27 марта в Южноафриканском Дурбане завершился очередной, пятый по счету саммит стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Ничего сенсационно-радикального его результаты не принесли. Но от этого еще более странной выглядит та волна критики самого разного рода, которая в буквальном смысле слова вылилась на читателей западных средств массовой информации по его итогам. Попробуем и мы столь же критично взглянуть на некоторые из этих публикаций, а также разобраться, чем же всё-таки вызвана эта плохо скрываемая нервозная озабоченность. Начнем с французской Le Monde, назвавшей статью: «БРИКС - сборная солянка», подспудно противопоставляя собравшихся западному политико-экономическому единству. А был ли мальчик? Вся система западного единства от экономики до ценностного набора сегодня выглядит крайне неустойчиво. США, всё более теряющие статус и возможности «плавильного котла» наций и этносов, решающие собственные экономические проблемы за счет монополии печатного станка и других стран, включая европейских союзников, активно переносят вектор стратегических интересов и приоритетов из Старого Света в Азиатско-Тихоокеанский регион. В Европе экономические показатели, помимо того, что снижаются в целом (индикатор Eurocoin, ранее точно предсказывавший спады деловой активности в еврозоне, указал на спад в экономике валютного блока в первом квартале 2013 года, что наблюдается уже шестой квартал подряд), еще и в прогрессирующем режиме разнятся между севером и югом. С разной интенсивностью, но повсеместно наблюдается систематическое разрушение элементов социального государства. Диспропорции и разрегулированность разрушают и ценностное единство. В целом ряде стран растут анти ЕСовские настроения, национализм, протекционизм, радикализм, фашизация общественного сознания. Если до недавнего времени растущая мощь Германии уравновешивалась мощью и свободой выбора других европейских стран, то сегодня мы видим стремительное сокращение этого фактора и рост антигерманских настроений в Италии, Греции, Португалии, на Кипре и в других странах.
Кризис ускоряет и увеличивает масштабы данных явлений. Контрольный срез - состояние экономики, политической обстановки и настроения жителей Кипра. На горизонте маячит следующая жертва - Словения. «Страна потеряла конкурентоспособность с тех пор, как вступила в еврозону, и находится на пути к экономическому коллапсу», - цитирует The Telegraph мнение Ларса Кристенсена из Danske Bank. И не одна она. В той или иной степени конкурентоспособность потеряли почти все участники проекта, включая таких экономических грандов, как родина авторов статьи, вторая по величине экономика еврозоны - Франция. Если в 1999 году на эту страну приходилось около 7% мирового экспорта, то сегодня - чуть больше 3%. И показатель продолжает быстро ухудшаться. Уровень безработицы достиг 10,9%. По предварительной оценке, ВВП в IV квартале 2012 года сократился на 0,1%. Не лучше дела обстоят и в идущих следом третей и четвертой экономиках Италии и Испании. «Кризис в еврозоне также пролил свет на слабость европейской солидарности», - пишет коллега журналистов Le Monde из Slate.fr Жерар Орни. В своей прошлогодней статье под названием: «Главная проблема Европы - это Германия» он в частности приводит такой пример. В 2011 году европейские партнеры Германии приняли на себя 70,9% всего немецкого экспорта (39,5% для стран еврозоны). «В то время как на поставки в страны БРИК приходится всего 11,4% от экспортных объемов. Тут сам собой напрашивается следующий вывод: Берлин проводит свою политику в ущерб соседям», - пишет автор. Хорошее получается единство. Как у кота Матроскина, - «совместный труд для моей пользы объединяет»? И то, что у стран БРИКС нет такого единства, критикам из Le Monde кажется отрицательным результатом? «Страны пятерки не только попадают в различные весовые категории, но нередко еще и наступают друг другу на ноги», - поддерживает коллег Deutsche Welle.
Financial Times идет еще дальше, представляя саммит съездом разрозненных аномалий. «У каждого из ее членов есть нечто такое, благодаря чему он не вписывается в группу», - пишет издание. Какие же это аномалии? Пожалуйста. В то время как БРИКС - это огромный рынок, во входящей в него ЮАР проживают всего 40 млн человек, а экономика страны в 20 раз меньше китайской. «Китай аномален из-за масштабов своей экономики. По своему экономическому весу и присутствию он сильно превосходит другие страны БРИКС», - констатирует Financial Times. Да, действительно сплошные аномалии. Но как же тогда быть с аномалиями, имеющими место в ЕС. Например, с Мальтой, с населением в 400 тысяч человек и 82 миллионами населения Германии? Про ВВП вообще молчим. У Мальты он не превышает 20 миллиардов евро, в то время, как у Германии только экспорт больше триллиона! Не нравится Мальта, можно сравнить с Эстонией находящейся по этому показателю еще ниже. Россия, по мнению Financial Times это тоже своего рода аномалия. Ее выделяет зависимость от энергетического сектора. А Норвегию не выделяет? Или это аномалии, как нога, «того, кого надо нога». О «пятках» речь уже давно не идет. В ЕС все кто может, наступают, всем кому могут и на всё что можно.
Американцы традиционно не стесняются в выражениях. Оппортунистическим партнерством и карточным домиком называет БРИКС World Politics Review. Ну, насчет «карточного домика» это смотря с чем сравнивать. Если с долларово-деривативной пирамидой или с всё более и более разъезжающимся по всем швам Евросоюзом, то, как говорится «мы еще будем посмотреть», кто из поросят, какой домик построил, и как долго он продержится. Какова динамика, каков тренд. У кого восходящий, а у кого наоборот. Какова перспектива формирующегося миропорядка? Не очень радужная для критиков. Начнем с того, что стало причиной нынешнего кризиса, - кровеносной системы мировой экономики, - денег. Все последние годы, и в особенности минувший, мировые Центробанки скупали золото (последний раз центральные банки скупали золото такими темпами в начале 60-х годов прошлого века). Но наиболее активно и крупномасштабно это делали Китай, Россия и Бразилия. Пока никто не понимает истинных размеров и последствий происходящего, но вполне может статься, что золото вновь станет основой мировой монетарной системы, золотым стандартом, как это и было до воцарения доллара. В пользу того, что лидеры БРИКС не зря наращивают свои золотые резервы, говорят и слова бывшего главы Китая Ху Цзиньтао, назвавшего нынешнюю валютную систему «продуктом прошлого». А теперь вспомним попытку ФРС США оттянуть сроки возврата золотых запасов, принадлежащих Германии, а также другие косвенные признаки, указывающие на то, что объем хранящегося в Федеральном резервном банке Нью-Йорка золота куда меньше заявленного. Евро вообще внеэкономический продукт, искусственная валюта – производная политического проекта. Как это может не раздражать всемирных глобализаторов и политико-экономических манипуляторов? Ведь процессы явно идут не по выгодному им сценарию. В сторону растущих экономик Индии и особенно Китая переориентируются и основные поставщики энергоносителей – Россия, страны Ближнего Востока, Канада, Австралия и Восточная Африка. По оценкам аналитиков в ближайшие 15 лет энергопотребление в странах АТР будет расти на 4% ежегодно, тогда как в среднем по миру ожидаемый рост не выше 2%. Эксперты также считают, что в ближайшие 5 лет азиатский рынок e-commerce займет лидирующие позиции в мире, подвинув США и Европу. Страны БРИКС делают усиленную ставку на индустриализацию своих экономик и вложения в человеческий капитал. Между ними нет глобальных противоречий. Друг к другу тяготеют растущие, нуждающиеся друг в друге экономики и политические партнеры, не навязывающие никому свои государственные или ценностные модели, избегающие взаимной агрессивной риторики. Может быть, все перечисленные выше факты и являются истинной причиной столь бурной и скоординированной критики?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs