Фото: capital.kz
В Москве на площадке Российского совета по международным делам (РСМД) состоялась первая выездная сессия Астанинского клуба на тему «Центральная Азия и Россия: создание общего будущего». Этот форум был организован Институтом мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и РСМД.
В мероприятии приняли участие представители дипломатического корпуса, аналитических центров России и Казахстана, а также независимые эксперты и журналисты. В рамках круглого стола состоялось обсуждение текущего состояния России и стран Центральной Азии, роль внешних акторов – Китая, США и Европейского союза в регионе, а также проблемы и перспективы развития многосторонних форматов взаимодействия.
Как отметил в своем вступительном слове программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев, Астанинский клуб, основанный в 2015 году, успел зарекомендовать себя как важная международная дискуссионная площадка, на которой обсуждаются важнейшие вопросы развития Евразии. В первых мероприятиях клуба, состоявшихся соответственно в 2015, 2016, 2017 годах, принимали активное участие крупнейшие мировые эксперты в области экономики, политики, международных отношений из различных стран мира, включая Европейский союз, Евразийский союз, США, Китай, Турцию, Иран. По инициативе основателей и участников клуба была рассмотрена идея проведения выездных сессий в странах-партнерах. Первая из них созвана в России и организована при активном участии Посольства Республики Казахстан в России.
Директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Ержан Салтыбаев отметил, что из всех стран Центральноазиатского региона именно Казахстан наиболее активно участвует в интеграционных объединениях с участием России. Важнейшими из них являются Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а также Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), соучредителем которой выступила Астана. Большой интерес вызывает и китайский проект интеграции, затрагивающий в настоящее время интересы многих стран мира (28 из них приняли участие в Международном форуме «Один пояс – один путь», состоявшемся в мае 2017 года в Пекине). В Казахстане приветствуют активизацию внешнеполитической линии Ташкента и взаимодействуют с Институтом стратегических и региональных исследований Республики Узбекистан и его руководителем Владимиром Норовым.
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Тимофей Бордачёв отметил, что в настоящее время эксперты-международники отмечают в современной дипломатии формирование нового, прежде непривычного и тревожного контекста. Многочисленные действия, которые предпринимают ведущие западные державы, ведут к подрыву основ международного права, к снижению роли международных институтов. Серьезный кризис интеграции переживают такие объединения, как Европейский союз и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Последние ограничительные меры, которые предпринимает Вашингтон в отношении китайской экономики, представляют собой полнейшее нарушение норм Всемирной торговой организации.
По словам Т.Бордачёва, в настоящее время особое значение для положения России в Евразии приобретают отношения в треугольнике «Россия-США-Китай». Эксперт не исключил, что в Вашингтоне приняли консолидированное решение по выдавливанию Китая из Восточной Азии в Евразию, в надежде на то, что здесь интересы Пекина и Москвы столкнутся между собой. В этих условиях Россия приняла решение о поддержке сотрудничества Китая со странами Центральной Азии и о сопряжении ЕАЭС и инициативы «Пояс и путь».
Серьезный кризис переживает и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. По словам Т.Бордачёва, эта структура нуждается в серьезной реформе (ОБСЕ), учитывающей де-факто неделимость современной безопасности. Важную роль в Евразии продолжает играть Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая рассматривается в Москве, прежде всего, как дипломатическая площадка. Именно этим объясняется принятие в ее ряды Индии и Пакистана, получивших тем самым возможность сесть за стол переговоров и шанс договориться по спорным вопросам. Что же касается Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), то она состоялась, но уже сейчас необходимо думать о том, что она будет представлять собой в будущем.
Собственную нишу нащупывает и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), усилия которого, по мысли Т.Бордачёва, должны лежать не только в области формирования стратегии экономического развития в Евразии, но и в укреплении государственного суверенитета участников этого объединения. Перспективным проектом могло бы стать присоединение Сибири и Центральной Азии к транспортно-логистическому коридору «Север-Юг».
Как подчеркнул Тимофей Бордачёв, стремясь к сотрудничеству в Центральной Азии с Китаем, Россия стремится, прежде всего, обеспечить безопасность собственных границ. В свою очередь, Пекину и странам региона нужны от России энергоресурсы для нужд промышленности. В этих условиях Россия и Казахстан, как крупнейшие участники евразийской интеграции, должны активнее работать в многосторонних форматах.
В то же время активное российско-китайское сотрудничество в регионе должно опираться на продуманные и довольно жесткие нормы законодательства, которое установит определенные социальные, экономические и экологические рамки для активности китайских предпринимателей. «В конечном итоге, от нас зависит, как будет вести себя Китай в России и Центральной Азии», - отметил Т.Бордачёв.
Известный специалист по Центральной Азии, заведующая сектором Беларуси, Молдовы и Украины Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Елена Кузьмина напомнила, что, несмотря на состоявшийся в марте 2018 года саммит центральноазиатских стран в Астане, переоценивать единство стран региона пока не стоит. По словам ученого, в своих внешнеполитических доктринах эти государства очень неоднозначно оценивают своих соседей. Образно выражаясь, Таджикистан, говорит почти исключительно об Узбекистане. Киргизия – об Узбекистане и Казахстане. Наиболее расплывчатые формулировки свойственны официальным документам Туркменистана, акцентирующего внимание в основном на нейтральном статусе страны.
Новые стратегические документы, отражающие иную политическую реальность, пока еще не приняты. При этом первоочередной проблемой для них остается разрешение пограничных споров. За последнее время в этих вопросах наметились очевидные и позитивные изменения. В частности, активизировала свою деятельность Межправительственная комиссия Киргизии и Таджикистана по делимитации и демаркации границ. В ходе состоявшегося 18 апреля визита в Астану президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова было подписано соглашение об окончательной демаркации казахско-туркменской границы. Начала меняться и позиция официального Ташкента вокруг распределения водных ресурсов, которая ранее носила более категоричный характер. Важным итогом активизации отношений между странами Центральной Азии стало расширение торговых отношений. Сделаны шаги к отмене таможенных ограничений между Таджикистаном и Узбекистаном.
«Впервые за долгие годы в столице Узбекистана Ташкенте появились автомобили с таджикскими номерами. Ситуация исключительная, которую здесь не помнят», - отметил известный журналист, независимый эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов.
По сведениям, озвученным Е.Кузьминой, растет доля Казахстана во внешнеторговом обороте Узбекистана. Если в 2016 году она составила 8,9%, то в 2017-м уже 12,7%. В то же время аналогичные показатели в Таджикистане и Туркмении даже сократились.
В то же время итоги астанинского саммита не свидетельствуют о том, что Центральная Азия готовится закрыться от своих более крупных соседей. Речь идет лишь о том, что их лидеры и народы созрели для того, чтобы совместно заняться разрешением назревших общерегиональных проблем.
По словам Генерального директора информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Сергея Рекеды, на фоне общего роста напряженности в мире в Центральной Азии складываются уникальные отношения доверия и сотрудничества, причем эта тенденция носит отнюдь не ситуативный характер. Значительная заслуга в этом принадлежит лидерам Казахстана и Узбекистана.
Как отметил С.Рекеда, среди политологов по-прежнему довольно часто можно встретить скепсис в отношении темпов развития Евразийского союза. Однако никто не может отрицать тот факт, что Евразийская экономическая комиссия ведет большую работу по унификации законодательства и формированию общих рынков. Важно добиться того, чтобы различные интеграционные форматы не конкурировали, а взаимно дополняли друг друга, не идя по пути изоляции, а исходя из насущных экономических интересов своих стран.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs