Это огромное полотно, знакомое, возможно, тем, кто был в калькуттском Мемориале Виктории, было написано Василием Верещагиным, большая часть работ которого является воплощением тесных индо-российских связей, но который по-прежнему остается практически неизвестным в этой стране.
По сравнению со знаменитым соотечественником Николаем Рерихом, Верещагин почти не пользуется популярностью. Возможно, причина в том, что Василий Васильевич посетил Индию только дважды в последней четверти XIX века, в то время как Рерих в 1930-х годах обосновался в Куллу (современном Химачал-Прадеш), где его дом впоследствии стал музеем.
Чтобы больше людей узнали о Верещагине, Посольство РФ выставило альбомную коллекцию его работ, включая серию, задуманную художником как «Индийская поэма», точно к визиту Президента РФ Владимира Путина в Индию, начиная со среды.
Освоение Индии Рерихом и полученный им впоследствии опыт можно также назвать паломничеством или духовным путешествием в те места, откуда пришли все современные философские учения. Верещагин же, когда прибыл в Индию в 1874, был признанным художником-реалистом. Но открыв для себя искусство как поиск духовности, Василий Васильевич преобразился. Этот «солдафон», знаменитый своими батальными сценами, превратился в пацифиста и стал эквивалентом великого Льва Толстого в мире художников. Он был номинирован на первую Нобелевскую премию мира в 1901.
Самая узнаваемая работа художника (ставшего знаменитейшим русским живописцем за рубежом при жизни) – это «Апофеоз войны» (1871), которая изображает огромную пирамиду из человеческих черепов на фоне разрушенного города, среди раскаленной степи, и вьющихся над ней ворон. Верещагин посвятил картину «всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».
Благодаря этим картинам, родина художника смогла узнать о мистических странах Востока и ужасах большой войны. Батальные сцены Верещагина произвели особенно глубокий резонанс среди европейской публики. Сотни тысяч людей стекались на его выставки в больших городах.
В его картинах нет славы и храбрости, напротив, они сфокусированы на жестокости и разрушениях войны. Американский историк Аббот Глисон пишет, что Верещагин – уникальный пример русского миролюбивого художника-баталиста и востоковеда, выступающего против колониального режима.
Верещагин, будучи неутомимым путешественником, посетил Центральную Азию, Индию, Тибет, Османскую империю, Филиппины, Сибирь и Японию.
Что касается работ, посвященных Индии, то «Британская экзекуция в Индии» (1884) – это беспощадная критика колониального режима, показанная через казнь фермеров-сикхов британскими солдатами, которые привязывали осужденных к пушечному дулу.
Затем следуют «Экзекуция заговорщиков через повешение в России» (1884-1885) и «Распятие на кресте у римлян» (1887). Все эти картины дополняют друг друга, так как Верещагин обращается лишь к трем великим империям – Римской, Британской и Российской.
Верещагин изображает Восток не просто с западной точки зрения, но и так, каким бы Запад хотел его видеть, – в перспективе, сформированной на основе российского ориентализма (прим. увлечение Востоком, изучение его культуры). Российские восточные колонии располагались рядом, их не разделяло море, как, например, колонии Франции или Британии. И с тех пор культура России имеет глубоко укоренившуюся восточную составляющую.
Верещагин прибыл в Индию во время «Большой игры» - геополитического соперничества между Британской и Российском империями за господство в Центральной Азии, которое заключалось в установлении контроля над Афганистаном. Публикация этого альбома – свидетельство намеков Верещагина о том, что спустя время Россия станет незаменимым другом для Индии.
Оригинальный текст: http://rusembassy.in/index.php/home/embassynews/118-embassynews/6900-ahead-of-putin-visit-an-indian-poem-by-a-russian-artist.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs