ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

К столетию художника Божьей милостью – Ивана Варичева

13:21 27.04.2024 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Василий Братанюк, Портрет народного художника РФ Ивана Михайловича Варичева, 2013

Народному художнику России, живописцу и фронтовику Ивану Михайловичу Варичеву в этом году исполнилось бы сто лет. В честь векового юбилея мастера в «Галерее Живописи 20 века» в Санкт-Петербурге состоялась выставка, посвященная творчеству выдающегося соотечественника, прошедшего все годы войны, но так и не написавшего ни одной картины на столь животрепещущую для себя тему. Это подчеркнул в своем слове директор «Галереи Живописи 20 века», организатор выставки Виктор Мерзляков: «Иван Михайлович прошел все ужасы войны, но ни одной картины на эту тему так и не написал». Однако справедливости ради напомним, что Иван Михайлович нес в себе «военные» воспоминания, разрабатывал их в этюдах, эскизах. В частности, он писал наступление советских войск на Ленинградском фронте, в набросках была и знаменитая «Катюша», раненые партизаны, военачальники. За боевые заслуги Иван Варичев имел боевые награды: Орден Отечественной войны, Орден Славы, медаль «За отвагу», медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», - и это далеко не весь перечень.

В юбилейной экспозиции 180 полотен – и каждое пронизано лирикой, будь то одинокий храм у реки, поленница морозных дров на дворе, жеребенок, бегущий рядом с матерью за телегой, куры, греющиеся на мартовском солнце. Всё – о родине. Картины тишины, картины-размышления. Так бывает, художник вошел в контакт с пейзажем, - рождается мелодия, а на полотне – новелла о самом сокровенном, о чем невозможно громко, пафосно, но только вполголоса, а лучше - молча. Такие картины выходили из-под кисти Ивана Варичева. Он не писал монументальных полотен, все его работы небольшие по формату, но – за душу берут. По мнению художника, профессора Академии художеств Санкт-Петербурга Игоря Петрова, творчество Ивана Варичева отличает «удивительное разнообразие живописных приемов и удивительное разнообразие колорита, композиций».

Петербургский художник Василий Братанюк, хорошо знавший Ивана Михайловича, отметил масштаб осмысления Варичевым значения «прозы природы», в каждом явлении которой заключена  высокая поэзия. Как сказал Василий Братанюк: «Варичев был одним из первых учеников академика Юрия Михайловича Непринцева, народного художника СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Иван Михайлович принял ту профессионально-творческую эстафету, которая к Ю.М. Непринцеву пришла от русского живописца и графика профессора и действительного члена Императорской Академии художеств Василия Савинского, И.И. Бродского, которые в свою очередь постигали мастерство у И.Е. Репина, а тот был последователем художественной школы, а в преподавании – педагогической системы Павла Чистякова, окончившего Императорскую художественную академию в Санкт-Петербурге с Большой Золотой медалью. Чистяков был мастером исторического жанра, крупных полотен на известные сюжеты отечественной истории.

Иван Михайлович Варичев (15 января 1924 — 7 июня 2016) — советский и российский живописец, народный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского Союза художников, мастер пейзажа.

К лету 1941 года Иван Варичев был выпускником Художественного училища в Ленинграде, рыл окопы вместе с ленинградцами. Затем воевал на фронтах Великой Отечественной войны, прошел в пехоте от стен блокадного Ленинграда до сопок Карелии и закончил войну, участвуя против Квантунской армии Японии в 1945 году, отслужив на Дальнем Востоке, в том числе и в Китае, до 1947 года.  В 1951 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. С 1957 года принимал участие в выставках. В 1983 году Иван Варичев был удостоен почётного звания «Заслуженный художник РСФСР», в 2005 году — звания «Народный художник Российской Федерации».

Произведения Ивана Михайловича Варичева находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в многочисленных музеях и частных собраниях России, Японии, КНР, Великобритании, Франции и других стран.

Замечательно метко суть творчества Ивана Михайловича Варичева выразил в своем интервью газете «Советская культура» (1988г.) Евсей Евсеевич Моисеенко, народный художник СССР, лауреат государственных премий, профессор, действительный член АХ СССР: «Всегда были и есть у нас художники Божьей милостью, и прекрасные произведения. И есть они вопреки сложившейся шкале ценностей. Вспомните небольшие, всегда небольшие по формату работы Ивана Михайловича Варичева: улицы Старой Ладоги, сельские пейзажи с лошадками, стены древних крепостей… Да, они о Родине, о стойкости русского духа, о прочности характера столько расскажут! Где бы они ни были, - на выставке, в музее, в школе, в современной квартире, - их свет не меркнет…».

Сам же Иван Михайлович говорил о неизменном жанре своих картин: «Пейзаж – моя совесть, моя любовь».

На выставке, посвященной столетию со дня рождения И.М. Варичева, побывала его правнучка Алёна. Вот её слова о знаменитом художнике и родном человеке: «Варичев Иван Михайлович. У многих это имя ассоциируется с мастером русского пейзажа, с неповторимым умением с любовью запечатлеть различные состояния природы, с профессионалом, слова и советы которого были ценны для многих людей. У меня же это имя ассоциируется с чем-то абсолютно родным. И для меня Иван Михайлович Варичев был, конечно же, талантливейшим русским художником, без этого никак. Но, в первую очередь, семьей. Как многие, знакомые с Иваном Михайловичем, вспоминают, он был строг и немногословен, но каждый раз, когда мы виделись даже после непродолжительного расставания, его лицо преображалось, и уже с улыбкой на лице он восклицал: «Алёночка, здравствуй!». В эти моменты было невозможно не ощутить искреннюю любовь, которую Иван Михайлович испытывал к своим родным. Нельзя не отметить и его сильную любовь к искусству. Он постоянно меня мотивировал пробовать рисовать. Мне тогда, конечно, было грустно, что не получалось рисовать так же красиво, но тот факт, что он сохранял у себя в папке все мои рисунки, до сих пор греет мне душу. К сожалению, художником я так и не стала, но Иван Михайлович точно передал мне любовь к прекрасному. И зачастую мне кажется, что именно любовь к прекрасному позволяет мне, а может быть и всем нам, сохранять здравый ум в непростые времена. Ведь как бы ни было иногда грустно на душе, закат продолжает сменяться рассветом, снег продолжает таять, а все новые и новые бутончики продолжают тянуться к тёплому солнцу. И именно эти состояния природы и ее душу так отчетливо умел отражать Варичев Иван Михайлович на своих картинах».

Известная в Санкт-Петербурге искусствовед и автор множества монографий, блокадница Надежда Борисовна Нешатаева, дружившая с художником, рассказала в одной из своих книг об Иване Михайловиче Варичеве так, что лучше и не передашь её проникновенную новеллу о нем. Вот она.

«В осенний день над рекой Оредеж, что петляет по Лужской  земле, над ее берегами гуляет холодный ветер: срывает листья, шуршит в сухой траве, рябью бежит по синей воде.  На одном из них, над канавой, заросшей травой и кустарником, возвышаются тоненькие березки…

Вглядываясь в них, художник Иван Варичев, писавший здесь в октябре 1967 года осенний этюд, вдруг понял: березы эти не над канавой растут, а над старым солдатским окопом. Сразу же все вокруг напряглось, потемнело. И ожило былое: июль сорок первого года... Он семнадцатилетний паренек, недавний ученик Художественного училища, вместе со многими ленинградскими художниками рыл здесь оборонительные окопы. На окопы вышел, казалось, весь город, слева и справа стучали лопаты, вгрызавшиеся в землю; палило солнце, а за отвалом земли безмятежно зеленела поляна. Внезапно раздался истошный крик: «Самолеты!» И, бросив лопату, надо было перебежать лужайку, чтобы успеть скрыться в лесу. Трава цеплялась за ноги, мелькали цветы. А за спиной - рев моторов, треск пулеметных очередей, крики людей.

Позже, в конце января сорок четвертого года, также гудели моторы, ухали взрывы и кричали, но уже не ленинградские окопники, а солдаты, когда после снятия блокады здесь, на Лужской земле, шли ожесточенные бои. Черный от гари снег, искореженное железо, изувеченные деревья, на снегу – люди, живые ли, мертвые? В небе – красный свет сигнальной ракеты, зовущий в атаку.

Прошли годы… Сгладила земля старые окопы, застила их травами. Потянулись к небу тоненькие березки, напоминая о тех, кто воевал на этой земле. «Окопные березы» - назвал их Иван Варичев, вспоминая лето 41, зиму 44 годов. А потом на мольберте, в мастерской художника,  появилась картина с таким же названием – «Окопные березы». Картина-Память, горькая Память о пережитой войне…» 

Иван Варичев, «Река Оредеж», 1963

Позднее Иван Михайлович Варичев скажет: «Пережитое не забыть. Оно возвращается». И оно наполняет безмятежные сюжеты его картин глубоким, пронизывающим светом пережитого.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати