ГЛАВНАЯ >

Культурная политика России: проблемы и перспективы

20:41 03.07.2014 •

2 июля в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошли парламентские слушания на тему: «О проекте Основ государственной культурной политики». Парламентские слушания были подготовлены Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре. В них приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти, научного и профессионального сообщества, творческой интеллигенции, специалисты и эксперты в области культуры и искусства. Важность и актуальность вынесенного на парламентские слушания вопроса была подчеркнута участием в них Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко.

Валентина Ивановна Матвиенко обратила внимание, что документ подобного рода разрабатывается впервые и призван решать комплексные задачи формирования единого культурного пространства, обеспечения благоприятных условий для сохранения и развития отечественной культуры. Необходимо сделать все, чтобы документ получился качественным и сбалансированным, подчеркнула она. «В своей работе мы должны учесть конструктивные предложения представителей культурного, экспертного сообществ, всех заинтересованных граждан». При этом спикер СФ отметила, что сенаторы уже внесли ряд предложений, подготовленных с учетом мнений регионов.

Само понятие «культурная политика» — это «система координат» для тех, кто принимает решения или совершает действия, так или иначе оказывающие влияние на культурную жизнь, констатировала Валентина Матвиенко. «Важно, чтобы в Основах был представлен полный спектр её основных принципов и целей, сформулированных с учётом основных проблем в сфере культуры и направленных на их решение». В этой связи спикер СФ указала, что в представленном проекте отсутствуют определения основных понятий, даже такого базового и определяющего как «культура».

Председатель Совета Федерации отметила, что Основы государственной культурной политики должны способствовать формированию в России максимально благоприятных и комфортных условий для творчества и развития искусств. «Уровень культуры общества определяется не только накопленным количеством объектов и произведений культуры, но и качеством сегодняшней духовно-нравственной атмосферы».

 

В.И.Матвиенко приветствовала то, что разработчики документа выделили в отдельную часть вопросы защиты и развития русского языка как основы гражданского и культурного единства страны. «Язык неразрывно связан с письменным творчеством, прежде всего, с литературой, играющей исключительно важную роль в культурном и нравственном воспитании граждан». В связи с этим она назвала закономерным, что нынешний Год культуры передает в 2015 году эстафету объявленному Указом Президента Российской Федерации Году литературы.

Спикер Совета Федерации считает важным подробно отразить в Основах тему воспитания веротерпимости и уважения ко всем национальностям. «Многонациональный характер населения России делает весьма актуальными вопросы веротерпимости и бесконфликтного сосуществования на одной территории народов с различными историко-культурными традициями».

Глава палаты уверена, что государственная культурная политика является эффективной составляющей внешней политики страны. «Защита национальных интересов обеспечивается, в том числе, и методами «культурной дипломатии», путем продвижения за рубеж наших культурных ценностей и идеалов». При доработке Основ необходимо отразить важность продвижения достижений российской культуры в мировом культурном пространстве, добавила она. В.Матвиенко выступила за расширение практики обучения в российских образовательных учреждениях иностранной молодежи, предоставления соответствующих грантов, разработки специальных образовательных и культурных программ.

Председатель Совета Федерации  указала на важность своевременного, достаточного и прозрачного финансирования культурной сферы. «Необходим механизм, позволяющий объединить финансовые усилия государства, частных жертвователей, инвесторов и самих организаций культуры». В этой связи она напомнила о традициях русского меценатства.

В.И.Матвиенко призвала Министерство культуры РФ разработать до конца года закон о меценатстве. «Необходимо создать законодательные условия для развития в нашей стране социально эффективного государственно-частного партнерства, благотворительности и меценатства».

Советник Президента РФ, глава Совета при Президенте РФ по русскому языку В.Толстой заявил, что в работе над Основами необходимо сосредоточиться на законодательных аспектах культурной политики. Одной из ключевых задач он назвал ликвидацию неравенства в обеспечении доступа российских граждан к культурным ценностям всей страны.

В.Толстой подчеркнул, что культурная политика должна учитывать региональную и национальную специфику российских регионов. «Никакая унификация и стандартизация не может быть применена в нашей многонациональной стране».

Он предложил осенью в рамках Года культуры провести Форум субъектов РФ, чтобы обменяться мнениями и обсудить различные аспекты культурной политики.

В свою очередь первый заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов отметил, что нужно выстроить приоритеты по поддержке различных направлений культуры, определить ее базовые понятия.

Представитель Министерства поддержал мнение спикера СФ о том, что следует дать четкое определение понятию «культура». «Это необходимо для реализации целей и задач культурной политики».

Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии С.Сулакшин подчеркнул важность эффективной реализации государственной политики в сфере культуры. «Новая государственно-культурная политика сегодня необходима России, в Основах должны быть заложены ее контуры».

По мнению эксперта, требуется обеспечить государственные управленческие технологии в культурной сфере, обозначить проблемные точки, разграничить культуру и коммерческую деятельность. «От того, насколько нам удастся решить эти вопросы, зависит эффективность будущей культурной политики».

Генеральный директор Большого театра России В.Урин указал на важность работы над проектом Основ государственной культурой политики и широкого общественного обсуждения этого процесса.

«Нужно создавать такую систему в культурной отрасли, при которой решение многих вопросов было бы передано от государства общественным организациям, культурному и экспертному сообществам. Это может касаться, в том числе, и финансовой составляющей. Чтобы представители общественности участвовали в принятии решений относительно того, на какие объекты культуры нужно направить средства в первую очередь», — полагает он.

В.Урин подчеркнул необходимость уделить особое внимание вопросам меценатства. «России нужен закон о меценатстве, в котором были бы четко прописаны льготы и преференции, положенные организациям».

С ним согласился заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре, кинорежиссер В.Бортко. «Меценатство необходимо российской культуре. Искусство может и должно развиваться не только за счет государственного финансирования, но и благодаря тем частным организациям, людям, которые заинтересованы этим заниматься».

Стоит отметить, что в отечественной нормотворческой практике и раньше предпринимались попытки по разработке целей и приоритетов культурной политики. В качестве примера можно привести Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года, разработанные Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

По мнению участников парламентских слушаний, одна из целей государственной культурной политики, в центре которой должен находиться человек, заключается, прежде всего, в изменении отношения к культуре, повышению общественного статуса культуры, а следовательно, взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам сохранения  и развития отечественной культуры.

Участники парламентских слушаний подчеркнули, что в России создана нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере культуры и культурной деятельности, и нуждающаяся в основополагающем нормативном акте, закладывающем широкое понимание культуры и раскрывающем новые подходы к реализации государственной культурной политики.

Этим обуславливается актуальность разработки и принятия в Год  культуры в Российской Федерации трех взаимосвязанных документов стратегического характера в сфере культуры: Основ государственной культурной политики, Стратегии развития культуры в Российской Федерации до 2025 года и нового Федерального закона о культуре.

Представители экспертного сообщества сошлись во мнении, что в проекте Основ необходимо также раскрыть обязательства государства и уточнить его ответственность, ресурсную и институциональную базу преобразований, направленных на повышение общественного статуса культуры.

По итогам проведенных парламентских слушаний участники обсуждения проекта Основ рекомендуют:

1. Считать разработанный рабочей группой Администрации Президента Российской Федерации проект Основ государственной культурной политики своевременным и актуальным документом, раскрывающим новые возможности для признания приоритета культуры в жизни общества, а также сохранения и развития единого культурного пространства России.

2. Доработать проект Основ с учетом замечаний и предложений, высказанных участниками парламентских слушаний, экспертов рабочих групп Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, специалистов в области законотворчества и государственного управления.

3. При доработке проекта Основ предусмотреть механизм реализации поставленных в Основах целей государственной культурной политики, включая уточнение обстоятельств и ответственности государства, а также ресурсной и институциональной базы преобразований, необходимых для реализации новой модели государственной культурной политики.

4. Обеспечить координацию деятельности рабочих групп по разработке Основ, стратегии развития культуры в России до 2025 года, а также нового федерального закона о культуре, с целью взаимного согласования их понятийного аппарата и содержания.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати