ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Почему Стамбул-2 может перерасти в Хельсинки 2.0

12:02 15.04.2024 • Николай Межевич, Исполнительный директор Ассоциации внешнеполитических исследований имени А.А.Громыко, доктор экономических наук, профессор

Евгений Викторович Тарле в своей работе «Нашествие Наполеона на Россию» писал: «...создать против России вечную угрозу в виде вассальной, всецело зависимой от французов Польши, к которой присоединить Литву и Белоруссию, – вот основная цель». Цель пережила Наполеона, кайзера Вильгельма, Гитлера и сейчас её пытаются реализовать наши противники. По результатам наполеоновских войн состоялся Венский конгресс, давший Европе многие десятилетия мира. Залог успеха мирных договорённостей был, в том числе, в эффективном участии России – державы победительницы. Однако, Франция тоже принимала участие в Венском конгрессе. Намёк, я думаю, понятен.

Вспоминается и Первая мировая война. Все хотели быть дома к рождеству 1914 года. Закончилось все распадом Российской, Германской, Австро-Венгерской, Турецкой империй и стартом деструкции Французской и Британской империй. Попытка договариваться без России привела к тому, что мир оказался недолгим и не прочным. Впрочем, в Германии быстрее всех поняли то, что без России пасьянс не складывается и 16 апреля 1922 года между Германией и Советской Россией был заключен сепаратный договор или «Договор в пижамах», который предусматривал полный отказ от взаимных претензий и взаимное дипломатическое признание.

Что же касается дипломатической кухни второй мировой войны то, новости марта 2024 года заставляют вспомнить не стареющий фильм «Семнадцать мгновений весны». Как и соответствующая книга, он давно вошёл не то, чтобы в золотой, скорее в платиновый фонд нашего кинематографа. В чём причина данного успеха? Талантливый автор, блестящий режиссёр, уникальные актёры? Да, всё это так. Но есть ещё одна причина феноменального успеха фильмы. Она заключается в том, что, это успешная попытка экранизации реальных событий.

Основная сюжетная линия - срыв советской разведкой переговоров англо-американских союзников с фашистской Германии на территории Швейцарии. Проще говоря, тогда у нас, (как и сейчас) хотели украсть результаты наших усилий и военных побед. Да, сегодня формат швейцарских мечтаний Зеленского, несколько иной. Наши войска находятся от Киева существенно дальше, чем в апреле сорок пятого от Берлина. Но общая часть больше, чем особенная.

Центр тяжести усилий наших противников переходит из собственно военной сферы в дипломатическую плоскость. В очередной раз мы видим попытку «договорится с нами», но без нас. Результат для наших противников будет печальный, такой же, как раньше.

Китайские и турецкие инициативы зимы - весны 2024 года, пробный шар, зондаж – терминов может быть много это не предложения наших врагов, это предложения весьма влиятельных стран, заинтересованных в остановке конфликта. Сказать здесь «нет» это поставить себя в положение Зеленского, который сам себе запретил мирные переговоры.

С другой стороны, ещё раз подчеркнём то, что переговоры о месте России в мире, без России невозможны. Пресс-секретарь Президента России, Дмитрий Песков назвал обсуждение мирного плана президента Украины Владимира Зеленского, которое проходит без участия России, "несерьёзным и смехотворным". Эта оценка вполне может считаться официальной. Об этом же много раз говорил и Министр иностранных дел России С. Лавров. Зачем же ряд стран участвуют в обсуждении женевского формата? Ответ очевиден, это форма давления на Россию. Здесь нет интереса договариваться, а вот желание затянуть конфликт есть.

Вернёмся к китайскому и турецкому предложению. Начнём с китайского. «Позиция Китая по политическому урегулированию украинского кризиса 2023-02-24 09:00». В документе 12 пунктов, большинство которых с Украиной, строго говоря, не связано. К примеру, пожелание китайского МИДа ко всем странам прямо и косвенно связанным с обострением международной напряженности уважать суверенитет всех стран соблюдать международное право и Устав ООН, равно как и отказ от менталитета холодной войны соблюдение принципа, что «безопасность одной страны не должна обеспечиваться за счет других» являются универсальными.

Тезис МИД КНР о необходимости прекращения военных действий, избежания эскалации и поддержку движения России и Украины к диалогу обращён на самом деле к Вашингтону и Лондону, как спонсорам и организаторам украинского (антироссийского) проекта.

Очень важен блок экономических инициатив КНР: содействие экспорту зерна в рамках Черноморской зерновой инициативы и возобновление мирных переговоров, как «единственного жизнеспособного решения» конфликта. В отличии от атлантических лицемеров, китайские дипломаты обозначают свой интерес. Отметим и то, что это не только их интерес, но и интерес всего мирового сообщества.

Главное, относящееся к Украине это, то, что вопрос о границах Украины в китайском документе отсутствует в принципе.

Теперь перейдём к следующему документу: «Договорённости об обеспечении стратегической стабильности и урегулировании конфликта в Украине (проект совместного заявления)», считающейся «утечкой» из Стамбула.

Первые шесть "стратегических" позиций из семи в данном документе вообще не содержат слово УКРАИНА. Однако, там записаны крайне важные мысли для судеб мира.

Да, это не официальный документ, но это работа профессионалов, каких, турецких? Вероятно, но, видимо, не только. Первая часть «турецкого документа» напоминает китайскую. Выверенные формулировки глобальной разрядки и свободы торговли не могут встречать возражения.

Как можно спорить со следующим тезисом: «США и Россия восстанавливают двусторонние консультации по вопросам, имеющим решающее стратегическое и глобальное значение для всего мира, включая контроль над стратегическими и ядерными вооружениями, предотвращение распространения оружия массового уничтожения, устранение причин и оснований для глобальной противостояния государств с различными моделями организации государственной и общественной жизни, борьбу с негативными изменениями климата и предотвращение глобального миграционного кризиса».

Уверен и в том, что нижеследующее предложение, важно для всего мира: «США и Россия возобновят в полном объеме действие Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) до истечения срока его действия и в указанный период и проведут переговоры с другими государствами-обладателями ядерного оружия в целях заключения нового "расширенного" ДСНВ».

В «Стамбульском» документе отмечено то, что необходимо определение видов публичной информации о внутренней политике государств, которая не может распространяться с территории других государств, в том числе информации, которая будет квалифицирована как подстрекательство к восстанию и неповиновению, официальным властям других государств;

перечень торгово-экономических и военно-политических ограничений и санкций, которые не могут вводиться без согласия Совбеза ООН.

Очевидно, также и то, что евроцентричная система договорённостей уходит в прошлое. Какие основания в мировом концерте рассматривать голос Румынии как более значимый, чем Ирана, или мнение Литвы, как более авторитетное, чем Чили. Соответственно если и будет Хельсинки 2, то пройдёт он в Индонезии / Саудовской Аравии / ЮАР / Турции, т.е. странах обладающих реальным суверенитетом.

Подчеркнем ещё раз. Перед нами не «Хельсинки-2». Причин для этого много, в том числе и демонстративная глупость финских властей поменявших статус уникальной переговорной площадки на координаты цели первого, приоритетного удара в глобальном конфликте.

«Хельсинки – 2» не может быть потому, что «Хельсинки-1» это само по себе результат особого и, как выяснилось, уникального состояния разрядки международной напряженности. Иными словами, до нового Хельсинки, должно пройти множество региональных «Стамбулов» (Стамбул по Украине, Стамбул по Тайваню, Стамбул по Венесуэле) и так далее…

Отметим, Украина появляется в последнем, седьмом пункте из семи (!): В этом пункте отмечено: в целях продвижения стратегической стабильности в регионе США и Россия выражают готовность в соответствии со статьёй 52 Устава ООН взять на себя солидарные обязательства по предоставлению гарантий безопасности и территориальной целостности Украины в фактических границах на момент прекращения огня. Это произойдёт при наступлении условий, предполагающих, что Украина принимает и вводит в действие необходимые законодательные акты, определяющие геополитическое положение Украины на период до 2040 года в качестве нейтрального, внеблокового, демилитаризованного неприсоединившегося государства.

В 2040 году, не позднее 6 месяцев со дня проведения общенационального референдума о геополитическом положении Украины после 2040 года на подконтрольных России территориях будут проведены референдумы под международным контролем о территориальной принадлежности указанных территорий.

Разумеется, в Киеве этот документ вызвал глубокое и несколько истерическое отторжение. Причины понятны. Текст фиксирует не суверенность Украины, отказ от границ 1991 года и такой международный статус, который исключает НАТО интеграцию. Крым в утечке не упоминается вообще. И лишь в последнем предложении содержится «конфетка» о международной поддержке вступления Украины в ЕС.

Подведём промежуточные итоги. К концу марта 2024 года в политических и дипломатических кругах дискурсе сформировалось понимание стратегического тупика, причём этот тупик связан не с Украиной, а с общим кризисом в глобальной и региональной повестке. Количество желающих пожертвовать всем ради гипотетического выигрыша Украины оказалось не так велико. Демонстративная готовность к самоубийству, продемонстрированная странами Прибалтики понятна. Элиты этих стран ненавидят как Россию, так и собственно свои страны и народы. Франция, если считать то, что Макрон это Франция, не может навести порядок в своей столице. Париж при немецкой «оккупации» выглядел как европейский город, что сейчас сказать нельзя. Впрочем, даже во Франции, об участии в войне модно много говорить, но не принято, что-либо делать.

Демонстративный терроризм, инициированный Украиной весной 2024 года, лишь повышает цену мира для этой страны. Договариваться все равно придётся. На каком-то этапе формой договора может стать безоговорочная капитуляция. Как в Берлине в 1945-м. Таким образом, проблема не в самом факте переговорного процесса, а в договороспособности наших противников.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати