ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

На Кавказе создается новый военный блок?

14:59 17.05.2016 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Соглашение об укреплении военного сотрудничества Азербайджана, Грузии и Турции и о проведении трехсторонних военных учений, достигнутое на встрече министров обороны Закира Гасанова, Тинатин Хидашели и Исмета Йылмаза 5 мая в азербайджанском городе Габала, дает основания говорить о складывающемся в регионе новом военно-политическом формате. Данный формат выходит за рамки традиционных двусторонних контактов Баку и Анкары (соответствующие военные соглашения стороны подписали еще в 2010 году), а адресатами посылаемых им сигналов являются Ереван, а еще в большей степени Москва и другие мировые столицы.

Согласно информации министерства обороны Азербайджана главы оборонных ведомств трех государств признали необходимыми «организацию трехстороннего формата сотрудничества в военно-образовательной сфере, развитие взаимодействия в области кибербезопасности, а также проведение совместных учений по охране нефтегазопроводов». В этих целях было решено подписать трехсторонний меморандум о сотрудничестве в оборонной сфере. Данный документ, по словам азербайджанского министра обороны Закира Гасанова, создаст основу для того, чтобы «трехсторонняя деятельность перешла на новый этап». (rbc.ru)

Для того, чтобы лучше понять суть складывающегося трехстороннего альянса, следует иметь в виду как выбранный сторонами момент для подписания соответствующих соглашений, так и их цели и задачи.

Во-первых, отсылка к необходимости совместной защиты трубопроводов имеет непосредственную привязку к развитию ситуации вокруг Нагорного Карабаха в свете последних заявлений руководства Армении о готовности при необходимости нанести удар по объектам транспортировки энергоресурсов на территории Азербайджана. В настоящее время из Азербайджана через Грузию в Турцию идут газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Привлечение к охране соответствующей инфраструктуры Турции и Грузии свидетельствует о намерении Баку максимально интернационализировать конфликт в случае нового витка его обострения. Это, в свою очередь, позволит азербайджанской стороне апеллировать к военно-политическим механизмам НАТО – в состав которой входит Турция.

Второй аспект проблемы – присутствие в трехстороннем альянсе Грузии. Согласно имеющейся информации, данный шаг преследует цель создать в регионе противовес Организации договора о коллективной безопасности, в состав которой входят в том числе Россия и Армения.

Следует также иметь в виду, что, несмотря на довольно длительную историю трехсторонних контактов Турции, Азербайджана и Грузии, до сих пор стороны избегали формализации своих отношений в военной сфере. Первая встреча с участием президентов Азербайджана и Грузии Ильхама Алиева и Михаила Саакашвили с премьер-министром, а ныне президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом прошла еще в 2007 году, а затем повторялась в трехстороннем формате 2012 и 2013 годах. Что же касается встреч министров обороны трех государств, то нынешнее мероприятие в Габале стало четвертым по счету и впервые ознаменовалось заключением военно-политических соглашений и решением о проведении совместных учений. «Для повышения боеспособности вооруженных сил трех стран посчитали целесообразным проведение трехсторонних совместных учений», - заявил по итогам трехсторонней встречи азербайджанский министр обороны. (rbc.ru)

Именно проведение подобных учений представляет собой еще один ключевой фактор развития ситуации в регионе, поскольку они автоматически ведут к усилению внешнего военного присутствия в лице США – имеющих богатый опыт военного сотрудничества именно с Грузией. Привлечь Вашингтон посредством его «особых отношений» с Тбилиси еще со времен президента Михаила Саакашвили и тем самим сделать его одним из ключевых участников противостояния в Нагорном Карабахе – такой, согласно имеющейся информации, является сверхзадача, поставленная Анкарой и Баку. Не случайно спустя несколько дней после встречи министров обороны Азербайджана, Турции и Грузии в районе Тбилиси начались масштабные двухнедельные грузино-американо-британские учения Noble Partner. Ядро американских сил, задействованных в учениях, составляет 3-я пехотная дивизия и 173-я воздушно-десантная бригада армии США, имеющие все необходимые силы и средства для оперативного размещения в любом «конфликтном регионе» - в том числе и в Закавказье.

При этом следует иметь в виду, что в США политические и экспертные круги не имеют единого мнения по поводу перспектив и моделей карабахского урегулирования. В частности, влиятельное издание The National Interest предупреждает об опасности эскалации военных действий вокруг Нагорного Карабаха. «В такую войну легко может втянуться Россия, Турция и Иран, и тогда от Черного до Каспийского моря возникнет арка хаоса и страданий, а война превратится в самый крупный конфликт в Евразии после распада Советского Союза. Это приведет не только к гибели людей. Европа лишится нефти из Азербайджана, поставки которой невелики, но важны в политическом плане, и осуществляются по таким маршрутам как трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. В этом случае под вопросом окажутся амбиции Азербайджана, стремящегося стать в перспективе крупным поставщиком природного газа в Европу» - указывает издание. (nationalinterest.org).

Наконец, еще одним ключевым фактором для понимания процессов в треугольнике Анкара-Баку-Тбилиси является, безусловно, позиция Азербайджана. Имеющаяся информация позволяет утверждать, что соглашения, достигнутые в Габале, не только и не столько преследуют военно-технические или оборонные цели, сколько призваны послать сигнал международному сообществу в плане активизации усилий в русле карабахского урегулирования. По мнению Баку, фактическое наличие в зоне конфликта двух противостоящих друг другу военно-политических объединений (ОДКБ и «габалинская тройка») – наиболее серьезный стимул для мировых лидеров заняться, наконец, выработкой действенных моделей политического урегулирования. Эта мысль прослеживается и в публикациях местных средств массовой информации. В частности, издание Haqqin.az отмечает, что после эскалации боевых действий в апреле текущего года «о Карабахе - застарелом конфликте, о котором мировые политики порой вскользь упоминали в своих дежурных выступлениях, теперь заговорил весь мир. Карабах - больше не законсервированный конфликт, запрятанный на одной из закрытых полок мировой истории. Это уже не Кашмир или Косово. Это кровоточащая рана». (haqqin.az)

То, что тактика определенного силового давления способна приносить свои плоды, свидетельствуют и итоги состоявшейся 16 мая в Вене встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна – первой с начала обострения ситуации в Нагорном Карабахе. Посредниками выступают страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ - Россия, США и Франция. В переговорах приняли участие главы МИД России и Франции Сергей Лавров и Жан-Марк Эйро, а также госсекретарь США Джон Керри. (rbc.ru). «Договорились добиваться соблюдения перемирия, прекращения огня в том виде, в котором эта договоренность была достигнута в прошлом столетии, в 1994-1995 годах. Об этом будет сказано в совместном заявлении трех стран-сопредседателей. Договорились о том, что ОБСЕ будет формулировать конкретные шаги, позволяющие расследовать инциденты на линии соприкосновения, о том, что ОБСЕ будет также помогать решать проблему пропавших без вести, и о том, что в июне президенты Азербайджана и Армении согласуют время и место своей следующей встречи, на которой, с учетом того, что уже было сделано в рамках политического процесса, продолжится работа по согласованию параметров окончательного урегулирования нагорно-карабахской проблемы» - так прокомментировал итоги встречи двух президентов Сергей Лавров. (mid.ru)

Однако политические подвижки в карабахском урегулировании отнюдь не снижают военно-политических рисков от возникновения нового военного межгосударственного формата в Закавказье. Во всяком случае, одна из участниц «габалинской тройки» - Турция – стремится укрепить свои позиции в регионе вне зависимости от динамики переговоров по Нагорному Карабаху. А интересы Анкары отнюдь не тождественны интересам других государств региона – в том числе и Азербайджана, не говоря уже о России.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати