскую книгу о живописи Сахары под названием «Бескрайние просторы Сахары» (М., Библос консалтинг, 2010). Написавший к ней предисловие директор Института Африки РАН, член-корреспондент Российской академии наук А.М.Васильев характеризует книгу как не только научную, а научно-художественную работу, что делает ее интересной не только для востоковедов, но и для широкого круга читателей. К монографии приложен DVD c первым российским документальным фильмом «Лувр под открытым небом» о петроглифах, снятый другим автором выставки – Н.А.Сологубовским. Авторы рассказали, что работают над новыми книгами и фильмами, готовят к изданию большой фотоальбом.

Рассматривая огромные фотографии наскальных рисунков и просматривая отрывки из этого фильма, поневоле задумываешься, а не дойдет ли и до этих пещер разгоревшаяся в Ливии война? Но Алексей Подцероб успокаивает: «Этим рисункам угрозы нет. Ведь там, где они находятся, нет ничего – ни населенных пунктов, ни военных объектов, ни людей, т.е. нет целей для ударов авиации НАТО. Другое дело – великолепные древнеримские города на ливийском побережье, и, в первую очередь, уникальная Лептис Магна – над ними действительно нависла опасность».

А.Б.Подцероб, четыре года проработавший в Ливии первым секретарем Посольства СССР, а затем еще четыре года послом РФ, не мог не посетовать на то, что «сейчас в Джамахирии происходят трагические события». И добавил: «Я надеюсь, что в ближайшее время все это закончится, что будет прекращен огонь, Североатлантический альянс остановит бомбардировки, ливийцы договорятся друг с другом и найдут политический выход из кризиса».

Вот мнение Ильи Сологубовского: «Мне кажется, что фотография – это, прежде всего, возможность выразить состояние души. Это способ сохранить для себя то, что навсегда стирает безжалостное время. Это твое видение прекрасного, твое отношение к миру. И когда ты запечатлеваешь то, что создано другим художником много тысячелетий назад, то ты испытываешь счастье вдвойне: как человек, который узнал новое, и как человек, который дал жизнь тому, что время могло уничтожить навсегда…»

В интервью российскому телеканалу на арабском языке Русья аль Яум Николай Сологубовский от имени авторов выставки сказал: «Мы уверены, что посетители получат незабываемое представление о неизвестной и трудно доступной до сих пор пустыне Сахара. Они увидят затерянные, но сохранившиеся до наших дней миры, и, я уверен, не только задумаются о прошедших тысячелетиях, но и ощутят движение Времени, уносящего с собою народы, царства, цивилизации, но оставляющее Вечное! Вот это Искусство, созданное руками Человека, и поэтому бессмертное! И мы искренне благодарим директора Информцентра ООН Александра Семеновича Горелика за то, что теперь красоту творений древних мастеров Сахары можно увидеть в Москве».

«Фотовыставка «Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры», открытая на фоне военных действий против Ливии, призвана сблизить людей разных цивилизаций, еще раз привлечь внимание общественности к этой стране», подчеркивает ИТАР-ТАСС.

Фотовыставка продлится в Информационном центре ООН (Москва, Глазовский пер. 4/16, недалеко от здания МИД России) до августа с.г. Предполагается, что после Москвы выставка будет экспонирована и в других городах России, а также и за рубежом.

Коротко об авторах фотовыставки, которых вы видите, в частности, на фотографии, сделанной во время научной экспедиции в Сахару в 2009 году:

А.Б.Подцероб, дипломат и ученый, работал в Ливии в 1976-1980 гг. и 1996-2000 гг. и пять раз отправлялся в Сахару с научными экспедициями.

Н.А.Сологубовский, писатель и кинематографист, лауреат премии Российской Киноакадемии «НИКА», работал в области российско-ливийского туризма и четыре раза выезжал Сахару в составе научных экспедиций.

И.Н.Сологубовский, дизайнер и фотограф, два раза был в Сахаре в составе научных экспедиций.

Все трое полны решимости, как только закончится война НАТО против Ливии и позволят обстоятельства, продолжить научные исследования. Несомненно, что каждое новое открытие российских ученых-путешественников и каждый новый рисунок или петроглиф, найденный в пещерах Сахарской пустыни, прольет новый свет на древнюю Историю Человечества.

 

Фотогалерея

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати