На фоне скудости выходящих в современной России книг о бывших сосоветских республиках увидевшая только что свет монография Марии Моховиковой о состоянии и развитии гражданского общества в Узбекистане – заметное, значимое событие в научной жизни нашей страны и Ближнего Зарубежья (Моховикова, М.Н. Взаимодействие государства и гражданского общества в Узбекистане. Негосударственные некоммерческие организации: монография / под общ. ред. Е.М. Кожокина. – М.: ГрандКнига, 2015. – 206 с. : ил.).
Несколько слов об авторе.
Мария Николаевна Моховикова работает пресс-секретарем фонда «Русский мир», является соискателем кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД РФ. Ранее была старшим научным сотрудником Института управления социальными процессами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). С 2009 по 2013 год трудилась на посту заместителя руководителя Представительства Россотрудничества в Ташкенте, где имела прекрасную возможность изучить социально-политические процессы, происходящие в общественной жизни страны ее пребывания.
…Республика Узбекистан – страна Центральной Азии, независимое государство с 31 августа 1991 года. Одна из жертв распада СССР, а ныне – участница СНГ, важный политический и экономический партнер России.
На сегодняшний день, отмечает автор, Узбекистан обладает высоким потенциалом по трудообеспеченности, стремится к формированию промышленного развития и урбанизации при сложной энергетической и экологической обстановке ряда районов страны. В чем же именно актуальность изучения современного общественного развития Узбекистана? Страна многонациональная, нацеленная на национальное самоопределение на фоне сложной демографической ситуации, несущая в своем развитии как гражданский, так и глубоко религиозный, исламский характер.
Так определяет суть нынешнего Узбекистана сама Мария Моховикова. Автор считает выбор своей темы исследования необходимостью анализа идущих в узбекском обществе процессов, связанных с развитием гражданского общества и определения современных тенденций активного участия институтов гражданского общества во внутриполитической жизни республики.
В связи с этим автора интересуют социальная и духовная жизнь узбеков, специфика этой жизни, которая напрямую связана с развитием гражданского общества и наоборот. Тем более, что особенную остроту такие вопросы приобретают в переходный период, который, надо полагать, переживает нынешний Узбекистан. При анализе ситуации следует учитывать и тот факт, что страна развивается в сложной геополитической обстановке из-за его близости к региональным очагам нестабильности, имея в виду Афганистан и Пакистан. И здесь взаимовлияние политических и общественных институтов становится необходимым условием гражданского согласия в стране.
«В этой связи, - отмечает Мария Николаевна, - для интересов России важен ситуационный анализ общественной жизни государства, с которым она имеет не только экономическую, но и тесную историческую, государственную, общественно-гуманитарную общность, государства, которое в настоящее время также является одним из основных участников диалога о поддержании стабильности в Центральной Азии.
Автор приводит в книге многочисленные ссылки на узбекские первоисточники, делает ссылки на многочисленные государственные документы, цитирует Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова. Рассмотрение национальной специфики гражданского общества, поясняет автор, помогает раскрыть происхождение, проблемы и сущность явления, а государственно-правовой механизм взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями (ННО) позволяет рассмотреть гражданское общество с позиций взаимоотношений с государством. Обращение же к теме именно ННО продиктовано особенностями формирования в данном регионе структур гражданского общества и дает возможность наиболее подробно остановиться на социальной стороне данного вопроса.
Обосновав в начале монографии выбор темы своего исследования, Мария Моховикова приступает к обстоятельному анализу ситуации в стране. По официальной статистике, пишет она, в настоящее время в Узбекистане функционируют свыше 5100 негосударственных некоммерческих организаций, что в 2,5 раза больше, чем в 2000 году. Диапазон их деятельности достаточно широк: ННО задействованы в таких сферах, как культура и спорт, работа с уязвимыми группами граждан, наука и образование, здравоохранение, защита прав человека, молодежь, окружающая среда, средства массовой информации. Это различные ассоциации, общества, фонды, профессиональные и прочие союзы, центры, партии, комитеты, движения, клубы и другие организации.
…Термин «гражданское общество», пишет Мария Моховикова, начал активно использоваться в Узбекистане начиная с 1997 года после выхода книги И.А.Каримова «Узбекистан на пороге XXI века». Далее автор прослеживает вопросы трактовки темы в официальных источниках, в том числе и в выступлениях Президента республики. Интересен тот факт, что узбекистанские специалисты, отмечая исторический аспект возникновения идей гражданского общества в восточной традиции, обращаются к труду Аль-Фараби «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».
Автор подробно рассказывает увлекательную историю возникновения в Узбекистане понятия ННО, о его трактовке в последние годы существования СССР и в первые годы после обретения республикой независимости. Раскрывая же специфику развития гражданского общества в Узбекистане, Мария Моховикова отмечает, что в данном регионе никогда не было массового частного собственника и свободного города как социально-экономической основы демократических институтов и гражданского общества в том понимании, которое в это понятие западными идеологами «гражданского общества». Социализация происходила посредством общинного уклада семьи или клана. Эти соседские общности у узбеков были составной частью в какой-то мере централизованного деспотического государства. Именно Именно локальная кровнородственная общность, а не отдельно взятый индивид, служила исходным началом, которое определило мировоззрение членов данной общины. Этот институт регулировал отношения своих членов с обществом и выступал гарантом их выживания, отмечает автор монографии.
Процесс же привнесения европейских обычаев в традиционную азиатскую культуру начался с конца XIX века, когда Россия, «исходя из стратегических интересов, превратила Туркестан в форпост на самых южных своих рубежах», поясняет Мария Николаевна.
…Работа М.Н. Моховиковой состоит из трех больших глав, которые делятся подглавки, а также из четырех приложений и списка литературы. Автор рассказывает о возникновении ННО в Узбекистане и его предпосылках, об их формах, направлениях и классификации. Вторая глава посвящена институтам гражданского общества на примере ННО, правовым основам деятельности ННО в Узбекистане, формам государственной поддержки «третьего сектора». В третьей главе автор раскрывает основные тенденции взаимодействия государства и ННО республики в социальной сфере. Здесь же показана роль общественных организаций в стабильном развитии социума.
В приложениях приводятся подробные данные об общественных организациях - национальных культурных центрах российских соотечественников в регионах Узбекистана. Там же идет речь о распределении ННО по направлениям деятельности, приводится список ННО, зарегистрированных Минюстом республики. В отдельном приложении содержатся данные о присоединении Республики Узбекистан к международным правовым актам, обеспечивающим реализацию гражданских прав на свободу объединений.
Исследуя такую обширную и непростую тему, как взаимодействие государственных властей центрально-азиатской республики с институтом гражданского общества – негосударственными некоммерческими организациями, автор приходит к выводу, что узбекская модель этих отношений тяготеет к патерналистской, государственнической. Интересы общественных организаций, имея множество пересечений с властью, выстраиваются ею в социально ориентированную деятельность.
Автор откровенно анализирует и существующие риски и угрозы, существующие в узбекском обществе. Так, по наблюдению Марии Моховиковой, в стране идет значительное нарастание влияния религии на жизнь людей. И зачастую соблюдение религиозных правил воспринимается как приверженность национальным традициям. В перспективе, поясняет автор монографии, при ухудшении ситуации в стране, социальная напряженность разобьет данную страту на два лагеря: тех, кто будет поддерживаться зарубежными деньгами и отстаивать «демократические» ценности, пока это будет им выгодно и относительно безопасно, и сторонниками радикальных взглядов. Не исключена возможность того, считает автор, что окрепнув, религиозные радикалы попытаются подвинуть более «демократичных» представителей правящей элиты и, опираясь на бедное большинство верующих, смогут радикализировать всю страну.
Тем временем, возможности «русскоязычной» части правящей элиты, идеологически ориентированной на сотрудничество с Россией, в сегодняшнем Узбекистане имеют тенденцию к сокращению. Существует реальная опасность ее размывания.
Другая угроза состоит, по мнению автора, в том, что Образующий гражданское общество средний и мелкий собственник находится в русле правящей клановой олигархии, в силу коррупционной составляющей и клановой традиции. И он может в любой момент стать заложником этих традиций, поддавшись, в том числе, и радикальным настроениям.
Давая объективную аналитическую оценку всему процессу взаимодействия государства и ННО в Узбекистане, Мария Моховикова в заключение исследования дает ряд своих рекомендаций по противодействию рискам и угрозам, по сохранению стабильного, позитивного развития страны в обозримом будущем, основной упор делая на необходимости наращивания государством социальных программ, на формировании новых механизмов, использующих принципы общественной справедливости и экономического прагматизма.
Автор подчеркивает, что данные, приведенные в ее работе, могут быть использованы как для следующих сравнительных исследований, так и для дальнейшего изучения темы общественных организаций с условием критического осмысления процессов, происходящих в Центральной Азии.
Добавлю, что, на мой взгляд, ценность монографии М.Н. Моховиковой в том и состоит, что она крайне актуальна сегодня и, судя по всему, будет оставаться таковой еще долгое время. Этот аналитический труд будет полезен не только для учащейся молодежи, но также для зрелых политиков и политологов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs