Нельзя отделаться от назойливого подозрения, что ни один трезвомыслящий прагматик или мизантроп в США особо и не ожидал, что медовый месяц анти-трамповской Америки с Джо Байденом продлится достаточно долго.
Тем не менее, когда первый разрыв кредитной линии доверия президенту США, как воплощению новой геронтократии на марше, произошёл всего через восемь недель после инаугурации, даже самые слепо-верующие демократы почувствовали себя неловко.
Всё началось, можно считать, с трёх шокирующих поступков новой администрации США, которые вздёрнули вверх брови и даже волосы у разочарованных граждан, неохотно осознавших перспективу остаться на руинах «великой американской мечты».
Во-первых, Белый дом отказался от предвыборного обещания действующего президента повысить минимальную заработную плату. Хотя момент был подходящий по причине заметного сдвига в настроениях в рядах республиканцев по этому вопросу. Идея повысить минимальный уровень заработной платы была ранее ими отвергнута на том основании, что приведёт к потере рабочих мест, краху малого бизнеса и повышению цен для конечных потребителей.
Теперь республиканцы подобрели к идее поднять минимальную оплату труда выше нынешнего уровня в 7,25 доллара в час, что почти на 4 доллара меньше, чем в 1968 году (с поправкой на инфляцию).
В условиях депрессии и удручающего состояния рынка труда при более чем 10 миллионах безработных (значительно выше, чем до пандемии в феврале 2020 года – тогда их насчитывалось 5,7 миллиона), пакет финансовой помощи со стороны правительства придал бы демократам столь востребованную популярность. Но случилось так, что администрация США рассматривает возможность, если вообще когда-либо это случится, повысить МРОТ вне рамок обещанных пакетов помощи национальной экономике в размере трёх триллиона долларов.
И это не просто повод для разочарования граждан. Это тактически ошибочный ход, учитывая постулат духовного вождя левого крыла демократов Берни Сандерса о необходимости более патриархально заботливого федерального правительства.
Тем не менее, как это чаще всего случается с отказом от предвыборных сладкоголосых обещаний, Джо Байден может сослаться на неурожайные годы и проблемы с ковидной пандемией. И процитировать джингл Линн Андерсон (хит 1970 года): «Я никогда не обещала вам сад в розах».
Во-вторых, американские пограничники в течение одного месяца (в феврале) выследили и задержали почти 100 000 мигрантов, проникших через пористую американо-мексиканскую границу. Власти традиционно симпатизирующих республиканцам южных штатов пришли в ярость. Приток нелегалов был рекордным для февраля месяца с 2006 года.
Что неудивительно, поскольку потенциальные иммигранты воспринимали как должное явную готовность президента-демократа Джо Байдена отменить всё инициативы Трампа, за что демократы столь язвительно поносили предшественника. Должно быть, распространился слух, что Байден откажется от политики Трампа «Титул 42», которая позволяла федеральным властям высылать мигрантов, пойманных при пересечении границы, по упрощенной процедуре.
По иронии судьбы, всплеск нежеланных нелегалов последовал за скандальным признанием Джен Псаки, пресс-секретаря Белого дома, которая одобрила идею «центров содержания под стражей», куда администрация Трампа поместила проникших в США детей без родителей или законных опекунов. Отныне это уже не наследие Трампа. Это «детки в клетках» (“kids in cages”) Байдена, и вся тяжесть моральной ответственности переложилась на нового «хозяина на районе».
В-третьих, в своём первом более или менее исчерпывающем интервью 46-й президент США ответил «Да», когда его спросили, считает ли он Владимира Путина «убийцей», и тем самым спровоцировал беспрецедентный дипломатический кризис в двусторонних отношениях. Российский посол в Вашингтоне был отозван в Москву «для консультаций» как явное свидетельство недоумения и неудовольствия.
Тем не менее, российский президент в какой-то мере сгладил неловкость оскорбительного ярлыка, сославшись на русскую поговорку «Кто как обзывается, тот так и называется», похожую на английское выражение: «Я – резина , а ты – клей. Отскакивает от меня и прилипает к тебе», – и пожелал доброго здоровья американскому коллеге.
Учитывая последовавшее тройное падение Джо Байдена, когда он поднимался по трапу на борт президентского лайнера, деликатное напоминание Путина о хлипкой природе «лидера свободного мира» нейтрализовало отраву словесной колкости.
Беспардонную оплошность Байдена можно было бы снисходительно списать как образец высокомерия власти, поражённой старческим недугом. Но персонифицированная жёсткость заявления заставила многих мировых политиков забеспокоиться о том, не означает ли это бестактное оскорбление ещё большую непредсказуемость внешней политики США, чем при импровизаторе Трампе.
В конце февраля, в первый месяц правления Байдена, почти три десятка демократов в Палате представителей Конгресса США призвали президента поделиться полномочиями по использованию ядерного потенциала, чтобы избежать решений, способных спровоцировать Третью мировую войну.
В письме, подписанном обеспокоенными демократами, отмечается: «Случались президенты, которые угрожали напасть на другие страны, прибегнув к ядерному оружию, или демонстрировали поведение, которое заставляет других высших должностных лиц выражать озабоченность по поводу их публичных деклараций». Наделение правом нажать на ядерную кнопку «одного человека с такой властью влечёт за собой реальные риски», говорится в письме однопартийцев.
Понятно, что речь идёт вовсе не об «одном человеке», а именно о Джо Байдене, чье физическое и психическое здоровье стало поводам для нешуточной тревоги. Как на национальном, так и на глобальном уровне. На кону стоит эффективность государственного управления и национальная, а вернее, транснациональная безопасность.
Менее чем через два месяца пребывания у власти некоторые не смирившиеся с поражением республиканцы (для протокола: 74 миллионов американских граждан проголосовали за то, чтобы Дональд Трамп остался на второй срок) вывесили на видных местах плакаты, нацеленные на своих оппонентов: «Это вы, придурки, проголосовали за демократа». На фоне картинок сенильного президента в телевизионных новостях этот выпад начинает вызывать звонкий резонанс.
Несмотря на идеологическую жёсткость демократического лагеря, разочарование в ограниченной функциональности хрупкого президента всё же распространяется. Медленно, но верно. Медовый месяц Байдена с анти-трамповской Америкой, похоже, подходит к концу.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs