ГЛАВНАЯ

«Нефть России в XXI веке»

Славянский нефтегазовый союз

ЕЩЕ В ДЕКАБРЕ 2008 ГОДА были подписаны документы, определяющие перспективы долгосрочного сотрудничества России и Сербии в энергетической сфере. Они предполагают активное развитие стратегического партнерства, которое уже в самое ближайшее время позволит не только восстановить сербский нефтегазовый комплекс, очень пострадавший в ходе военной агрессии НАТО и экономических санкций против Югославии, но и превратить Сербию в один из ключевых европейских энергетических центров. В свою очередь, Россия не просто укрепит свои позиции в нефтегазовом секторе региона, но и получит удобный плацдарм для продолжения экспансии на энергетические рынки Европы. Первый шаг по воплощению в жизнь российско-сербских договоренностей уже сделан - Газпром нефть завершила сделку по приобретению контрольного пакета акций Naftna Industrija Srbije (NIS).

Как и большинство европейских государств, Сербия - энергодефицитная страна. Доказанные запасы природного газа не превышают там 50 млрд. м3, его добыча составляет около 500-600 млн. м3 в год, а ежегодные потребности в нем держатся на уровне 3 млрд. м3. Соответственно, порядка 80% потребляемого голубого топлива Сербия импортирует. Единственный путь доставки газа в республику - магистральный трубопровод из РФ в Западную Европу, по которому российское топливо попадает через Украину в Венгрию, а затем по отводу - в Сербию. Пропускная способность этой магистрали на входе в газовую сеть республики составляет 3,6 млрд. м3 в год. Пока этих мощностей было вполне достаточно для обеспечения потребностей Сербии в природном газе. Но в самой ближайшей перспективе ситуация может кардинально измениться.

Дело в том, что газотранспортная (ГТС) и газораспределительная системы республики развиты крайне слабо - газифицирован в основном север страны, а также частично восток и центр. Транзит голубого топлива через территорию Сербии осуществляется только в соседнюю Федерацию Боснии и Герцеговины, уровень газификации которой еще ниже (в данном направлении через Сербию поступает порядка 300 млн. м3 в год). Очевидно, что расширение сербской ГТС в перспективе может привести к увеличению потребления природного газа в стране как минимум вдвое - до 6-7,5 млрд. м3 в год. Если же учитывать потенциальные потребности в голубом топливе сопредельных государств, то его транзит через Сербию, по оценкам, мог бы составить не менее 4,5 млрд. м3 в год (Босния и Герцеговина - 1,5 млрд., Черногория и Македония - по 1 млрд., Хорватия и Албания - по 0,5 млрд. м3). И это без учета перспектив осуществления транзитных поставок через республику в другие страны Европы.

Между тем даже действующие мощности ГТС Сербии до сих пор загружены не полностью. Причина этого проста - десятилетняя изоляция республики от внешнего мира и военные действия на ее территории исключали всякую возможность полноценной реализации проектов расширения ГТС.

Нефтяная промышленность Сербии - в аналогичном положении по тем же причинам. Доказанные запасы черного золота республики составляют порядка 10 млн. т, вероятные и возможные оцениваются в пределах 70-80 млн. т. Добыча нефти в стране достигает 600-700 тыс. т в год, и около 200-300 тыс. т она получает в Анголе на условиях концессии и совместной разработки. Спрос на данный энергоноситель определяется здесь прежде всего возможностями нефтеперерабатывающих заводов. Таких предприятий в Сербии два, располагаются они в городах Панчево и Нови Сад - Rafinerija nafte Pancevo и Rafinerija nafte Novi Sad . С 80-х годов ХХ века они обеспечивали Югославию топливом на 85%, их суммарные мощности по переработке сырья составляли около 9 млн. т в год (5,5 и 3,5 млн. т соответственно). Порядка 75% общего объема производства этих НПЗ приходилось на светлые нефтепродукты - бензин, керосин и дизельное топливо.

Работали сербские НПЗ преимущественно на российской нефти. Значительная ее часть поступала в страну по Дунаю, в порты Нови Сад и Панчево. Еще одним способом транспортировки был нефтепровод Адрия - от хорватского порта Омишаль на Адриатическом море до Rafinerija nafte Pancevo , а через него и до Rafinerija nafte Novi Sad . Его пропускная способность на сербском участке составляет около 10 млн. т в год. Однако с экономической точки зрения этот путь является далеко не самым эффективным - танкеры с нефтью должны пересечь Черное море, пройти турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, через Эгейское море выйти в Средиземное и только затем - в Адриатическое.

Единственной трубопроводной альтернативой этому маршруту остается южное ответвление нефтепровода Дружба , по которому сырье из России через Белоруссию, Украину и Словакию идет до Венгрии, а откуда нефть доставляется в Сербию железнодорожным и речным транспортом. Но и этот путь не очень эффективен - его использование, помимо дополнительных расходов на перевозку и перевалку сырья, ограничено невысокой пропускной способностью. Проекты организации прямых поставок российской нефти в республику и варианты создания маршрутов ее транзита через территорию Сербии рассматривались еще в СССР. Однако, несмотря на крайне удобное географическое положение страны, ни один из них так и не был воплощен в жизнь. А затем значительная доля имевшихся сербских нефтяных активов, впрочем как и газовых, была частично или полностью выведена из строя, после чего республика лишилась возможности не то что развивать нефтегазовый комплекс, но даже восстановить объекты. Очевидно, что политика эта проводилась в отношении Сербии совершенно осознанно. Главной ее целью, по-видимому, должно было стать достижение тех результатов, добиться которых не удалось в ходе развала Союзной Республики Югославия.

Обратный эффект 

ГЛАВНОЙ ПОМЕХОЙ на пути развития нефтегазового комплекса Сербии и осуществления проектов транзита энергоресурсов через ее территорию стало стремление США не допустить укрепления экономического и политического взаимодействия России со своими историческими союзниками на Балканах. Такое партнерство (за счет получения прямого выхода в Юго-Восточную Европу, а через нее - в Средиземное море в обход Босфора и Дарданелл) способно кардинально расширить влияние нашей страны не только на европейский рынок, но и глобальный энергетический. А следовательно, на мировую экономику и международную политику.

Этого Соединенные Штаты позволить России никак не могли. Поэтому дело не ограничилось экономической блокадой и мирным торможением развития промышленности Сербии. Вооруженные силы НАТО разрушили значительную часть нефтегазового комплекса республики, ввергнув ее в затяжной энергетический кризис. Больше всего пострадал от военных действий нефтеперерабатывающий сектор, который подвергся целенаправленным бомбардировкам натовской авиации, в результате чего оба сербских НПЗ были выведены из строя. Было уничтожено около 70% хранилищ нефти и нефтепродуктов, серьезно повреждены промыслы и транспортная инфраструктура. Например, Дунай, по которому, напомним, шли весьма значительные объемы импорта черного золота в Сербию, из-за обрушения в реку мостов на долгое время был закрыт для судоходства. При этом экономические санкции не позволили Белграду заняться реконструкцией объектов отрасли.

Только благодаря огромным усилиям стране удалось восстановить комплекс первичной переработки нефти на НПЗ в Панчево и ввести в строй оборудование вторичной переработки на заводе в городе Нови Сад. Общая мощность этих предприятий снизилась до 7,3 млн. т нефти в год (на Rafinerija nafte Pancevo - до 4,7 млн. т, на Rafinerija nafte Novi Sad - до 2,6 млн.). Кроме того, качественные характеристики выпускаемой ими продукции серьезно ухудшились, что привело к потере конкурентных преимуществ этих предприятий со всеми вытекающими последствиями. Объем переработки сырья на сербских НПЗ не превышает в последнее время 3,8-4,3 млн. т в год. Сегодня спрос на сербские нефтепродукты поддерживается только благодаря запрету на ввоз в республику импортного горючего. Исключение составляет только дизельное топливо - лишь потому, что сербские НПЗ не в состоянии обеспечить им внутренний рынок.

Параллельно велось активное лоббирование создания новых, альтернативных российским, путей поставок в Европу энергоресурсов, естественно, в обход территорий РФ и Сербии. Вопреки экономической логике и собственным же критериям энергетической безопасности многие страны были вынуждены поддерживать эти проекты, тормозя и даже блокируя различными способами российские варианты новых поставок нефти и газа в регион. Очевидно, что, занимая такие позиции, европейские государства руководствовались не столько собственными интересами, сколько настоятельными рекомендациями Соединенных Штатов.

Напомним, США, находящиеся на другом континенте и в другом полушарии, уже не одно десятилетие крайне обеспокоены увеличивающейся зависимостью Европы от поставок российских энергоносителей, а также растущим влиянием Москвы в регионе и мире. Попытки любыми способами и средствами помешать этому развитию, в первую очередь осуществлению нефтегазовых проектов, собственно и стали главной причиной поиска альтернативных им вариантов. Правда, найти их так и не удалось.

Возможно, именно поэтому обеспокоенность США вылилась в военные операции НАТО в Югославии, Ираке и Афганистане, а затем под прицел попал и Иран. Не исключено, что это просто совпадения, но необходимо отметить, что страны бывшей Югославии занимают одну из ключевых позиций в системе транзита сырья и товаров в Европу. А в перспективе их роль будет возрастать. Ирак же занимает третье место в мире по объему доказанных запасов нефти (15,5 млрд. т). Иран на втором месте по запасам черного золота (19 млрд. т) и на втором - по голубому топливу (27,8 трлн. м3). Афганистан же находится в непосредственной близости от государств Центральной Азии (Казахстана, Туркменистана и Узбекистана). Нефтегазовые ресурсы этих стран, конечно, нельзя сравнить с российскими и ближневосточными, но если сложить их с азербайджанскими, то развитие под них проектов поставок углеводородов в Европу может стать вполне реальным. По крайней мере, теоретически.

Между тем, несмотря на все усилия инициаторов политики снижения зависимости Европы от российских энергоносителей и вопреки их надеждам, выстроенная в последнее десятилетие полоса препятствий, разделяющая Россию и Сербию, произвела обратный эффект. Страны договорились о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовом секторе даже быстрее, чем можно было ожидать при более благоприятных для этого обстоятельствах. Но самое главное, что договоренности эти незамедлительно стали воплощаться в жизнь.

 

Большая перемена 

ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ роста спроса на природный газ в Сербии не вызывает никаких сомнений. Доля угля в энергобалансе республики составляет более 50%, из него производится около 90% всей электроэнергии. На нефть и нефтепродукты приходится порядка 30%, а на природный газ - всего 13%. По самым скромным подсчетам, этот показатель может вырасти до 25-30%, причем в самое ближайшее время. Однако четкой концепции газификации, охватывающей все регионы и сферы деятельности страны, по вполне понятным причинам, до сих пор не разработано. Между тем очевидно, что для бесперебойного снабжения потребителей голубым топливом нужно наращивать объемы импорта российского газа. Напомним, что реальной альтернативы этому в обозримом будущем не предвидится.

Учитывая, что пропускная способность действующего венгерского направления поставок в Сербию ограничена, встает вопрос о необходимости создания новых маршрутов. Кроме того, в условиях увеличения потребления газа необходимо строительство на территории Сербии системы его подземного хранения. Это защитит потребителей от возможных негативных явлений, связанных с сезонным колебанием спроса на газ и пиковыми нагрузками на ГТС, недобросовестным выполнением транзитными странами обязательств по прокачке газа в европейский регион. Кризис поставок, спровоцированный Украиной в начале прошлых годов, наглядно показал всю важность развития на Юге Европы мощной системы хранения голубого топлива .

Исходя из прогнозов развития экономики и увеличения потребления газа, Сербия с 1990 года вела переговоры о газификации своих регионов и создании новых транзитных коридоров для экспорта российского сырья в европейские государства. Как результат, в 1996 году было подписано рассчитанное на 25 лет межправительственное соглашение с Россией о сотрудничестве в сфере строительства газопроводов. На его основе на паритетных началах создали совместное предприятие YugoRosGas . Российскую сторону в СП представлял 

Газпром , сербскую - тогда еще югославские компании. Эта структура должна была заниматься развитием ГТС, обеспечивать транзит и поставки газа на внутренний рынок Сербии. Основным проектом предприятия стало сооружение на юге страны газопровода Димитровград - Ниш - Пояте, который должен был соединить сербскую газотранспортную систему с болгарской. Пуск этой магистрали в эксплуатацию позволил бы Сербии получать дополнительно до 

1 млрд. м3 российского голубого топлива ежегодно (транзитом через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию).

Строительство ветки Пояте - Ниш началось уже в 1997 году, но в 1999 году его пришлось остановить из-за военной агрессии НАТО. В результате участок удалось ввести в строй только в 2003 году. Дальнейшие перспективы этой магистрали оставались неясными, так как сербская сторона долго не могла определиться с финансированием своей доли участия в YugoRosGas , в том числе из-за продолжавшегося процесса развала Югославии. Напомним, что югославские участники СП сначала разделились на сербских и черногорских, а затем последние вышли из состава учредителей, и в 2006 году Газпром увеличил свою долю в YugoRosGas с 50% до 75%.

Вторым по значимости проектом этого СП могло стать сооружение подземного хранилища газа Banatski Dvor на базе истощенного месторождения, расположенного на северо-востоке Сербии. Однако здесь помимо финансовых проблем с сербской стороны возникало и множество других. В частности, построенные газопроводы автоматически становились собственностью YugoRosGas , а ПХГ контролировалось государственным предприятием Naftna Industrija Srbije , которое не было ни приватизировано, ни даже акционировано. Процесс разгосударствления в республике был запущен еще в 2001 году, но реорганизация NIS, в структуру которого входили практически все сербские нефтегазовые активы, была проведена лишь во второй половине 2005 года. На базе Naftna Industrija Srbijе создали три новых компании: акционерное общество NIS (разведка, добыча, переработка углеводородов, реализация продуктов переработки), а также два госпредприятия - Transnafta (транспортировка, распределение нефти и нефтепродуктов) и Srbijagas (прокачка, хранение, распределение и реализация газа).

С появлением на энергетическом рынке Сербии некоторой определенности активизировалась работа и по нефтегазовым проектам. Так, в 2005 году началась подготовка к строительству ПХГ Banatski Dvor , а в 2006 году Газпром экспорт подписал с правительством республики и государственным предприятием Srbijagas Меморандум о взаимопонимании по вопросу сооружения нового трубопровода для поставок российского газа в республику и через нее - в другие страны Европы. Конечным пунктом этой магистрали должна была стать Северная Италия. Речь шла о расширении мощностей газопровода из России в Турцию, пролегающего по дну Черного моря (проект Голубой поток ), его продолжении через Болгарию, Сербию (как раз по маршруту Димитровград - Ниш - Пояте) и Хорватию в другие европейские государства. Предполагалось, что реализацией этих планов Газпром будет заниматься совместно с итальянским концерном ENI , который является партнером российской корпорации по проекту Голубой поток (они на паритетных началах владеют  Blue Stream Pipeline Company , созданной для строительства и управления морским участком газопровода Россия - Турция). Как известно, именно в 2006 году Газпром и ENI подписали соглашение о стратегическом партнерстве. 

Российский газовый концерн взял курс на диверсификацию маршрутов своих экспортных потоков для снижения зависимости от государств - традиционных транзитеров газа, в число которых к тому времени помимо Белоруссии, Украины и Польши вошла и Турция. Поэтому в середине 2007 года Газпром и ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации нового проекта - Южный поток . Принципиальным отличием от Голубого потока стало то, что эта система газопроводов мощностью 31 млрд. м3 в год должна пройти из России в Болгарию напрямую по дну Черного моря. Далее магистраль может быть протянута по двум направлениям - северо-западному и юго-западному. Вместе они помимо Болгарии охватили бы Сербию (задействовав участок Димитровград - Ниш - Пояте), Венгрию, Хорватию, Словению, Северную Италию, Австрию и Грецию. 

В случае необходимости юго-западная ветка Южного потока пересечет территорию Греции и достигнет южной части Италии через Адриатическое море.

Компания специального назначения (созданная для осуществления маркетинговых исследований и разработки ТЭО Южного потока ) - South Stream AG - была зарегистрирована в Швейцарии в самом начале 2008 года. Вслед за этим Россия и Сербия подписали комплексное Межправительственное соглашение по реализации проектов строительства газопровода Южный поток и ПХГ Banatski Dvor . Одновременно Газпром нефть заключила соглашение об условиях приобретения 51% акций сербской государственной компании NIS.

От локального партнерства - к стратегическому 

ГАЗПРОМ НЕФТЬ изучала возможность участия в приватизации Naftna Industrija Srbije задолго до того, как проект Южный поток стал приобретать реальные очертания. Вопрос разгосударствления сербской компании активно обсуждался с 2005 года. Однако изначально речь шла о продаже пакета в 25%. В перспективе покупатель мог рассчитывать на увеличение своей доли до 37,5%. Интерес к приватизации NIS проявили российский ЛУКОЙЛ , венгерская MOL , австрийская OMV , греческая Hellenic Petroleum , румынская Rompetrol и польская PKN Orlen. О заинтересованности в покупке акций NIS нефтяной дочки Газпрома стало известно в конце 2006 года.

Очевидно, что наиболее предпочтительными партнерами для NIS были именно российские компании, владеющие не только технологиями и финансовыми ресурсами, но и обеспеченные сырьем, в котором нуждается сербская промышленность. Кроме того, Сербия имела опыт взаимодействия как с Газпромом (в рамках СП YugoRosGas ), так и с ЛУКОЙЛом - одним из крупнейших инвесторов на сербском энергетическом рынке. Напомним, что в 2003 году этот российский нефтегазовый холдинг стал владельцем 79,5% акций второго по значимости для страны сбытового предприятия, контролирующего порядка 20% рынка нефтепродуктов, - Beopetrol (сегодня его розничная сеть включает около 180 АЗС). Это приобретение обошлось ЛУКОЙЛу в 117 млн. евро. Кроме того, компания обязалась инвестировать в реконструкцию и модернизацию сбытовой инфраструктуры сербского предприятия, мощности которого изрядно пострадали в ходе бомбардировок НАТО, не менее 85 млн. евро, а также обеспечить финансирование социальной программы Beopetrol в пределах 8 млн. евро. В начале 2006 года российская компания полностью выполнила свои обязательства.

Переговоры об условиях участия Газпром нефти в приватизации NIS начались в апреле-мае 2007 года. Позиция российской корпорации заключалась в том, что она заинтересована стать стратегическим инвестором сербской компании и готова вести разговор о покупке как минимум контрольного пакета акций. Ключевые переговоры на эту тему состоялись в октябре того же года в ходе визита в Сербию делегации Газпрома . Тогда председатель правления концерна Алексей Миллер впервые предложил сербской стороне реализацию комплексного соглашения. Оно должно было включать проекты строительства на территории республики северо-западной ветки Южного потока мощностью не менее 

10 млрд. м3 газа в год, сооружения ПХГ Banatski Dvor объемом не менее 300 млн. м3, а также приобретение нефтяной дочкой газовой корпорации контрольного пакета акций NIS. Эти переговоры были продолжены в конце декабря уже на межправительственном уровне. Работа закончилась подготовкой Межправительственного соглашения между Россией и Сербией о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, включающего все три перечисленных проекта. Параллельно был составлен протокол об основных условиях покупки Газпром нефтью 51% акций NIS.

Эти документы были подписаны 25 января 2008 года в присутствии президентов России и Сербии - Владимира Путина и Бориса Тадича, - а также нынешнего Президента РФ, тогда первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Однако они еще требовали ратификации сербским парламентом, а в республике разразился политический кризис. В соответствии с Конституцией страны была распущена Народная скупщина, проведены досрочные парламентские выборы и сформировано новое правительство. Не исключено, что произошло это далеко не случайно, но тем не менее не смогло повлиять на дальнейшее развитие событий. Правда, Народная скупщина нового созыва смогла одобрить подписанные документы только 9 сентября 2008 года. Все это время российской стороне приходилось вести активную защиту своих проектов в Сербии, чтобы периодически возникавшие антироссийские и антигазпромовские настроения не повлияли на судьбу достигнутых договоренностей. И 24 декабря в Московском Кремле в присутствии президентов двух стран в строгом соответствии с условиями январского межправительственного соглашения состоялось подписание основополагающих документов, определяющих перспективы нефтегазового сотрудничества России и Сербии.

Прежде всего, речь идет об Основных условиях базового соглашения о сотрудничестве по строительству газопровода Южный поток и транзиту природного газа по территории Сербии, а также Меморандуме о взаимопонимании по сотрудничеству в области хранения газа в рамках проекта Banatski Dvor . В соответствии с этими документами сторонами предусмотрено создание совместного предприятия для сооружения на территории Сербии нового газопровода и его эксплуатации. Доля Газпрома в СП составит 51%, Srbijagas - 49%. На аналогичных условиях планируется зарегистрировать совместное предприятие для создания и использования ПХГ Banatski Dvor , в котором интересы Газпрома будет представлять Газпром экспорт . Правда, сделать это предполагается после проведения технико-экономического анализа проекта, на основе которого к середине 2009 года стороны примут окончательное инвестиционное решение. Достигнуты также договоренности о том, что Srbijagas доведет свою долю в СП YugoRosGas до 49% (51% останется у Газпрома ) и будет заключен долгосрочный контракт на поставку российского газа в Сербию.

В конце декабря 2008 года председатель правления ОАО Газпром нефть Александр Дюков и министр энергетики Сербии Петар Скундрич подписали договор купли-продажи 51% акций NIS за 400 млн. евро. Данный документ предполагает проведение российской компанией до 2012 года реконструкции и модернизации технологического комплекса сербского предприятия на сумму не менее 500 млн. евро. 

А  2 февраля 2009 года Газпром нефть завершила процесс приобретения контрольного пакета акций Naftna Industrija Srbije .

В марте 2009 года оперативное управление NIS окончательно перешло в руки менеджеров Газпром нефти . Уже до конца года в модернизацию принадлежащих NIS производственных мощностей будет вложено до 40% средств инвестиционной программы, общий объем которой составляет 548 млн. евро. Реализация этой стратегии позволит NIS стать прибыльной уже в 2009 году. Реформа ее структуры, равно как и мероприятия по модернизации НПЗ в Панчеве, является определяющим элементом процесса превращения сербской компании в одного из центральных игроков на региональном топливном рынке.

Адриатическая дружба 

ТОЧНЫЙ ГРАФИК строительства газопровода Южный поток , в том числе и его участка на территории Сербии, будет определен после разработки ТЭО проекта. По предварительным оценкам, вся подготовительная работа может быть завершена к концу 2010 года. Именно к этому времени предполагается определить точный маршрут газопровода.

Напомним, что помимо Сербии межправительственные соглашения уже подписаны с Болгарией, Венгрией и Грецией. На стадии согласования находится аналогичный документ, касающийся Словении, готовится соглашение с Австрией. До сих пор заключение договоров затягивалось из-за проходивших в этих двух странах парламентских выборов. Впрочем, вряд ли стоит сомневаться, что проект будет реализован в максимально короткий срок. О его растущей актуальности в условиях возможной блокады Украиной поставок российского голубого топлива в Европу уже заявили Алексей Миллер и генеральный управляющий концерна ENI Паоло Скарони.

По предварительным оценкам, общий объем российских вложений в нефтегазовый комплекс Сербии может превысить сумму инвестиций в рамках существующих договоренностей как минимум в два раза. Кроме того, не нужно забывать, что укрепление взаимодействия между странами способно принести и весьма существенный косвенный эффект. В частности, не исключено, что теперь будет активизирована работа по организации прямых поставок российской нефти в Сербию, а через ее территорию - в другие страны, минуя Босфор и Дарданеллы. Наиболее востребованным в этом плане может стать проект интеграции нефтепроводов Дружба и Адрия .

Данная идея родилась еще в середине 1980-х годов, практически сразу же после завершения строительства последней магистрали, предназначенной для поставок ближневосточной и североафриканской нефти, принимаемой в хорватском порту Омишаль, на НПЗ Хорватии, Словении, Венгрии и Сербии. Суть ее заключалась в том, чтобы запустить трубопровод Адрия в реверсном режиме и принимать по нему российскую нефть, соединив его с южной веткой Дружбы , по которой сырье поступает из России через Белоруссию и Украину в Словакию и Венгрию. Дело в том, что ближневосточное и североафриканское сырье не прижилось на Балканах, поэтому Адрию все равно заполняла российская нефть, которая поставлялась в Омишаль через Босфор и Дарданеллы, что, естественно, было невыгодно как продавцам, так и покупателям. Изначально такая инициатива воспринималась на ура - ведь и Дружба , и Адрия фактически сходились в районе венгерского НПЗ Szazhalombatta. Правда, события, произошедшие впоследствии на постсоветском пространстве и в странах бывшего соцлагеря, надолго отодвинули реализацию проекта.

Впрочем, к концу 1990-х годов к этой идее снова вернулись, а в 2000 году начался активный переговорный процесс по данному проекту. В результате в июне 2002 года российская Транснефть , белорусская Гомельтранснефть Дружба , Укртранснафта , венгерская Magyar Olaj-es Gazipari Rt. ( MOL ), словацкая Transpetrol и хорватская Jadranski Naftovod ( JANAF ) подписали соглашение О сотрудничестве и совместной деятельности при транспортировке российской нефти на мировые рынки с перевалкой через порт Омишаль . В сентябре того же года в Москве был согласован проект межправительственного соглашения О поддержке проекта интеграции нефтепроводов Дружба и Адрия , который уже в декабре был подписан в Загребе Россией, Украиной, Белоруссией, Венгрией, Словакией и Хорватией. Предполагалось, что на первом этапе по новой ветке будет перекачиваться около 5 млн. т нефти в год, а затем ее пропускная способность поэтапно увеличится - сначала до 10, а затем и до 15 млн. т в год. Соответственно, необходимо провести определенные работы в порту Омишаль, на хорватском участке Адрии (Сисак - Омишаль), а также расширить мощности южного отрезка Дружбы .

Однако в 2003 году проект неожиданно забуксовал. Сначала хорватская нефтетранспортная компания JANAF занялась пересмотром коммерческих условий перевалки нефти в порту Омишаль, затем экологическое движение Хорватии выступило против реализации проекта, потом Украина отказалась ратифицировать соглашение о транзите дополнительных объемов нефти по своей территории. Большая часть спорных вопросов была снята в 2004 году. Но в 2005 году правительство Хорватии под предлогом необходимости пересмотра результатов проведенных исследований, касающихся последствий проекта для побережья Адриатического моря, заморозило его осуществление на неопределенное время.

Вполне возможно, что власти Хорватии действительно крайне озабочены последствиями этого нефтепроводного проекта для экологии и развития туристического бизнеса. Но не исключено, что решающее значение имели все те же настойчивые рекомендации США, которые лоббируют сооружение в регионе альтернативных трубопроводов, в частности трассы Бургас - Влоре (Болгария - Македония - Албания), отвечающих их политическим интересам.

Впрочем, в середине прошлого года Хорватия неожиданно решила реанимировать проект и выступила с инициативой возобновления переговоров. С учетом покупки Газпром нефтью сербской NIS и заинтересованности компании в организации прямых поставок российского сырья на НПЗ Сербии эта инициатива может быть поддержана Россией, а многострадальный проект реализован в достаточно сжатые сроки. Тем более что Газпром нефть связывает с NIS дальнейшие перспективы развития своего бизнеса в Европе.