19 августа текущего года министр иностранных дел России Сергей Лавров на вопрос журнала «Международная жизнь» относительно продвижения инициатив по украинскому урегулированию заявил, что «скрытая под личиной лицемерия русофобская сущность многих наших бывших партнеров проявляется сегодня во всей красе. В течение многих лет они цинично занимались превращением соседней с нами Украины во враждебный России военный плацдарм, взращивая там целое поколение политиков, готовившихся объявить войну общей истории, общей культуре, да и в целом всему русскому». Что касается мирного урегулирования в рамках текущей военно-политической ситуации, то глава российского МИД отметил, что Украина является лишь марионеткой в руках американцев, поэтому решать все важные вопросы нужно именно с ними. Однако, по его мнению, прекращать конфликт на Украине США не намерены, т.к. официально заявленной задачей Вашингтона является нанесение России «стратегического поражения», т.е. максимальное ослабление России в военном, экономическом и политическом плане. Поэтому американские стратеги постоянно твердят, что все переговоры об урегулировании должны вестись исключительно на условиях украинцев, на основе пресловутой «формулы мира» Зеленского. На наш взгляд, это бессмысленная ультимативная позиция.[1]
При этом тема мирного урегулирования конфликта «заиграла» в предвыборной кампании США. Правда, не со стороны действующей администрации, а бывшего хозяина Белого дома. Как заявил претендент на президентство Дональд Трамп в телефонном интервью Reuters, он предложил включить в повестку возможных переговоров любые спорные вопросы, касающиеся конфликта на Украине. Более того, Трамп подчеркнул, что ради достижения мира Киеву, вполне вероятно, предстоит пойти на некоторые территориальные уступки по тем районам, которые были заняты и отошли к России по итогам 16 месяцев специальной военной операции (СВО). По мнению Трампа, он бы «посоветовал Байдену заняться этой проблемой прямо сейчас, и свести Россию и Украину для обеспечения мира между ними».[2]
Скорее всего, заявления Трампа в духе «если бы я был президентом», также являются не чем иным, как отражением его «игры» в рамках предвыборной президентской кампании 2024 года, в пику действующему президенту Джо Байдену, и сделаны им вовсе не для того, чтобы действительно как-то поспособствовать мирному разрешению украино-российского конфликта. Простой вопрос - а что, собственно, мешало Дональду Трампу в бытность его 45-м американским президентом добиться от киевского режима выполнения Минских соглашений? Ровным счетом ничего.
Более того, с попустительства администрации Белого дома и лично Дональда Трампа, Украина готовилась к военному противостоянию с Россией.
Сейчас он, конечно, может говорить, о чем угодно. Например, о желании прекратить, так называемую «несуразную войну», о том, что США по вине семейства Байденов оказались втянуты в противостояние на Украине, о том, что президент - коррупционер, а его сын – наркоман, что старик Джо недееспособен и не в состоянии принимать адекватные решения. Как говорится, «на войне - как на войне». По мнению Трампа, провальная политика действующего президента Джо Байдена и его команды создает угрозы не только другим странами, но и самой Америке и эти проблемы носят глубинный характер. Выступая на днях в Вашингтоне перед сторонниками Республиканской партии, Трамп апеллировал ко всем американцам, нарочито подчеркивая, что он представляет всю Америку, и, что предстоящая избирательная кампания, это не его кампания, а кампания всех американцев. При этом Трамп замахнулся на святая святых. «Я покончу с преступностью и коррупцией, процветающие при Байдене, я покончу с этим гноящимся, гнилым и коррумпированным «глубинным государством», - кричал Трамп в микрофон.
Напомню, что термин «глубинное государство» (Deep state) сравнительно новый и является производным от старого турецкого (derin devlet). В Турции это понятие использовалось еще с XVIII веке для обозначения параллельного государства, состоявшего из армейских и полицейских чинов. В лексике американских политиков и журналистов термин «глубинное государство» стал широко использоваться с 2014 года, когда бывший сотрудник аппарата Республиканской партии в Конгрессе США Майк Лофгрен, определил его как «гибридное слияние государственных чиновников и представителей верхнего уровня финансистов и промышленников, которые управляют государством, не спрашивая об этом избирателей, нарушая суть политического процесса». Американский профессор Беркли Питер Скотт в своей книге «Дорога к 9/11: богатство, империя и будущее Америки» этим термином называет военно-промышленный комплекс США, который неоднократно лоббировал втягивание страны в различные конфликты и войны.
Но Трамп пошел дальше Лофгрена и Скотта, назвав действующего президента США Джозефа Байдена виновным в поддержке «американского глубинного государства» в ущерб демократии. По его словам, на протяжении длительного времени при попустительстве действующего президента происходило и происходит разрушение и ослабление американского общества и государства. Причем силы, которые разрушали и ослабляли государство, не являются внешними, а находятся внутри самих Соединенных Штатов. Поэтому война с этим «глубинным государством», является его важнейшей политической задачей не только в период предвыборной кампании, но и всей его будущей деятельности на посту президента Соединенных Штатов.[3] Прямо скажем - крайне нелегкая задача, если он и вправду собрался ее выполнять. Это в американском политическом контексте как «пчелы против меда»…
Правда, в 2016 году Дональд Трамп в ходе своей первой президентской предвыборной кампании несколько раз упоминал термин «глубинное государство», обещая своим избирателям, что будет бороться с ним. Тогда «глубинное государство» переоценило свои возможности и проиграло Трампу. Однако во вторую предвыборную кампанию 2020 года, «глубинное государство» сосредоточилось и решило проблему, не допустив его в Белый дом.
Одними из немногих фигур, уполномоченных делать заявления от имени «глубинного государства» являются миллиардер Джордж Сорос и 44-й президент США Барак Обама.
Первый еще в 2017 году публично объявил войну Трампу и сделал для этого немало: дестабилизировав социально-политическое положение в стране и практически парализовал деятельность президента.
Второй, по мнению американских экспертов никогда не озвучивает и не подчеркивает свои связи с «глубинным государством», хотя и является в настоящее время действующим координатором усилий по ослаблению и полной блокировке Трампа.
В последние годы эти усилия координаторов-модераторов оказались не безуспешными. После того, как Дональд Трамп объявил о своем участии в президентской кампании 2024 года в отношении него были предприняты сверхусилия для создания условий «глубокой политической уязвимости кандидата».
Трамп, конечно, рассчитывал на то, что он начнет свою кампанию после побед Республиканской партии на промежуточных выборах в расчете на то, что кандидаты, которых он выдвинул, помогут ему во время предстоящих партийных праймериз. Однако, во-первых, многие «трамповские кандидаты» проиграли, позволив демократам сохранить за собой Сенат и оставив Республиканской партии лишь минимальное большинство в Палате представителей. Во-вторых, даже те из кандидатов, которых активно поддерживал Трамп в период парламентских выборов, сейчас, вроде бы уже и «не протрамповские» или, по крайней мере, не совсем «трамповские».
Что уж там говорить, даже «бывшая правая рука Трампа» в бытность его президентом страны, вице-президент Майк Пенс заявил о своем участии в выборной кампании 2024 года, назвав своего бывшего босса, человеком не способным полноценно управлять страной, хотя он и считает политически мотивированным судебные разбирательства в отношении экс-главы Белого дома.
На днях, в вышедшем в эфир интервью телеканалу ABC, Пенс подчеркнул, что возможные протесты из-за потенциального ареста Трампа должны быть исключительно мирными. От чего страховался и что имел в виду его бывший соратник по партии нетрудно догадаться. Дело в том, что Дональд Трамп и 18 его помощников, обвиняемые по делу о вмешательстве в выборы в штате Джорджия должны будут до 25 августа добровольно явиться в тюрьму округа Фултон, где они будут формально арестованы.
Накануне «большое жюри присяжных» в Джорджии и Атланте предъявили Трампу 13 новых обвинений, связанных с давлением на местных чиновников в попытке изменить в свою пользу проигранные в штате президентские выборы 2020 года. Кроме того, в Вашингтоне слушается сейчас общее федеральное дело о пересмотре итогов голосования, которое обернулось для Трампа четырьмя новыми обвинениями.
Таким образом, на 18 августа бывшему президенту США Дональду Трампу предъявлено в общей сложности 91 обвинение в рамках четырех уголовных дел, которые сам Трамп называет попыткой свести с ним счеты и помешать ему вернуться в Белый дом.
Так кто победит в этой войне? Трамп или «глубинное американское государство»? Политический расклад сил показывает, что у представителей истеблишмента есть шансы поквитаться с Трампом, и там сделают все, чтобы не допустить его до выборов, так как в противном случае, как показывают опросы, шансы Байдена в противостоянии с Трампом - невелики. Так что интрига сохраняется.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова журналу «Международная жизнь» 19.08.2023 года. Электронный ресурс: https://interaffairs.ru/news/show/41829
[2] Трамп заявил, что настало время добиваться мира на Украине 30.06.2023 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18154773
[3] О «Глубинном государстве» в недрах США 03.02.2018 года. Электронный ресурс: https://tsargrad.tv/articles/o-glubinnom-gosudarstve-v-nedrah-ssha_108814
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs