Дом №1 в Курсовом переулке был рожден искусством, предназначался для искусства и сам по себе стал явлением искусства.

«Отец» этого уникального здания, Петр Николаевич Перцов (1857-1937 гг.), родился в Казани, в старинной дворянской семье. Переехав в Санкт-Петербург, он с отличием окончил Институт путей сообщения. Правильно выбранная специальность - по темпам развития железных дорог Россия в то время была в числе мировых лидеров - позволила (не банкиру и не промышленнику, а инженеру!) скопить достаточно средств, чтобы заняться сначала коллекционированием живописи, а затем и строительством здания для этой коллекции.

Россия переживала эпоху Серебряного века, когда искусство, что называется, овладело массами. Творцы - поэты, актеры, художники, музыканты - искали и находили новые, подчас революционные формы и жанры, а меценаты и коллекционеры с восторгом поддерживали творцов. Казалось, все общество было одержимо идеей нового искусства.

Инженер Перцов также стремился поддержать это мощное движение. Идея строительства дома как «питомника» искусств, где помимо его собственной коллекции могли бы размещаться, жить и творить художники, пришла ему в голову в результате общения с другим коллекционером - Иваном Цветковым. Его дом - картинная галерея, сотворенная Виктором Васнецовым, - находился по соседству от участка, приобретенного Перцовым (Пречистенская набережная, д. 29), и привлекал внимание общественности своим «былинным» обликом. И Цветков убедил Перцова сделать нечто похожее. Дом должен был привлекать своей необычностью и выражать национальное своеобразие русского искусства.

Возведенный менее чем за два года (1905-1907 гг.), дом как нельзя лучше подходил на роль колыбели новой волны русского искусства, поскольку и сам был создан по рисункам замечательного художника Сергея Малютина (1859-1937 гг.).

Интересно, что в устроенном Перцовым конкурсе на лучший проект дома официально первое место занял тоже Васнецов, только не Виктор, а Аполлинарий, брат знаменитого живописца. Но заказчик отдал предпочтение занявшему второе место проекту Малютина.

Влюбленный в театр и русский народный сказочный эпос, Малютин создавал и здания, и мебель, и бытовые предметы, думая об удобстве и рациональности, но обязательно насыщая их образы ощущением сказки, символами, найденными в народном искусстве. Именно авторству Малютина принадлежит «русское чудо», покорившее мир, - матрешка.

В работе над проектом Дома Перцова Малютин в полной мере реализовал свой творческий потенциал, накопленный за годы работы на благо княгини Тенишевой в селе Талашкино. Оттуда же художник пригласил своих товарищей из гончарной артели «Мурава».

За два года строительства под руководством архитекторов Жукова и Шнауберта мастера украсили фасады здания потрясающими майоликовыми панно с былинными сюжетами и сказочными деталями из керамики. Так, один из балконов здания несли на себе причудливые змеи. Другой, под названием «Беседка царицы», - венчался золотистой крышей. Необычна была и внутренняя отделка - резьба на всех деревянных деталях, волнистый рисунок полов, фантастическое оформление стен.

Дом был разделен на три смысловые части: выходящий фасадом на набережную четырехэтажный семейный особняк под островерхой крышей, вытянувшаяся вдоль Соймоновского проезда доходная часть дома с мансардами-студиями и заворачивающийся в Курсовой переулок «отлетный» корпус.

Почти сразу новый дом попал в разряд достопримечательностей Москвы. Горожане и приезжие зеваки толпами приходили глазеть на диковинное здание едва ли не круглосуточно. Популярный в то время путеводитель Сабашниковых «По Москве» выпустил новое издание со статьей, которая завершалась словами: «Полная блестящая импровизация в духе сказочно-былинного стиля».

Искусствоведы и историки архитектуры до сих пор спорят о стилевой принадлежности здания, но все сходятся в одном - несмотря на оригинальное, ранее невиданное решение, это очень гармоничное и целостное здание.

Здесь, в «русском тереме», охотно селились художники: Роберт Фальк, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля.

Под мастерские и комнаты художников были отданы верхние этажи. А на первом открылось знаменитое кабаре «Летучая мышь», основателями которого стали первый русский конферансье Никита Балиев и известный московский денди, спонсор МХТ Николай Тарасов. Театральная легенда гласит, что во время поисков подходящего помещения для кабаре навстречу соучредителям, спускавшимся в подвал дома по Курсовому переулку, вылетела летучая мышь, в честь которой и назвали новое заведение. В открывшемся 29 февраля 1908 года кабаре ставились «капустники» - шуточные вечера артистов Московского художественного театра. Здесь глубокой ночью распахивался занавес с изображенной на нем летучей мышью - пародией на чайку с занавеса МХТ, и Станиславский становился магом, Немирович-Данченко - дирижером, Качалов - борцом, Книппер-Чехова - шансонеткой…

К сожалению, весной 1908 года в Москве произошло сильное наводнение. Затопило и Дом Перцова. Вода испортила хранившиеся в подвале полотна, в том числе ряд работ самого Малютина. Пострадал реквизит «Летучей мыши», и актеры решили переехать в другое, более надежное место.

Вскоре после этого в здании был проведен ремонт с частичной реконструкцией, в ходе которой внутреннее художественное решение помещений было подвергнуто упрощению, равному уничтожению: резьба была убрана почти полностью, стены гладко и однотонно заштукатурены. Тяжелый душевный удар поразил Малютина, но он прожил в своем творении еще несколько лет, почти до самой революции.

После революции здание некоторое время использовалось как офицерское общежитие, а затем было передано в распоряжение Министерства иностранных дел.

Сейчас здесь располагаются подразделения ГлавУпДК при МИД России, силами которого в 1993-2003 годах в здании были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы и историко-культурные исследования.