По мере роста глобальной инфляции и удорожания доллара США относительно большинства мировых валют, специалисты всё чаще рассуждают о возрастающем риске суверенных дефолтов. Не остается без внимания и вопрос о потенциале финансовой устойчивости, кредитоспособности, двух крупнейших экономик мира, американской и китайской.
Наибольшее значение для инвесторов имеют рейтинги кредитоспособности государств, выставляемые тремя международными агентствами: Fitch, Standard and Poor’s и Moody’s. В ряде случаев агентства получают доступ не только к публикуемой финансовой отчетности, но и закрытым данным, поэтому их оценки рассматриваются как отличающиеся «достаточной точностью». В настоящее время, кредитный рейтинг США наивысший у Fitch и Moody’s, и на одну ступень ниже наивысшего у Standard and Poor’s.
Кредитный рейтинг Китая у всех трех агентств ниже американского на четыре позиции. При всем том, формулировки различий в описании рейтингов носят достаточно общий, оценочный характер. Так у США, по мнению агентств, риск дефолта «очень низкий», а у Китая – просто «низкий».[i] Тем не менее различие влияет на стоимость заимствований, которая оказывается заметной, с учетом огромных масштабов государственного долга. Оно играет важную роль и с точки зрения строгих формальных критериев для инвестирования, которыми должны руководствоваться стратегические инвесторы, к примеру, пенсионные фонды.
С 1990-х годов важным косвенным показателем оценки риска суверенного дефолта являются т.н. кредитно-дефолтные свопы (Credit default swaps, CDS). Грубо говоря, CDS – это страховка от дефолта заемщика. Продавец свопа обязуется выплатить покупателю сумму, определенную в контракте, если заемщик, которому покупатель ссудил деньги, не сможет расплатиться. Взамен покупатель CDS единовременно или на регулярной основе выплачивает продавцу свопа премию, т.н. «спред», величина которой вычисляется как «оценка надежности эмитента рынком». Котировки CDS могут меняться ежедневно, что точнее отражает динамику текущего финансового состояния заемщика, по сравнению с рейтингами агентств. Величина страховки указывается или в базисных пунктах, или в сотых долях процента. К примеру, если величина спреда составляет 300 базисных пунктов, или 3 процента, то это означает, что годовая страховка облигаций на 100 долларов от дефолта обойдется в 3 доллара.
По данным Bloomberg, с конца февраля нынешнего года стоимость CDS для долгов подавляющего большинства государств мира растет и достигла наибольшего значения за последние два года. В июле стоимость кредитно-дефолтного свопа для 5-летних облигаций КНР колебалась в районе 84 базисных пунктов, что соответствует оценке вероятности дефолта порядка 1,4 процента. Для США показатель составлял около 21 базисных пункта, что дает оценку вероятности отказа американского Минфина от обслуживание своих обязательств в ближайшие пять лет порядка 0,34 процента.
Наконец, важную роль в комплексной оценке кредитоспособности государства играет отношение госдолга к ВВП. У США по состоянию на декабрь 2021 года этот показатель равнялся 137 процентам.[ii] У Китая отношение госдолга к ВВП составляло 66,8 процента в декабре 2020 года.[iii] Один из главных вопросов – возможности дальнейшего наращивания долговой нагрузки и перспективы долгосрочного экономического роста. Согласно расчетам, проводившимся в прошлом году в университетах Принстона, Гарварда и Чикаго, существует «золотая середина» объемов госдолга. Речь идет о ситуации, когда процентная ставка по гособязательствам ниже, чем темпы роста экономики. В этом случае, плата за обслуживание существующих долгов фактически отменяется. А отношение государственного долга к ВВП со временем будет лишь сокращаться, даже в случае роста номинальной величины обязательств, а также отказа от введения новых налогов.
С этой точки зрения, положение Америки прямо сейчас похуже. К середине лета инфляция в США достигла рекордных показателей 1981 года. Наблюдатели ожидают, что ФРС будет и дальше повышать учетную ставку, причем еще более «агрессивно» - то есть на большую величину за один раз. В таких условиях наращивание заимствований как на государственному, так и на корпоративном уровне становится крайне дорогостоящим во всех смыслах слова. В КНР, в свою очередь, индекс потребительских цен по итогам июня составил 2,5 процента в годовом отношении. Инфляция в Китае также имеет тенденцию к повышению, однако динамика значительно ниже американской.
Ранее в этом году ФРС США заявила о намерении остановить летом скупку долговых обязательств, т.н. политику «количественного смягчения». И даже начать продажу облигаций со своего баланса. Однако перспектива продажи государственных бумаг центральным банком США вызывает сомнения у многих наблюдателей. Поскольку в этом случае доходность «трежерис» может подняться до 4-5 процентов годовых, что, в теории, и вовсе угрожает способности Америки обслуживать госдолг.
На фоне растущей инфляции США сталкиваются с трудностями при выпуске нового долга. Последние месяцы многие страны увеличили объемы продаж американских долговых обязательств, а Китай, прежде один из крупнейших покупателей, сократил свою позицию «до минимума 2010 года». При доходности в 3 процента и инфляции, превышающей 9 процентов, инвестиции в американские гособлигации становятся экономически невыгодны. Облигации продают такие крупные держатели, как Саудовская Аравия, Бразилия и Япония.
Другим фактором стала беспрецедентная по масштабам заморозка золото-валютных резервов России. Долю долларовых бумаг в своих международных резервах пересматривают даже союзники Вашингтона. Что уж говорить о тех незападных государствах, у которых с Америкой существуют геополитические противоречия. Снижение спроса на гособлигации также подталкивает их доходность вверх. Если тенденция закрепится, то речь будет идти об уже упомянутой угрозе утраты Минфином США способности к обслуживанию долга. Вместе с тем, растущая инфляция «естественным образом» «компенсирует» часть стоимости обслуживания внешней задолженности.
Специфической для США угрозой номинальной кредитоспособности остается проблема лимита государственного долга. В 2011 году борьба в Конгрессе по вопросу о размере лимита настолько затянулась, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s на какое-то время понизило кредитный рейтинг США. С экономической точки зрения, даже «подозрения» в том, что федеральному бюджету США может угрожать дефолт, ведет к росту стоимости заимствований, как для властей, так и для частных компаний. А кредитный рейтинг США, как показывает история, будет испытывать негативные последствия «на протяжении нескольких лет».
Осенью прошлого года в Конгрессе в очередной раз разгорелись жаркие дебаты вокруг вопроса повышения лимита госдолга. Принять необходимый билль удалось лишь к декабрю, «в последнюю минуту». Как отмечала CNBC, Байден подписал закон лишь на следующий день после даты, на которую Минфин ожидал потерять способность платить по долгам. То есть США едва избежали «первого в истории дефолта». Тогда же глава Минфина Джанет Йеллен выступила в поддержку идеи, набирающую популярность среди демократов и их сторонников, согласно которой лимит государственных заимствований для правительства США должен быть отменен вовсе. Поскольку даже одна лишь угроза дефолта Америки порождает «серьезные последствия» для национальной и мировой экономики.
Основная цель заимствований, осуществляемых любым правительством – покрытие бюджетного дефицита. В США в новейшее время, последним годом, когда правительство закончило год с профицитом бюджета, стал 2001. С тех пор, бюджетный дефицит США растет практически ежегодно. В 2020 финансовом году, дефицит превысил цифру в 3 трлн 129 млрд долларов, что объясняется расходами на преодоление последствий пандемии коронавируса.[iv] По итогам 2021 года дефицит составил 2,8 трлн долларов, или чуть больше 12 процентов ВВП. Согласно прогнозу Бюджетного управления Конгресса, в нынешнем году дефицит должен снизиться до 1 трлн долларов, то есть приблизительно до 4,4 процента от ВВП. Вместе с тем, в дальнейшем прогнозируется новый рост: к 2032 году дефицит достигнет 2,3 трлн долларов, или 6,1 процента ВВП.[v]
Номинальный профицит бюджета в Китае последний раз наблюдался в 2007 году. По итогам 2020 года дефицит составил без малого 1,6 трлн долларов США или 10,7 процента ВВП.[vi] После существенного снижения в 2021 году, дефицит по итогам первой половины года нынешнего вырос без малого на 600 процентов – согласно подсчетам Bloomberg на основе официальных данных Минфина КНР.[vii] Тем не менее, к концу года Пекин прогнозирует понижение дефицита – до 3,37 трлн юаней или 530 млрд долларов США. Что составит порядка 2,8 процента от национального валового продукта.[viii]
Преимуществом США в сравнении с Китаем является эмиссия всей суммы долга в собственной национальной валюте. Согласно представлениям современной денежной теории, кредитоспособность Америки зависит, по большому счету, лишь от стабильности положения доллара. То есть «шансы дефолта равны нулю». Конечно при условии, что правительство сможет напечатать необходимое количество долларов. При всем том, важна не столько абсолютная стабильность национальной валюты, сколько относительная – в сравнении с другими валютами-конкурентами. Главная проблема эмиссии – риск потери контроля над инфляцией, утрата долларом своей покупательной способности.
В КНР, в свою очередь, по данным на конец июня нынешнего года, денежные власти оценивали свою внешнюю задолженность, выпущенную в иностранной валюте, в 1,5 трлн долларов США. В том числе, номинированную в долларах США – в 1,29 трлн долларов.[ix] При этом общий объем иностранных резервов КНР составил на конец апреля нынешнего года 3.13 трлн долларов США.[x]
При всех проблемах Америки, свои вызовы есть и в экономике Китая. Рост в последние годы замедляется. Ряд западных экспертов утверждают, что в текущем году темпы экономического роста уже упали фактически до нуля. По данным агентства Bloomberg, иностранный капитал всё более настороженно относится к обязательствам правительства КНР. Инвесторов беспокоят «противоречивые решения регулятора», негативные экономические последствия политики «нулевой терпимости» в отношении коронавируса, а также «неустойчивость рынка недвижимости». Западные финансисты также опасаются, что приоритетом властей КНР становятся геополитика и внутриполитическая консолидация.
Несмотря на усиление конфронтации в последние несколько лет, финансово-экономическая взаимосвязь Пекина и Вашингтона остается очень значительной. По итогам прошлого года, товарооборот между двумя странами увеличился практически на треть. Американский доллар остается ведущей валютой, в которой заключаются контракты и выпускаются новые долговые обязательства по всему миру. Формально, Китай способен ослабить американскую валюту, если «сбросит» все свои долларовые обязательства. Однако силу такого удара трудно предсказать, поскольку Пекин владеет примерно лишь одной тридцатой американского долга. А его собственные потери, в случае обрушения американского госдолга, будут «колоссальны». Вашингтон пытается воспользоваться ситуацией – подъем ставки ФРС «выкачивает» капитал в том числе с китайского рынка. Однако и Пекин хорошо защищен от угрозы дефолта, поскольку власти всё еще жестко контролируют движение международных финансовых потоков.
По данным Reuters, в первом квартале нынешнего года, обе страны существенно нарастили долг: КНР на 2,5 трлн долларов, а США – на 1,5 трлн. С учетом огромной роли, которую играют как Америка, так и Китай, в международной экономике и финансах, отказ от обслуживания долговых обязательств, или даже подозрения в такой возможности, способны привести к труднопредсказуемым, но заведомо катастрофическим последствиям. По мнению Хуан Цзина, профессора Шанхайского университета международных исследований, «…только сотрудничество между Китаем и США, двумя крупнейшими экономиками, может стать эффективным в предотвращении финансового краха, который будет ещё хуже, чем в 2008 году».[xi] Но готов ли Вашингтон отказаться от попыток сохранить позицию единоличного мирового гегемона? Если нет, то поиск альтернатив нынешней архитектуре мировой финансовой системы неизбежно ускорится.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[i] https://take-profit.org/statistics/credit-rank/
[ii] https://tradingeconomics.com/united-states/indicators
[iii] https://tradingeconomics.com/china/indicators
[iv] https://datalab.usaspending.gov/americas-finance-guide/deficit/trends/
[v] https://www.cbo.gov/publication/57950
[vi] https://countryeconomy.com/deficit/china
[ix] https://www.safe.gov.cn/en/2022/0624/1969.html
[xi] https://globalaffairs.ru/articles/ukraina-vzglyad-iz-kitaya/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs