ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Тройной праздник в церкви Сакраменто

07:50 27.05.2015 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Знамя Западно-Американской казачьей кадетской школы «Донской» Божьей Матери под руководством атамана Станислава Холодкова.

 

Редакция журнала «Международная жизнь давно дружит с русской диаспорой Калифорнии, наиболее активная часть которой проживает в Сакраменто. Майские дни этого года были насыщены знаменательными юбилейными событиями в России и во многих странах на разных континентах. 70-летие окончания Второй мировой войны отмечалось в Европе и Америке, а празднование 70-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне грандиозным маршем прокатилось по всей России и сопредельным государствам, ранее входившим в Советский Союз. Россия за одно столетие пережила и падение Российской империи и государства под названием СССР. Но история у России одна, и связана она судьбами и кровными узами поколений людей, создавших великую русскую культуру. Она прорастает в потомках, благодаря силе традиции духовной преемственности, которую не каленым железом не выжечь, ни из сердца не вырвать. История казачества в российской родословной имеет особую главу.

За годы гражданской войны погибло более полумиллиона казаков. В первый год после революции 1917-го Всевеликое Войско Донское объявило мобилизацию, и большевиков с Дона выбили, но не надолго. К чести донского, в частности волгоградского, казачества, оно одним из первых в России 90-х годов стало создавать кадетские корпуса на отдаленных от областного центра хуторах. Не стали непреодолимой преградой ни безденежье, ни непонимание, ни откровенное противостояние. Движимое укоренившимися в крови, в сознании идеями доброй воли, державности, беззаветного служения Богу и Отечеству, с благодарной памятью к предкам возрождали казаки кадетские корпуса. Слишком сильна традиция, слишком велика история кадетских корпусов в России, восходящая к началу XVIII века. Когда рушилась страна под натиском интервенции и внутренней оппозиции, в один из мартовских дней 1917 года пажей собрали, чтобы привести их к присяге Временному правительству. Тогда прозвучали слова 19-летнего первого камер-пажа Голицына, обращенные к директору корпуса генерал-майору Риттиху: «Ваше превосходительство, временным правительствам мы присягать не будем!» После этого пажи покинули Белый зал дворца. Как их расстреливали, как глумились большевики над славными рыцарями высокого духа, написаны мемуары, свидетельства очевидцев, потрясенных мужеством молодых воинов Российской державы.

19 сентября 1917 года Императорский кадетский корпус был переименован в Петроградскую гимназию. Затем происходили преобразования и переименования его, и в течение многих лет в Воронцовском дворце находилось Ленинградское дважды Краснознаменное пехотное училище. Разбросанные после революции по всему свету, пажи, они же кадеты, не забыли своего корпуса. В феврале 1921 года в Париже был образован Союз русских пажей с филиалами в Англии, Бельгии, Германии, Финляндии, Югославии, США. Многие из потомков пажей прибыли в Санкт-Петербург в декабре 1992 года на торжества по случаю 190-летия со дня открытия корпуса. Прибывшие на юбилей почли за честь передать в дар создаваемому в суворовском училище музею кадетских корпусов драгоценные реликвии своих предков. У пажей была традиция: по окончании корпуса они получали белый эмалевый мальтийский крест на золотой пластинке и кольцо, которое было снаружи стальным, а изнутри золотым. Этот сплав символизировал в душе кадета твердость стали и чистоту золота. Обладатели таких отличительных знаков всю жизнь обращались друг к другу на «ты», независимо от возраста, звания и должности. Крепкий дух воинства, воспитанный в юности, стремление прийти на помощь в трудную минуту ценились в корпусе выше многих иных достоинств. У всех кадетов был девиз, сохранившийся до наших дней: «Жизнь – Родине, душу - Богу, честь – никому». С Богом, с Церковью была тесно связана вся жизнь кадетов и их служба. Поэтому не удивительно, что Татьяна Лаврушенко из Сакраменто назвала свой материал «Тройной праздник в церкви». Он тоже - о высоком служении.

 

«Тройной праздник в церкви»

 

Это не ошибка, именно три праздника отмечалось 21 мая в русском православном храме Святого Вознесения Христова (Holy Ascension Church) в самом центре Сакраменто. Во-первых, в этот день отмечалось Вознесение Христа (после сорока дней Пасхи), значит, это - престольный храмовый праздник, на котором всегда много гостей. Во-вторых, в этот же день состоялось освящение фундамента колокольни-звонницы, средства на которую собирали два последних года на фестивалях русской культуры. И, в-третьих, состоялось освящение знамени Западно-Американской казачьей кадетской школы «Донской» Божьей Матери под руководством атамана Станислава Холодкова.

В 10 утра при большом скоплении народа в церкви начался молебен с участием Архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Владыки Кирилла и множества других святых отцов, прибывших в столицу Калифорнии из разных мест. После окончания парадной службы в честь Вознесения Господнего высокопоставленные священники собственноручно прикрепили знамя к древку и подписали акт об освящении знамени. Торжественность момента подкреплялась прекрасным пением хора, красочной одеждой священников, нескончаемыми вспышками фото- и видеокамер, стремящихся запечатлеть уникальные кадры.

Из рук Станислава Холодкова знамя перешло в руки двух почётных гостей – старейших кадетов в мире: выпускника 1938 года Императорского Кадетского корпуса Святослава Владимировича Данича, 88 лет от роду, и выпускника 18 выпуска Первого Русского Великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса (Югославия) Николая Николаевича Сторма, 95 лет.  Они же, с добрыми напутствиями, передали знамя в руки сегодняшних юных кадетов - Ильи Пашко и Анны Марин, продолжающих традиции казачества в Сакраменто в частности и в Америке в целом.

Станислав Холодков, атаман Казачьего Народного Союза, сказал: «Сегодняшнее празднование лично для меня означает, что в Америке официально возродился институт казачьего кадетства. Мы - первые в Америке и пока единственные. Дай Бог, чтобы нас поддержали в других штатах, но пока мы всё же первые». По окончании службы состоялся крестный ход с хоругвями, хором,  иконами и освящённым знаменем вокруг церкви. На месте будущей звонницы процессия остановилась перед вырытым котлованом под фундамент.

Владыка Кирилл и остальные священнослужители положили три камня в основание, засыпали землей, привезенной атаманом Холодковым из Донского монастыря в Москве и Воскресенского Войскового собора в Старочеркасске (первого казачьего храма Всевеликого Войска Донского). Затем зачитали послание будущим поколениям о сем торжественном событии и запечатали его в капсулу, также заложенную в фундамент звонницы. Когда процессия вернулась в храм, атаман Казачьего Народного Союза Станислав Холодков наградил за большой вклад в возрождение казачества в Америке владыку Кирилла казачьим крестом «За заслуги перед казачеством» первой степени и протоиерея Павла Волменского наградным знаком «За возрождение казачества» первой степени.

Николай Николаевич Сторм: «Хочу сказать, что я несколько смущён, я думал, что открывается кадетский корпус, военное заведение, подобное тому, в котором я учился в далёкой молодости, а это казачья школа для маленьких детей. Но всё равно очень приятно наблюдать возрождение казачьих и кадетских традиций в Калифорнии. Мне 95 лет, и я желаю всем дожить до моих лет во здравии. Поздравляю вас с праздниками».

Святослав Владимирович Данич: «Я не один из первых кадетов, как вы меня называете, а один из последних кадетов, председатель общества кадетов и ветеранов Первой мировой войны в Сан-Франциско. Меня пригласили Станислав Холодков и Владыка Кирилл. И сегодня на меня нахлынули воспоминания о прошлой жизни, всё было так сердечно. Хотелось бы поздравить с престольным праздником отца Павла, поблагодарить его, Владыку Кирилла и атамана Станислава».

В трапезной за богато накрытыми столами (стараниями церковного сестричества во главе с сестрой Людмилой) поместились более сотни человек. Еда была изысканная, домашняя, вкусная, сервировка красивая. Моим соседом за столом оказался колоритный мужчина в ярко-синей атласной рубашке. Выяснилось, что это Егор Чотик, представитель Донского казачества, которое вышло из России в 1741 году и поселилось в Румынии. «Наш атаман звался Игнат Некрасов, - рассказал мне Егор Чотик. - По его имени нас иногда называют не Донские, а Некрасовские казаки. Я убежал из Румынии в 1985 году при коммунистах, иначе бы не выжил. Здесь живу свободно, сдружился со Станиславом, помогаю ему во всех казачьих играх и мероприятиях. Сегодняшний праздник очень понравился, он даёт силы жить дальше, наконец, и казаков начали уважать, это радует, ведь раньше нельзя было признаться, что ты казак».

К концу обеда пришли гости - мужской квартет из Санкт-Петербурга, который порадовал исполнением отрывков из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, а также русских народных песен. Руководитель ансамбля Кирилл Соколов сказал, что все четверо участников - профессиональные певцы, их репертуар - от классического до народного. Поют чаще всего «а капелла» на различных праздниках от России до Америки».

Глубинная духовная жизнь русской диаспоры Сакраменто вдали от Родины не на виду, но по таким, важным для людей событиям, открывается смысл, философия собственного бытия на грешной земле, проявляется отношение к корням, «к отеческим гробам» ради продолжения той ветви, что принялась от качественного корня и способна к цветению и плодоношению. Не всуе сказано: «По плодам их узнаете их».  

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати