В этом году французский народ отмечает знаменательную дату своей истории – 130-летие со дня рождения генерала Шарля де Голля.
Для россиян имя генерала неразрывно связано с нашей общей Победой во Второй мировой войне, 75-летие которой мы празднуем в нынешнем году. В июне 1940 г. Ш.де Голль призвал французов вступить в борьбу против фашизма за освобождение и национальную независимость своей страны. «Что бы ни случилось, пламя французского Сопротивления не должно погаснуть и не погаснет», – говорил он. Во многом благодаря его усилиям Франция стала активным участником антигитлеровской коалиции.
Именно генерал выступил инициатором налаживания в июле 1941 г. взаимодействия «Свободной Франции» с Советским Союзом во имя борьбы с общим врагом. В свою очередь Москва одна из первых признала и установила официальные отношения с Национальным комитетом Свободной Франции, созданным Ш.де Голлем за пределами своей Родины.
Мы бережно храним память о советско-французском братстве по оружию, о подвиге летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман», успешно сражавшихся на советских самолетах против гитлеровцев на «восточном фронте». Ценим, что во Франции чтят память наших соотечественников, вступивших в годы Второй мировой в ряды Сопротивления.
Ш.де Голль всегда был убежденным сторонником выстраивания взаимоуважительных отношений между нашими государствами. В 1944 г. им был проделан долгий путь в Советский Союз через Тегеран и Баку. Надежды генерала на поддержку СССР полностью оправдались заключением в декабре сроком на 20 лет советско-французского Договора о союзе и взаимной помощи. Значение этого исторического документа так было охарактеризовано тогдашним британским министром иностранных дел Э.Иденом: «Восстановление русско-французской дружбы является, по сути, восстановлением национального величия Франции и России, возведенным в ранг государственной политики». Пророчески оценило его роль и советское руководство: «Во имя будущих поколений необходимо предотвратить всевозможные попытки разрушить новый формирующийся союз». Однако после отставки Ш.де Голля в 1946 г. и начавшейся «холодной войны» потенциал соглашения оказался нереализованным.
Вернувшись на французскую политическую сцену в 1958 г., генерал продолжил свой курс на продвижение отношений с Советским Союзом. В их поступательном развитии он видел не просто залог благополучия двух народов, но и важнейший фактор в деле снижения международной напряженности, поддержания региональной и глобальной стабильности.
Ш.де Голль выдвинул концепцию Большой Европы от Атлантики до Урала – мирной, без разделительных линий и блокового противостояния. А в 1966 г. генерал совершил исторический визит в СССР, придавший мощный импульс двустороннему сотрудничеству по всем направлениям, включая такие сферы, как политика, экономика, культура, космос. В ходе своей поездки генерал много говорил о важности согласия и сотрудничества «во всей Европе с тем, чтобы она сама обеспечила свою безопасность». Мечтал о том, чтобы «наш древний континент, покончив с разделением и объединившись, вернул принадлежащую ему роль в обеспечении равновесия, прогресса и мира во всем мире».
После окончания в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого биполярного противостояния появился, без преувеличения, исторический шанс на то, что эти благородные замыслы могут быть успешно претворены в жизнь. Россия, со своей стороны, приложила максимум усилий для того, чтобы Европа, пережившая две мировые, а затем «холодную» войны, встала, наконец, на путь процветания, взаимовыгодного партнерства, мирного устойчивого развития на благо нынешнего и будущих поколений. Москва неизменно выступала за укрепление объединительной роли таких общеевропейских институтов, как, например, ОБСЕ. Именно наша страна предложила заключить Договор о европейской безопасности и приступить к совместной работе по созданию общего пространства мира, стабильности, широкого экономического и гуманитарного сотрудничества от Атлантики до Тихого океана.
К сожалению, в западном сообществе возобладала линия тех, кто, присвоив себе право вершителей судеб человечества, сделал близорукий выбор в пользу натоцентричности, геополитических игр с «нулевой суммой» и логики «ведущий-ведомый». Достаточно вспомнить бомбардировки Югославии, расширение Североатлантического альянса на восток вопреки взятым еще перед советским руководством обязательствам, поддержку рядом европейских столиц антиконституционного вооруженного переворота на Украине и последующее введение в отношении нашей страны односторонних санкций.
В результате к чему мы пришли? Евро-Атлантика столкнулась с масштабным кризисом доверия. Подлинно единая Европа так и не построена. Масштабный потенциал взаимодействия между Россией и Евросоюзом, по сути, простаивает. Европейский, в том числе французский, бизнес несет потери. Уверен: текущий сценарий далек от того, что имел в виду Ш.де Голль, прекрасно осознававший всю контрпродуктивность и бесперспективность «Европы без России».
Вместе с тем убеждены, что возможность сформировать архитектуру мира и стабильности на нашем общем континенте еще сохраняется. В текущих условиях наиболее эффективный путь решения этой задачи заключается в сложении потенциалов различных интеграционных проектов, которые реализуются на обширных евразийских пространствах – от Лиссабона до Джакарты. На это нацелена известная инициатива Президента В.В.Путина по созданию Большого Евразийского партнерства – широкого инновационного контура, где учитывались бы интересы всех без исключения государств – как входящих, так и не входящих в различные многостронние объединения. Ее реализация, кстати, уже началась через сопряжение Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь». Думаю, что европейские партнеры только выиграют, если присоединятся к общим усилиям. Такая совместная работа не только позволит повысить конкурентоспособность наших экономик, но и заложит фундамент общеконтинентальной системы равной и неделимой безопасности.
Реалии современных международных отношений, характеризующихся продолжающимся становлением новой, более справедливой и демократичной многополярной архитектуры мироустройства, требуют стратегической прозорливости при одновременном отказе от философии гегемонизма и доминирования, от «санитарных кордонов» и «железных занавесов». Общеевропейский дом нуждается в серьезной реконструкции, если мы хотим, чтобы все его граждане жили в мире и процветании, а их безопасность не зависела от навязываемых из-за океана сомнительных геополитических установок.
Убеждены: оздоровлению ситуации в масштабах Европы, да и всей планеты способствовало бы широкое партнерство между Москвой и Парижем, разделяющих в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН особую ответственность за поддержание международного мира. Мы приветствуем инициативу Президента Э.Макрона по созданию системы европейской безопасности не в противовес России, а с нашим общим участием. Главное, чтобы правильные слова, воплотились, наконец, в практические шаги, в перестройку политического сознания на принципах международного права и коллегиальности. Россия, со своей стороны, к такому честному равноправному взаимодействию неизменно готова.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs