ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Мышление Хосе Марти как интернационалиста и его связи с Россией

22:51 25.03.2015 • Феликс Хорхе Барриос Мальпика

Предисловие.

Cтатья подготовлена в содружестве с  Союзом историков Кубы, Клубом «Друзья России», Хагуей Гранде, провинция Матансас, Республика Куба (президент)

Дата написания статьи: февраль 2015 года

Цель статьи:

 - воздать почести:

- нашему Национальному Герою Хосе Марти в 162-ую годовщину его дня рождения.

- трем кубинским юношам, участвовавшим в сражениях Великой Отечественной войны (1941-1945).

- трем русским юношам, воевавшим за независимость Кубы рядом с генералом Антонио Масео в 1896 году.

- отметить:

- 120-ую годовщину вооруженного восстания в Пальмар Бонито 24 февраля 1895 года.

- 97-ую годовщину создания Красной Армии 23 февраля 1918 года.

- 70-ую годовщину Победы над Фашизмом 9 мая 1945 года.

- 55-ую годовщину восстановления дипломатических связей между Республикой Куба и Российской Федерацией 8 мая 1960 года.

- приветствовать третью годовщину создания клуба «Друзья России».

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Марти называл Пушкина «человеком всех времен и всех стран, с целой вселенной в груди».

 

Несмотря на то, что название «Куба» стало известно в России еще в 1530 году, когда монах Максим эль Греко упомянул его в одном из своих комментариев, только в XVIII веке были установлены связи между островом Куба и Российской Империей, после прибытия на Кубу первых русских путешественников.

После возвращения  на родину они оставили много письменных воспоминаний о поездке на «жемчужину Антильских островов».

Самым первым русским путешественником, посетившим Кубу, был  Федор Васильевич Каржавин, врач, писатель и переводчик (1745-1812). Это был один из самых интересных представителей русской интеллигенции XVIII века, не принадлежавший к аристократии. После Антильских островов в августе 1782 года Каржавин прибыл на Кубу и два года прожил в Гаване. Он посвящает себя медицинской практике, дает уроки французского языка и делает различные переводы. Вернувшись в Россию, он рассказывает читателям обо всем, что видел на Антильских островах и, особенно, на Кубе. Он описывает город Гавану, его большой залив и подчеркивает важность этого порта, «способного принять до 1000 кораблей». Каржавин рассказывает о кубинской флоре и фауне, а также о жестокостях испанских колонизаторов в отношении местного населения и рабов-негров. Он также отмечает, что испанцы, не имея иного предлога, чем введение католической религии, уничтожили 20 миллионов аборигенов на латиноамериканском континенте. Каржавин подчеркивает, что негры-рабы, уставшие от своего тяжелого положения, предпочитали умирать, «чтобы навсегда освободиться от  тирана-белого человека, который уже всякого животного нападает на них с целью обогащения потом их труда». Он понял, что на «сахарных островах» царит нечеловеческая эксплуатация всего местного населения», а расовый гнет является продолжением колониальной политики лишения  его социальных прав. С сарказмом он пишет об этих землях, где господствует принцип: «Сильный определяет закон для слабого и устанавливает, что негры всегда должны подчиняться белому человеку». В этих записях не только проявляется сочувствие Каржавина болезненному положению негров-рабов, но и, преодолевая расовые предрассудки своей эпохи, он анализирует формы угнетения на Антильских островах, а также то, как в них отражается классовое деление и колониальный гнет. С болью он видел, что богатства Кубы, такие как сахар, табак и другие продукты, созданные трудом тысяч рабов, оказываются в Испании и оттуда попадают в другие страны Европы.

 

Интерес к культуре и литературе Латинской Америки и, особенно, Кубы  был характерен для российской журналистики первой половины XIX века. Дискуссии на интеллектуальные темы использовались русскими писателями для распространения революционных и демократических идей. В этом отношении важную роль сыграл журнал «Современник», считавшийся в свою эпоху лучшим социально-политическим журналом России и одним из идеологических центров русской демократии. В нем отражались симпатии и зарождавшаяся солидарность российских прогрессивных кругов с борьбой кубинцев за национальную независимость.

 

Поэт Александр Пушкин, один из величайших представителей русской литературы, писал в своем творчестве о заре освободительного движения. Его стихи были полны страстным желанием свободы. Он пишет свои знаменитые повесть «Кавказский пленник» и оду «Вольность».

 

В это время на Кубе Хосе Мария Эредиа, первый лирик страны, также страдает и поет похожие песни о горячей любви к свободе, испытывает такую же печаль под испанским колониальным гнетом  и создает свой мощный «Гимн  изгнанника»  и пламенно воспевает «Дух свободы».

 

В истории первых революционных кружков мы обнаруживаем, что существует длительная традиция многочисленных контактов и культурной аналогии между Кубой и Россией, служивших укреплению уз братства между двумя народами сквозь время и расстояние.

В последние декады XIX и на заре ХХ века в определенных социальных слоях Кубы  получили распространение сведения о России и произведениях основателей современной русской литературы, таких как А. Пушкин, Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Л.Толстой и других. Но мы не можем утверждать, что они были доступны широким народным массам Кубы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

У самого выдающегося из кубинских мыслителей XIX века, Национального Героя Хосе Хулиана Марти Переса (28 января 1853 – 9 мая 1895) было глубокое представление о царской России.

Вспышка войны за независимость Кубы 24 февраля 1895 года привела к тому, что тысячи жизней были принесены в жертву с таким же воодушевлением, как во время восстания в 1868 году.

Прошедшие с той поры годы не стерли из сознания Хосе Марти идей независимости и справедливости.

26 февраля в поместье Пальмар Бонито подняла вооруженное восстание группа мятежников, среди которых был 41 житель города Хагуей. Этот факт сохранился как важный миф  в истории Кубы, поскольку это было единственное восстание в западной части острова.

В России эта война нашла заметный отклик и привлекла внимание широких кругов населения. Первое упоминание о Хосе Марти в русской прессе  было в статье «Жемчужина Антильских островов» неизвестного автора, который

пишет о нем следующее: « …Хосе Марти, поклявшийся дать свободу угнетенной Кубе, – душа Революции и ее большой агитатор. Благодаря его революционной деятельности испанская метрополия понесла много человеческих и материальных…»

Очень часто  в своих статьях и журналистских хрониках, работах,  выбранных для перевода, Хосе Марти упоминал русский народ.

В них он критикует царский строй национального угнетения, которому противостоят литература и искусство, требующие социальных перемен, а также народ, в котором, несмотря на репрессии, зреет осознание будущей социальной революции.

Марти в своих работах также проявляет особый интерес к русскому прогрессивному литературному движению. В различных статьях он делает замечательные наброски из жизни самых известных русских писателей. Упоминая Ф.Достоевского, автора «Братьев Карамазовых» и «Преступления и наказания», он говорит, что тот « владеет пером как едким острием» и что «у него взгляд орла, а сердце голубя».

Марти признает А.Пушкина «человеком всех времен и стран, с целой вселенной в груди…» Он пишет: «Пушкин не столь известен во всем мире, так как писал на русском языке, но как только знакомятся с его произведениями, его имя уже не могут забыть».

В аналитической статье о А.Пушкине, озаглавленной «Памятник человеку, открывшему дорогу к свободе России», Марти разоблачает царский гнет и с большой ясностью определяет долг революционного интеллектуала и художника. «Русские настаивают на том, что действия гения должны

соответствовать обещаниям его воспеваний. Рука должна следовать за вдохновением интеллекта. Недостаточно написать патриотический стих, нужно с ним жить. В мрачной политике России есть только две партии: избитые рабы и их хозяева. Тот, кто не имеет оснований быть почитаемым в российской политике, не может считаться честным человеком».

 

В январе 1898 года после посещения выставки картин русского художника В.В.Верещагина, проходившей в США, Хосе Марти пишет статью «Выставка картин русского художника Верещагина». В ней он делает детальный анализ выставленных работ, их тем и использованной техники рисования. Марти отмечает, что на полотнах художник с большой достоверностью передает искренние и твердые оттенки природы, цвет правды без прикрас.

На многих своих картинах русский художник описывал события войн, битв и т.д. Узнав о том, что на Кубе в 1895-1898 г.г. прошла война за независимость,

художник решает поехать туда, чтобы написать серии картин, относящихся к истории этой войны. На Кубе в 1902 году он посещает Гавану, Сантьяго и другие города, делая множество набросков и рисунков крепостей и исторических мест. В некоторых музеях России выставлены его картины, написанные после его двух визитов на Кубу.

В исследованиях о создателях современной русской культуры  Марти  выражено его уважение к русскому народу, солидарность с преследуемыми революционерами и восхищение гениями русской нации.

 

Из документов кубинского представительства в Нью-Йорке можно сделать вывод о том, что в войне за независимость Кубы 1895-1898 г.г. приняли прямое участие несколько русских революционеров. В частности, речь идет о Петре Стрельцове, Евстафии Константиновиче и Николае Мелентьеве, которые сражались в войсках «Бронзового Титана» генерала Антонио Масео в кампании  в Вуэльта Абахо провинции Пинар дель Рио в 1896 году.

 

Молодые люди, немногим старше 20 лет, были товарищами с детских лет, поскольку вместе учились в институте сирот в Гатчине. Из российской прессы они узнали о борьбе за независимость острова Куба и в начале 1896 года решили принять участие в освобождении этого далекого мятежного острова.

 

Прибыв Нью-Йорк в мае1896 г., юноши вступили в контакт с членами Патриотической Хунты Кубы и ходатайствовали о своем переводе в лагеря битв за Кубу. Представительство приняло их просьбу, и  юноши были поселены в доме одной кубинской семьи с тем, чтобы изучать испанский язык и обстановку, царившую на Кубе.

 

Пробыв несколько недель в США, три юноши сели на судно «Три друга»,

направлявшееся на Кубу.

 

Некоторое время спустя по возвращении в Россию Петр Стрельцов опубликовал в Информационном бюллетене Европы в мае 1898 года статью «Два месяца на острове Куба», в которой поведал о деталях поездки на остров и пребывания там. Он жаловался, что администрация США создает трудности экспедициям, выезжавшим на Кубу. Стрельцов писал: «Правительство США, которое ставит на первое место свои коммерческие

интересы, занимает неопределенную позицию: кажется, что оно надеется, что в силу своей слабости Испания уступит ему права на этот дикий остров».

Стрельцов описывает сложности поездки, высадку на остров и первые моменты пребывания на кубинской земле. Он отмечает патриотические чувства и волнение членов экспедиции по приезде на свою любимую Родину.

 

Прибыв на остров, члены экспедиции отправляются в лагерь Антонио Масео, расположенный в то время в Рематес де Гуане. Это путешествие,  полное опасностей и трудностей, дало возможность русским добровольцам почувствовать твердую волю кубинских патриотов и их решимость преодолеть все препятствия на пути к свободе и независимости.

18 сентября 1896 года члены экспедиции достигли Рематес де Гуане. Трех русских добровольцев представили генералу Антонио Масео; он тепло их принял и заявил, что испытывает большое удовлетворение, видя среди бойцов представителей такой большой и далекой страны, как Россия: «Каждый новый иностранный доброволец вселяет в меня новую надежду, что мы добьемся освобождения родины. Имея на своей стороне симпатии всего мира, мы не проиграем в борьбе».

Три русских юноши были приписаны к войскам под командованием Антонио Масео, который решил предпринять поход в восточную часть острова и в провинции Гавана встретиться с войском Максимо Гомеса.

С началом похода начались вооруженные столкновения с испанцами.

24 сентября произошла битва при Монтесуэло, которая  стала боевым крещением для трех русских юношей. Через три дня после этого по

прибытии в Тумбас де Эсторино состоялась еще одна битва, в которой также участвовали русские, сражавшиеся в этот раз рядом с самим генералом Антонио.

Во время этих двух столкновений с врагом патриотические силы понесли ощутимые потери: более ста мертвых и раненых, среди последних был и Евстафий Константинович. Русские добровольцы были вынуждены остаться в префектуре Франсиско, лагере мятежников в Кордильера де лос Органос, где лечили раненых и больных, неспособных продолжить двигаться вперед, поскольку Константинович пулей был ранен в ногу в битве при Монтесуэло, а Николай Мелентьев страдал от желтой лихорадки и дизентерии.

 

В префектуре Франсиско они остались на три недели. С огромным интересом они ожидали возвращения в войска мятежников для продолжения борьбы за освобождение Кубы.

Однако этому стремлению не было суждено было осуществиться, поскольку госпиталь мятежников был захвачен сторонниками испанцев. После задержания трех русских добровольцев переправили в Пинар дель Рио к генералу Гаско. Позже из столицы этой самой западной провинции их перевезли в Гавану, где заключили в крепость «Эль Морро».

В результате хлопот влиятельного российского консула в Гаване и, возможно, по моему мнению, для того, чтобы избежать ухудшения отношений с царским режимом, их передали официальным российским представителям в столице, которые в свою очередь 5 ноября посадили их на борт американского судна «Юмури», направлявшегося в Нью-Йорк.

Когда юноши туда прибыли, власти янки из бюро по делам иммиграции не разрешили им въезд в страну, утверждая, что те не располагают достаточной суммой денег для этого.

Тогда русские добровольцы обратились за помощью к проживавшим в городе русским революционерам, а не к обитавшим там представителям царской власти,

 

Этот факт свидетельствует о том, что русские добровольцы были тесно связаны с организациями революционеров-эмигрантов и, вероятно, последние не могли не знать о поездке первых на фронт с целью присоединения к лагерям кубинских повстанцев.

По возвращении в Россию все трое вступили в ряды российского социал-демократического движения, несколько раз были арестованы и посажены в тюрьму за свою революционную деятельность. Стоит отметить, что в полицейских делах Мелентьева и Константиновича фигурировал факт их участия в «революционном восстании Кубы против испанского правительства» как отягчающий  фактор в их поведении.

 

Во время первой русской революции Петр Стрельцов находился под наблюдением царской полиции и, в конце концов, был изгнан из своего родного поселка «Городок» в Белоруссии из-за своей революционной работы.

В период гражданской войны он вступает в ряды Красной Армии. Впоследствии он был комиссаром, командовал ротой и получил воинские отличия.

Затем П.Стрельцов вернулся на работу администратором в типографию гор. Рязань, а позже переехал в Москву, где умер от болезни в 1931 году.

 

Евстафий Константинович  после возвращения на родину получил профессию архитектора в Санкт-Петербурге (1907 год).

В дальнейшем он становится автором замечательных проектов, которые будут осуществлены при строительстве собора в Лейпциге, района в Царском селе и других важных объектов. При этом Е.Константинович развернул в самом логове царского самодержавия  отважную революционную деятельность: раздавал оружие и запрещенную литературу.

Когда царская полиция напала на его след, он был арестован на станции Царское Село, провел несколько лет в тюрьме и позже был депортирован.

После триумфа первой социалистической революции он стал первым архитектором, возглавившим восстановление разрушенного Ярославля.

К сожалению, в 1921 году, проводя геодезическую съемку, Е.Константинович простудился, заболел воспалением легких, осложнением которого стал плеврит, и в скором времени умер.

 

Николай Мелентьев, вернувшись в Россию в 1897 году, становится профессиональным революционером.

В том же году его задерживают в Санкт-Петербурге за контакты с «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса», среди руководителей которого, как мы знаем, был В.И.Ленин.

Позже, оказавшись на свободе, Мелентьев продолжает революционную деятельность, за что его вновь арестовывают и высылают жить в Тамбов под полицейским надзором. Через полгода он инкогнито едет в Москву.

Во время первой русской революции он опять был арестован и  заключен в тюрьму на несколько лет. Он вышел из тюрьмы под залог и сбежал в Финляндию, позже - в Персию, еще позже в Китай, откуда он вернулся на родину  после февральской революции 1917 года.

Он принимает активное участие в Октябрьской социалистической революции и установлении Советской власти в Узбекистане.

Длинный перечень его работ для служения делу социализма в мире заканчивается с его смертью в Москве в 1955 году.

 

Трое русских юношей-добровольцев, которые сражались в войсках генерала Антонио Масео за независимость Кубы, не были «искателями приключений»,  как это представила царская охранка.

Напротив, они приехали на Кубу для участия в деле освобождения нашей родины, исходя из твердых интернационалистских убеждений и солидарности в борьбе против угнетения и эксплуатации в любой точке мира, где было бы необходимо их присутствие.

Это их отношение подтверждается революционной траекторией их жизней и, особенно, их членством в социал-демократической рабочей партии России, авангарде рабочего класса, а также их участием в первой русской революции и в Великой октябрьской социалистической революции. Участие русских добровольцев в войне за независимость кубинского народа (1895-1898) – это выдающийся факт в истории отношений между народами России и Кубы. Таким образом, трое юношей вписали одну из первых страниц в летопись революционной  и интернационалистской солидарности кубинского и русского народов.

 

Как мы знаем, русская революция 1905 года провалилась, но большевики  взяли на вооружение ее опыт, и через 12 лет: 7 ноября 1917 года -  привели российский пролетариат к триумфу первой в мире социалистической революции.

На Кубе первая русская социалистическая революция своим примером также повлияла на усиление классовой борьбы, объединение и полевение самых передовых групп рабочих и интеллектуалов.

На Кубе Карлос Балиньо, один из наших гениальных руководителей, в апреле того самого 1917 года пишет фразу-предвидение, которая станет реальностью с триумфом первой в мире социалистической революции: «И семечко, брошенное в борозду, проросло и принесло в виде плода величайшую  политическую и социальную трансформацию в мире со времен великой французской революции».

И спустя шесть месяцев: 7 ноября 1917 года (25 октября по старому стилю) - побеждает Великая окябрьская социалистическая революция.

В августе 1925 года создается Коммунистическая партия Кубы и начинается новый этап в истории страны.

В этот год также происходит событие большой важности в кубино-советских отношениях: Хулио Антонио Мелья  устанавливает первый контакт с представителями советского народа, когда, несмотря на запреты неоколониальных властей, посещает советское судно «Вацлав Воровский», на котором в тот момент шла погрузка партии сахара в порту Карденас.

 

Через несколько дней этот факт молодой кубинский лидер-марксист упомянул, выступая в Обществе крутильщиков сигар с лекцией «Четыре часа под красным флагом».

 

Народный университет им. Хосе Марти и Антиимпериалистическая лига Кубы сыграли важную роль в распространении идей октябрьской социалистической революции в рядах кубинского пролетариата и студенчества.

Хулио Антонио Мелья, студенческий лидер и основатель компартии Кубы, провел большую работу по пропаганде достижений первой в мире социалистической страны.

Первого мая 1925 года он организовал марш на холм им. Ленина в районе Гаваны Регла. В заключение мероприятия Мелья «рассказал о событиях в истории России, способствовавших перемене социального строя в стране и установлению советской власти».

Через три года Мелья посещает СССР.

 

28 января 1953 года в Москве отметили 100-летие со дня рождения Хосе Марти. В первый раз в истории ему отдавалась дань уважения на мировом уровне при чрезвычайно высоком. свободном и точном определении места его личности как интеллектуала и политика.

В брошюре «Хосе Марти в Москве», написанной в связи со столетием со дня рождения «Апостола независимости», Хуан Маринельо  нам рассказывает об огромном восхищении советского народа фигурой Хосе Марти.

 

Победа над немецкими войсками  в великой битве под Москвой  и успех наступления советских войск зимой 1941-1942 годов показал, что Советский Союз стал сильнее, чем был в начале Великой Отечественной войны.

Растущее значение побед Красной Армии в битвах против фашистов и солидарность народных масс всего мира со страной Советов оказали огромное влияние на первое правительство Батисты, которое 17 октября 1942 года устанавливает дипломатические отношения с СССР.

 

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Берлине с подписанием Акта о безоговорочной капитуляции Германии было официально признано поражение нацизма и фашизма.

В этой связи на Кубе состоялись «празднества Победы» в многочисленных поселках, деревнях и городах.

СССР не только героически и достойно защитил  завоевания социализма, но и освободил многие страны от фашистского ига.

2 апреля 1952 года происходит разрыв отношений между двумя странами из-за агрессивной и наглой позиции кубинского правительства. Так, оно отказалось дать разрешение на пересылку на Кубу дипломатической почты  и препятствовало нормальной коммуникации между Советским представительством на Кубе и правительством СССР.

Через восемь лет с победой кубинской революции 8 мая 1960 года дипотношения восстанавливаются.

 

На вечере в честь 30-ой годовщины победы над германским фашизмом наш главнокомандующий Фидель Кастро отметил: «Когда советские люди боролись и умирали в Ленинграде, Москве, Сталинграде, Курске и Берлине, они также боролись и умирали и за нас! Поэтому их герои – это и наши герои. Их мученики – это и наши мученики. Их кровь – это и наша кровь!»

 

Через 70 лет после окончания второй мировой войны мы должны вспомнить кубинцев, павших в борьбе против фашизма. Это Энрике Вилар Фигередо и братья Хорхе и Альдо Виво Лорент, которых отправили на воспитание в Россию, поскольку их родители, кубинские революционеры работали в подполье.

Когда началась Великая отечественная война, братья Виво Лорент идут на  фронт. В бою под Ленинградом Альдо погибает. Госсовет посмертно наградил его Орденом Эрнесто Че Гевары первой степени, а Верховный Совет СССР – Орденом Великой Отечественной войны.

В январе 1945 года в восточной Пруссии п. огибает Энрике, которому было всего 19 лет. Госсовет посмертно его также наградил Орденом Эрнесто Че Гевары первой степени, а Верховый Совет СССР – Орденом Великой Отечественной войны.

 

В свою очередь мы отдаем дань памяти 67 советским людям, павшим при выполнении интернационального долга на первом этапе революции.

 

Большой вклад в развитие отношений между нашими двумя странами внесли и вносят оба Общества дружбы; их первыми председателями были первый на планете космонавт Юрий Гагарин и героический партизан Эрнесто Че Гевара.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы можем заверить, что Хосе Марти, истинный представитель революционного мировосприятия и передовых взглядов кубинского народа,

как и другие видные патриоты, с ясным мировым видением смог понять, каковы были основные проблемы, с которыми сталкивался народ в царской России. С одной стороны, это было угнетение народа, для которого страна была для него настоящей тюрьмой, а, с другой стороны, это был политический, экономический и социальный гнет, поскольку народ держали в состоянии отсталости, невежества и подчинения одной из самых варварских автократий, которые знало человечество. Обладая ясной интуицией и чувством предвидения размаха революционной борьбы в России, Хосе Марти утверждал, что царский режим близок к своему концу.  Он, вспоминая момент революционного взрыва во Франции в конце XVIII века, выносит приговор царскому самодержавию: «Уже приближается 93-ий год на Востоке Европы».

После событий в Монкаде Фидель в письменном заявлении в свою защиту, известном под названием: «История меня оправдает», заметил: «Казалось, что в год своего столетия Апостол незамисимости умрет… Но он жив, не умер… Что касается меня, я знаю, что мое пребывание в тюрьме будет таким тяжелым, каким оно не было ни для кого…, но я тюрьмы не боюсь, как я не боюсь и гнева несчастного тирана, отнявшего жизнь у семидесяти моих братьев. Осудите меня, это неважно, история меня оправдает».

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Марти, Хосе. Полное собрание сочинений.

 

Исторический очерк об отношениях между Кубой и Россией, Кубой и СССР. Анхель Гарсиа и Петр Мирончук.

 

Продолжим бороться вместе. Валентин Томин.

 

Друзья, которых уже нет. Луис Баэс.

 

Марти в Москве.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Клуб «Друзья России» был основан 23 февраля 2012 года группами пионеров и школьников нашего города, а также группой товарищей, учившихся и работавших в России.

 

Цель создания клуба – упрочить узы дружбы между нашими двумя странами, углубить знания о традициях, культуре и языке братского российского народа.

За прошедшие три года клуб уже провел большое число мероприятий.

 

Интервью с членами клуба:

 

Диане Мария Сантос: Моя жизнь студентки в России была очень интересной.

А теперь как член клуба я узнаю много нового из истории отношений двух стран. Я довольна работой клуба. Моя дочь - тоже член клуба, она изучает страну, которая дала мне образование и сформировала меня как инженера-профессионала в области информатики.

 

Луис Фелипе Пердоно: Моя первичная подготовка на Кубе, а потом учеба в Санкт-Петербурге на пилота вертолетов способствовали формированию меня как личности, так и как профессионала. Я благодарен России и ее народу. Клуб стал замечательным местом, где, проводя различные мероприятия, мы вспоминаем важные даты жизни братского народа.

 

Хосефина Маркос Томас: Я училась в Российской Федерации в восьмидесятые годы прошлого столетия в педагогическом институте города Липецк на факультете биологии и химии. В период учебы мы участвовали в сельскохозяйственных бригадах. проходили педагогическую практику,

изучали вопросы теории и методологии педагогики.

В Советском Союзе я успела посетить много разных мест. Так, например, Мавзолей, Красную площадь, крейсер «Аврору», Эрмитаж, Зимний дворец и дом-музей Максима Горького. Я ходила в кинотеатры и театры, бывала на экскурсиях на заводах и фабриках.

Важными были мои встречи с родственниками павших героев войн, так как во время войны почти  каждая семья потеряла кого-то из близких. 

В течение всех пяти лет пребывания в России я стремилась больше узнавать о ее традициях, стиле жизни народа, его национальной самобытности. Можно сказать, что в России мы оставили частичку нашей дорогой Кубы. Сейчас у нас 2015 год, и, чтобы вновь вспоминать о своем пребывании в СССР, я стала членом клуба Друзей России со штаб-квартирой в муниципальном музее им. Агустина  Акосты Бельо  в гор. Хагуэй Гранде провинции Матансас.

 

Когда нас посещают представители посольства Российской Федерации, мы вспоминаем старые добрые времена; вновь переживаем те чудесные, счастливые дни, когда мы с некоторым трудом учились говорить по-русски. Этот язык - совсем нелегкий, но наше прилежание и желание общаться преодолевали любые барьеры, что и облегчало наше общение. Мы, кубинцы, - такие везде, где бы мы ни находились. Но у нас есть дружба и самая большая сила, которая движет миром, - любовь.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати