Мультимедийная пресс-конференция на тему «Всемирное культурное наследие Сирии: проблемы сохранения» подняла вопрос о ситуации с сирийским наследием в международном контексте и о профилактике незаконного оборота сирийских культурных ценностей. Помимо этого, в ходе мероприятия была обозначена позиция Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО касательно российского участия в сохранении памятников Сирии, а также были представлены итоги исполнительного совета ЮНЕСКО в части сирийского наследия.
Ни для кого не секрет, в какой ситуации сегодня находится Сирия и, соответственно, каким угрозам подвергаются памятники всемирного наследия. Сирия – колыбель человеческой цивилизации: не стоит забывать, что помимо древнего города Пальмира, название которого всегда на слуху, здесь расположено огромное количество памятников различных эпох и культур.
«Что крайне важно для России и на что у нас обращают пристальное внимание – это памятники православной цивилизации в Сирии, - отмечает заместитель директора института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Евгений Бахревский. - Потому что именно культура Сирии поделилась с миром многими православными традициями. И возвращение к жизни, возвращение к общению с этим наследием, которым сейчас Россия занимается, - это очень важный процесс, принять участие в котором для нас – большая честь».
На протяжении уже нескольких лет внимание международного сообщества приковано к памятникам Сирии. ЮНЕСКО давно включило все шесть объектов всемирного наследия, расположенных на территории Сирии, в список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Освобождение Пальмиры стало важным и значимым шагом, и на данный момент перед всем мировым сообществом и перед Институтом наследия как ведущей экспертной организации в области всемирного наследия в России стоит несколько задач. Во-первых, это помощь в осуществлении мониторинга состояния Пальмиры и других объектов всемирного наследия в Сирии. Во-вторых, это оказание содействия в подготовке подробных планов действий, чтобы исключить дальнейшее ухудшение ситуации с объектами всемирного наследия.
«Мы готовы помочь в подготовке специалистов на базе института наследия, - заявляет руководитель Центра всемирного наследия и международного сотрудничества Института наследия Надежда Филатова. – Помимо этого, мы ведем работу в направлении борьбы с незаконным вывозом и ввозом культурных ценностей, поскольку мы знаем, что, к сожалению, памятники подверглись разграблению: многие археологические объекты были вывезены с территории Сирии».
На данный момент Институт наследия завершил ремонт так называемой Красной книги сирийских культурных ценностей, находящихся под угрозой. Это был небольшой международный проект под эгидой ИКОМ – Международного совета музеев, который опубликовал подробную Красную книгу. И сейчас Институт наследия подготовил русскую редакцию этой книги, которую в ближайшее время представят широкой публике.
Тем временем сотрудники института уже принимают активное участие в мониторинге состояния и сохранности объектов Сирии.
«Мы работали в тесном контакте с военными и фактически зашли в город, - рассказывает сотрудник Института наследия и руководитель экспедиционного волонтерского корпуса Тимур Кармов, параллельно листая слайды с фотографиями. - Мы смогли провести, так сказать, общий мониторинг. Разминироване на тот момент еще не было осуществлено, поэтому мы с группой поддержки буквально прыгали по местам, которые нам указывали, чтобы случайно не подорваться. Времени у нас было немного, поскольку сопровождение очень боялось потенциальных ответных действий: зачистка к тому времени еще не была завершена (это был конец марта – начало апреля). Если говорить об общем состоянии памятников, то можно согласиться с сирийскими коллегами: примерно на 70-80% объекты Пальмиры сохранились».
Здесь следует отметить заслугу российских вооруженных сил и сирийской армии: есть все основания предполагать, что, подоспей освобождение чуть позже, и эти объекты постигла бы участь храма Бэла. Тем не менее, в процессе обследования были зафиксированы отдельные нарушения культурного слоя: различные ямы и углубления. Сотрудники института полагают, что это следы игиловских террористов, искавших здесь клады. Также имеется информация о том, что в рамках системы органов власти Исламского государства существовал специальный департамент, который занимался археологическими древностями, а именно выдавал разрешения на проведение подобных «работ». Известно, что на территории Пальмиры такие «работы» велись.
Что касается роли ЮНЕСКО в сложившейся ситуации, то события на Ближнем Востоке подтолкнули его к поиску более действенных рычагов воздействия, нежели тщетные обращения к конвенциям и их нормам, не работающим в отношении террористических группировок, для которых закон не писан. И осенью 2015 года в ходе проведения 38-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята стратегия по активизации мер по защите культуры и поощрению культурного плюрализма в случае вооруженного конфликта. Неоспоримый плюс данной стратегии заключается в попытке создания инфраструктуры быстрого реагирования на конфликтные ситуации в сфере культурного наследия. В рамках этой политики уже сделаны практические шаги, и дальше всех здесь продвинулись итальянцы, которые в феврале этого года подписали с ЮНЕСКО меморандум о защите культурных ценностей в зонах вооруженных конфликтов. Этим меморандумом предусмотрено выделение итальянской стороной (за ее счет) группы экспертов, а именно археологов, искусствоведов, реставраторов и так далее, и группы карабинеров.
«Нам, российской стороне, также предложен проект подобного же меморандума, что подписали итальянцы, за исключением силовой составляющей, - отмечает начальник отдела культуры и социальных наук Департамента международных организаций Министерства иностранных дел РФ Владимир Черепанов. - Нам предлагают подписать меморандум с ЮНЕСКО о защите и сохранении культурного наследия Сирии. В принципе, это нас устраивает. Сейчас идет проработка конкретных положений этого меморандума. Он предполагает заключение последующих конкретных протоколов о сотрудничестве, в том числе с Сирией, об оказании помощи в восстановлении и сохранении их культурного наследия и предотвращении разграбления культурных ценностей».
Помимо этой стратегии, летом 2015 года на сессии Комитета Всемирного наследия генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова провозгласила создание глобальной коалиции «Вместе во имя наследия». Это была реакция ЮНЕСКО на многочисленные выражения общественной воли в разных странах, прежде всего, ближневосточных. Создание данной коалиции предполагает максимальное расширение партнерства во имя сохранения культурного наследия. Кампания была запущена, и теперь ее сторонники стремятся благородную идею защиты наследия перевести в некоторое практическое русло.
«Я хочу пояснить, что ЮНЕСКО не всесильно, - говорит Владимир Черепанов. - Да, ЮНЕСКО вырабатывает какие-то морально-этические нормы поведения и различные нормы международного взаимодействия во имя сохранения культуры, образования и так далее. Но также необходима отстройка механизмов, которые позволят эти идеи воплотить в жизнь, особенно применительно к той ситуации, когда террористические группировки оголтело разрушают культурное наследие всего человечества. Ведь культурное наследие Сирии – это всемирное культурное наследие: шесть сирийских объектов внесены в список всемирного наследия, что означает признание их общемировой ценностью. Поэтому удар по ним – это удар по всем нам: по нашей исторической памяти, по нашей идентификации как людей цивилизованных».
В апреле 2016 года состоялась 199-ая сессия исполнительного совета ЮНЕСКО, где по инициативе России было принято решение о роли ЮНЕСКО в защите и сохранении Пальмиры и других сирийских объектов всемирного наследия. Помимо всего прочего, таким решением предусмотрено направление в Пальмиру международной экспертной миссии для оценки ущерба, нанесенного террористами, и дальнейшей выработке конкретного плана по реабилитации этих объектов и, прежде всего, Пальмиры. Проблема заключается в том, что мнения разошлись: восстанавливать разрушения или оставить все, как есть. Имеет место быть и вариант создания голографической копии, вместо восстановления, которую можно будет проецировать, как это уже практиковалось в Бамиане, где была разрушена статуя Будды и принято решение не восстанавливать ее, а сделать голограмму.
Также в рамках этой программы ЮНЕСКО создал Чрезвычайный фонд всемирного наследия, куда уже поступили средства. В расчете на эти средства, спонсорские поступления и добровольные пожертвования государств должна быть восстановлена Пальмира.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs