ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Бойтесь американской «помощи» или как США подрывали энергетическую безопасность Европы

12:41 02.05.2024 • Андрей Кадомцев, политолог

Как сообщает агентство Bloomberg, даже «рекордные» объемы газа в европейских хранилищах не позволяют тамошним специалистам в области энергетики вздохнуть с облегчением. Трейдеры выражают обеспокоенность «возможным дефицитом топлива следующей зимой». Одна из важных причин снижения уровня энергетической безопасности европейских стран, о которой там публично предпочитают лишний раз не вспоминать – целенаправленная политика США.

С наступлением зимы и повышением спроса на газ энергетические рынки Европы могут вновь оказаться крайне уязвимыми. Даже незначительное повышение спроса на энергоносители в любой точке мира может привести к скачку цен и полному закрытию целых секторов европейской обрабатывающей промышленности, подстегнуть безработицу. Подобная ситуация уже имела место в начале осени 2022 года, когда цены на газ выросли в разы. Ситуация оказалась настолько плачевна, что власти стран, ранее отказавшиеся от ископаемого топлива и атомной энергии, в отчаянии вновь открывали закрытые угольные станции и АЭС, а также прибегли к национализации коммунальных предприятий, чтобы спасти их от банкротства.

В наши дни одной из главных причин тревоги европейских энергетиков и потребителей является неопределенность с продолжением транзита российского газа через Украину после завершения действующего соглашения в конце 2023 года. Оператор украинской газо-транспортной системы заявляет, что новое транзитное соглашение заключено не будет. Другой фактор, повышающий вероятность новых проблем с поставками газа в Европу грядущей зимой - конкуренция за партии СПГ с потребителями в Азии. Окажись следующая зима холоднее двух предыдущих, и спрос на газ возрастет, как и цены на него. На таком фоне, крайне трудно понять «логику» тех европейцев, которые предлагают включить полный запрет на импорт СПГ из России в 14-й пакет санкций.

Зато у американцев с геополитической логикой всё в полном порядке. И проблемы украинского газового транзита, и скачки цен на газ в Европе, вызванные переходом к закупкам СПГ на мировом рынке, функционирующем на основе спотовых контрактов – в немалой степени следствие усилий, которые Вашингтон предпринимал в последние десятилетия.

Еще один фактор, особенно актуальный в последние годы – санкции. На днях посол РФ в США Анатолий Антонов отметил, что «США вводят санкции против российских энергоресурсов, чтобы доминировать на рынках и купировать любую конкуренцию. Это Вашингтон и называет энергобезопасностью».[i] Как раз накануне помощник американского госсекретаря по вопросам энергоресурсов Джеффри Пайетт заявил, что цель администрации США - «ограничить доступ России к европейским рынкам сбыта энергоносителей».

Энергетическое сотрудничество Западной и Центральной Европы и СССР вызывало крайнее раздражение Америки буквально с первых дней. После окончания «холодной войны», усилилось экономическое соперничество между ЕС и США. Единая европейская валюта, созданная в конце 1990-х, прямо позиционировалась как альтернатива доллару. Такая ситуация активно раздражала США, и в Вашингтоне не сидели сложа руки.

С середины 2000-х годов в США начинается «сланцевый бум» - существенный рост добычи углеводородов с помощью технологии гидроразрыва пласта, позиционировавшейся как способ резко снизить издержки. Америка строит планы возвращения на мировой энергетический рынок в качестве не только значимого экспортера газа, но и главного арбитра глобальных рынков углеводородного сырья. Экспорт энергоносителей в Европу видится американским стратегам хорошим способом в одно и то же время «компенсировать» затраты на сохранение «лидерства» в Старом Свете, усилить зависимость Евросоюза от Америки и доллара, и подорвать международную конкурентоспособность европейцев, одним из столпов которой выступал относительно дешевый российский газ.

Важнейшим элементом такой политики становится нарратив о возрождающейся «российской угрозе». В 1990-е цены на газ на мировом рынке были низкими, а Россия была крайне слаба после распада СССР. В 2000-е Москва начинает усиливать свои позиции, что вызвало растущее раздражение уже в Евросоюзе. Заметно выросли и цены на рынке углеводородов. Американская риторика о необходимости «снизить энергетическую зависимость Европы от России» резонирует с настроениями части европейских политиков, призывающих ограничить российское присутствие на европейском рынке газа с целью недопущения «политического давления».

Исторически, львиная доля российского газового экспорта в страны зарубежной Европы шла через территорию Украины. В 2001 году через Украину в ЕС было прокачано порядка 80 процентов всего российского газа, поступавшего на экспорт в европейские страны.[ii] Вашингтон целенаправленно поддерживает те украинские силы, которые выступают за минимизацию, если не полный разрыв, исторических связей с Россией и переориентацию на Запад. В 2004-2006 годах, между Москвой и Киевом возник, уже не первый по счету, спор по поводу цены, а также «несанкционированного отбора» природного газа. В результате, поставки в Европу были прерваны на некоторое время. Решительные действия России в энергетическом споре с Украиной, а чуть позже, в Грузии, вызвали надуманные обвинения в «использовании энергоресурсов вместо пушек и бомб». В западных СМИ замелькали выражения «газовая война» или «новая холодная война».

В этих условиях, Брюссель целенаправленно работает над «диверсификацией и либерализацией» газового рынка. В 2009 году принимается Третий энергопакет ЕС, в котором формально речь шла о расширении числа источников газового импорта. По задумке авторов, такой подход позволил бы европейцам занять «наступательную» позицию в отношении стран-поставщиков. В последующие годы были приняты комплексные меры по развитию импортной и межгосударственной газовой инфраструктуры.

Однако последствия принятого решения оказались крайне противоречивыми для европейцев, но весьма благоприятными для американцев. Стала увеличиваться доля газа, который закупается на спотовом рынке, где цена отражает текущее соотношение спроса и предложения, а расчеты, как правило, осуществляются в долларах. Как только спрос начинает расти, «взлетают» и цены. Такой подход был выгоден американским поставщикам, себестоимость добычи у которых была значительно выше, чем в других странах. Спотовый рынок делает всё более предпочтительной формой поставок СПГ, а не трубопроводный газ, что также усиливало позиции американцев и подрывало – у россиян. При этом объем физически доступного покупателям газа меньше в силу ограниченности мощностей по сжижению. Наконец, важнейшим изменением стал переход разногласий между потребителями и поставщиками в область политического противостояния между государствами.

Как итог, европейский газовый рынок оказался во власти факторов геостратегического характера. Соединенные Штаты обладают полным набором «инструментов» для работы в таких условиях. Европа – нет. Тогда в адрес Москвы вновь зазвучали обвинения в стремлении использовать вопросы поставок газа для «политического давления» на Евросоюз. И в условиях роста американской добычи газа, Барак Обама весной 2014 года открыто требует от европейцев сократить импорт энергоносителей из России. Позже идею предшественника подхватывает Дональд Трамп, провозгласивший планы добиться доминирующего положения Америки на мировом и европейском газовом рынке.

В 2017 году США приняли закон CAATSA ("О противодействии противникам Америки посредством санкций"), согласно которому Вашингтон может накладывать санкции на компании, участвующие в строительстве любого нового газопровода. В октябре 2018 года в конгрессе США представили план по сокращению поставок в ЕС российского газа. По сообщению ТАСС, документ предполагал выделение 1 млрд. долларов на финансирование проектов по использованию новых источников энергии в ЕС, а также оказание дипломатической и технической поддержки Евросоюзу в период с 2019 по 2023 год. Госдепартаменту США предлагалось усилить политическую и дипломатическую поддержку определенных стран в вопросах развития их энергетического рынка.

Рубежными для газового рынка Старого Света становятся 2019 – 2020 годы. В конце 2019 истек десятилетний российско-украинский договор о транзите газа. В это же время Газпром завершает строительство «Северного потока – 2» и «Турецкого потока». Геоэнергетическая дипломатия Америки набирает обороты. Российские маршруты газовых поставок, идущие в обход всё менее предсказуемого украинского, оказываются под жестким политическим и медийным давлением американцев. Между тем, выход на полную мощность вновь возводимых американских заводов по производству СПГ прогнозируется не ранее 2022 года. Звучат предположения, что с этого момента Вашингтон объявит России «войну». Правда тогда речь шла лишь о ценовой войне.

После начала СВО и выхода эскалации на Украине при помощи Запада на новый уровень, европейские политические круги уже сами, «под давлением новых обстоятельств», сделали выбор в пользу практически полного отказа от закупок как российской нефти, так и большей части газа. Теперь наиболее радикальные оппоненты Москвы в ЕС заявляют, что «европейцы не нуждаются в украинском газовом транзите», заодно призывая отказаться и от российского СПГ.

Однако, если транзит российского газа через Украину прекращается вовсе и вводится запрет на покупку российского СПГ, то, в ситуации с физически разрушенными «Северными потоками», Европе придется искать дополнительные объемы и поставщиков. При этом увеличение поставок из Катара оказалось под угрозой вследствие очередного обострения на Ближнем Востоке. Ставка на возобновляемые источники энергии, в условиях резкого колебания цена на газ, выступающий в качестве наиболее экологичного «страховочного» источника энергии, чревата не только неконтролируемым ростом издержек, но и срывом намеченных сроков «зеленого энергоперехода». Между тем, США не торопятся отказываться от традиционных энергоносителей, а, напротив, лишь наращивают их добычу.

Да, в качестве «альтернативы», Европе предлагается американская «помощь» в виде дальнейшего наращивания поставок заокеанского СПГ. Но зимой нынешнего года Вашингтон наглядно продемонстрировал своим европейским «союзникам», как легко американская газовая «помощь» трансформируется в инструмент геоэкономической манипуляции. В конце января Байден объявил, что приостановит выдачу разрешений на экспорт СПГ для проектов, которые еще только запланированы для реализации. Дело в том, что США необходимы низкие цены на энергоносители дома, и высокие – на мировом рынке. При условии, что у потенциальных конкурентов из других стран возникнут проблемы с доставкой своего сырья потребителям. Что и происходит в Старом Свете уже третий год.

Реализация Соединенными Штатами своих интересов в энергетической сфере несёт европейским компаниям разорение. Ценой «замещения» российского газа на американский уже стал подрыв экономического лидерства Германии. Что, в свою очередь, ставит под сомнение перспективы курса на дальнейшее укрепление единства ЕС. А поскольку доля нефти и газа в европейском энергобалансе будет оставаться значительной еще десятки лет, актуальной останется и проблема доминирования доллара США на рынке углеводородов. Ведь его эволюция в направлении роста доли спотовых сделок продолжается. Если эту проблему не решить, то единую европейскую валюту также ждут новые потрясения.

На сегодняшний день, Вашингтону удалось добиться заметных успехов в деле геоэкономического ослабления ЕС посредством разрыва европейских энергетических связей с Россией. Надолго ли? Согласно прогнозам, довольно скоро предложение СПГ на мировом рынке существенно вырастет. В теории, цены должны пойти вниз. В своё время, так считали и архитекторы Третьего энергопакета. Готовы ли европейцы и дальше полагаться на «свободный рынок энергоносителей» в его американской версии? Или в Старом Свете сумеют осознать, что интересы Вашингтона всё дальше расходятся с его собственными.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.vedomosti.ru/politics/news/2024/04/24/1033764-antonov-schel-litsemernoi-pozitsiyu-ssha

[ii] https://www.statista.com/statistics/1029089/russia-share-gas-transit-through-ukraine/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати