В 2023 году завершился период председательства Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Одним из ключевых достижений стала разработка по российской инициативе и подписание на заседании Высшего Евразийского экономического совета 25 декабря в Санкт-Петербурге новых документов долгосрочного планирования, в том числе Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Среди шести основных направлений обозначены формирование общего пространства кооперационного взаимодействия в области технологического развития, а также экономическое сотрудничество в сферах, имеющих интеграционный потенциал1.

На заседании были утверждены основные ориентиры макроэкономической политики на 2024-2025 годы, среди которых в качестве приоритетных мер указаны развитие научно-технологического потенциала ЕАЭС (проведение совместных научных исследований, локализация высокотехнологичных производств, развитие цифровых технологий и другие меры), развитие кооперации в реальном секторе (создание благоприятных условий для развития промышленного сотрудничества, развитие высокотехнологичных секторов агропромышленного комплекса)2.

В 2024 году к Российской Федерации переходит председательство в другом интеграционном объединении - Содружестве независимых государств. Среди приоритетов российского председательства также обозначена экономическая интеграция и кооперация для повышения благосостояния граждан стран СНГ. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении на заседании Совета глав государств СНГ в Бишкеке 13 октября 2023 года отметил: «Первоочередное внимание мы планируем уделить углублению экономической интеграции, включая взаимодействие в сфере цифровизации, энергетики, промышленной и аграрной кооперации, транспорта и связи, экологии и инноваций»3.

Безусловно, синхронизация повесток двух крупных интеграционных организаций - последовательный шаг для координации усилий. Перед всеми государствами Евразийского региона стоят аналогичные задачи по повышению конкурентоспособности экономик, развитию инновационного потенциала, повышению качества жизни граждан путем внедрения новых технологических решений в области медицины, транспорта, экологии и др.

Но как обеспечить успешную интеграцию в реальном секторе, реализовать инициативы по совместному созданию и использованию новых технологий, научно-технологических консорциумов, в целом научно-техническому развитию евразийских государств? В современной экономической модели главную ценность представляют нематериальные активы - прорывная технология, узнаваемый бренд, привлекательный дизайн. В новых условиях существенно повышается значимость института интеллектуальной собственности (ИС) и интеграционного сотрудничества в этой сфере.

Ключевое значение для совместных промышленных проектов в евразийских странах, масштабирования использования технологических решений будут иметь вопросы охраны прав на технологии, промышленные образцы и товарные знаки. Территориальный характер охраны прав на объекты ИС остается барьером для создания общего рынка. Вместе с тем для Российской Федерации особенно важно обеспечить защиту интересов правообладателей, предпринимателей, которые будут осуществлять высокотехнологичный экспорт или трансфер технологий в страны-партнеры.

Для эффективного решения задач евразийской интеграции, обозначенных выше, в том числе формирования общей инновационной и промышленной базы, развития научных, технических и образовательных контактов, необходима скоординированная работа по развитию системы интеллектуальной собственности на евразийском пространстве.

Какая же работа сейчас осуществляется на этом направлении? В рамках Евразийского экономического союза ведется работа над введением системы регистрации средств индивидуализации в соответствии с Договором о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС. Договор вступил в силу 26 апреля 2021 года, однако до сих пор товарный знак ЕАЭС остается только на бумаге. Помимо этого, в ЕАЭС пробуксовывает реализация инициатив по запуску таможенного реестра объектов ИС, созданию общих поисковых онлайн-сервисов. Это может быть связано с характером работы Евразийской экономической комиссии. Для реализации таких масштабных проектов необходимы соответствующие финансовые вложения, кадровые и экспертные возможности, доступ к профильным базам данных. Подобными ресурсами обладают наднациональные специализированные организации, которые могут выступать в качестве оператора проектов для создания востребованных бизнесом интеграционных инструментов.

Вместе с тем на евразийском пространстве успешно работают и развитые инструменты для получения правовой охраны объектов интеллектуальной собственности на региональном уровне. Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ) администрирует региональную систему регистрации патентов на изобретения и промышленные образцы. Евразийский патент действует на территории восьми государств - членов Евразийской патентной организации (ЕАПО) - Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Туркменистана.

История ЕАПО была заложена на площадке СНГ. Несмотря на то что она является самостоятельной организацией со специальным мандатом, ЕАПО активно вовлечена в процесс развития системы интеллектуальной собственности в регионе, в том числе участвует в работе Межгосударственного совета СНГ по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности.

ЕАПВ администрирует экономичную и простую систему получения евразийской охраны путем подачи одной заявки на одном языке с уплатой одного набора пошлин. Патент не требует дополнительной валидации в государствах-членах. Централизованные процедуры позволяют предпринимателям экономить деньги, время и ресурсы. Евразийский охват правовой охраны упрощает выход на зарубежные рынки стран - ближайших соседей.

9 сентября 2024 года будет отмечаться 30-летие подписания Евразийской патентной конвенции. Евразийская патентная система зарекомендовала себя с наилучшей стороны и остается одним из самых успешных интеграционных проектов. Она востребована со стороны бизнеса, работающего в Евразийском регионе. Достоинства евразийской патентной системы оценили пользователи более чем из 130 стран.

Несмотря на экономическую турбулентность и геополитические факторы, показатели по подаче евразийских заявок и продлению действия евразийских патентов на территории стран-участниц остаются стабильными. Сохраняется интерес правообладателей из США, европейских стран, которые традиционно являются активными заявителями в Евразии и других регионах мира, к патентным правам на территории России и других государств - членов Евразийской патентной организации. По итогам 2023 года выросло количество поданных заявлений о поддержании патентов в силе от правообладателей из США, Великобритании, Бельгии, а также Китая.

Позитивной тенденцией является и подъем активности россиян по получению евразийских патентов и поддержанию их в силе - рост по этим показателям в 2023 году составил более 20%. Продвижение российского экспорта в евразийские страны увеличивается, в соответствии с обозначенными стратегическими задачами стимулируются проекты промышленной кооперации и создание совместных предприятий. В сегодняшних условиях получение правовой охраны регионального охвата становится все более актуальным для предпринимателей из России и остальных стран евразийского пространства.

В связи с этим одна из основных задач - обеспечивать развитие евразийской патентной системы исходя из текущих условий, новых потребностей рынка и перспективных задач евразийской экономической интеграции. В мае 2023 года была утверждена Программа развития организации до 2028 года, которая включает восемь основных направлений. Одно из них - создание общего экспертно-информационного пространства. Такое взаимодействие расширяет межведомственный диалог по вопросам экспертизы и цифровизации.

В 2023 году подписано два соглашения о сотрудничестве в области проведения патентного поиска и экспертизы заявок на выдачу патентов на изобретения - с Офисом ИС Министерства экономики Республики Армения (18 мая 2023 г., Великий Новгород) и Государственным агентством интеллектуальной собственности и инноваций при Кабинете министров Кыргызской Республики (5 октября 2023 г., Бишкек). Подготовлен проект аналогичного документа для организации сотрудничества в области экспертизы с Агентством по интеллектуальной собственности Азербайджанской Республики.

Эксперты ЕАПВ обладают большим опытом и доступом к продвинутым информационным базам. Статус ЕАПВ как международного поискового органа РСТ позволяет получить отчеты международного типа. Соглашения  дадут возможность ведомствам осуществлять сотрудничество в части проведения поиска и экспертизы заявок, распределять нагрузку по ведомствам с учетом их специализации в отдельных областях техники и повысить качество патентной экспертизы в Евразийском регионе.

Системный характер приобрело межведомственное ИТ-взаимодействие. Цель ИТ-сотрудничества - внедрить в работу ведомств общие современные цифровые решения, развить общие патентно-информационные ресурсы и обмен информацией и реестрами зарегистрированных изобретений, промышленных образцов, товарных знаков.

В ЕАПО реализован ряд совместных проектов в области цифровизации. В 2023 году успешно масштабировано решение для приема заявок с 3D-моделями заявляемых объектов (Азербайджан, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан) в соответствии с международным стандартом, разработанным Комитетом по стандартам Всемирной организации интеллектуальной собственности под председательством Российской Федерации. Среди перспективных приоритетных направлений - развитие систем электронной подачи евразийских заявок, интеграция открытых реестров для наполнения общего евразийского реестра, совместные проекты в области искусственного интеллекта (классификация, поиск подобных документов и изображений, машинный перевод) и другие проекты.

Региональные объекты ИС исключительно важны для предпринимателей. Расширение евразийской патентной системы позволит обеспечить им региональную защиту брендов и «малых изобретений».

Необходимо подчеркнуть, что инициатива не требует ревизии системы регистрации товарного знака ЕАЭС, создаваемой в соответствии с Договором о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС. Если эта система все-таки будет запущена и найдет своих пользователей, то, безусловно, вопросы ее функционирования будут решаться государствами - членами ЕАЭС.

Предложение по единому евразийскому товарному знаку отличается, во-первых, по охвату государств и не ограничивается пятью странами ЕАЭС. Во-вторых, это качественно другая система с точки зрения уровня интеграции. Речь идет о товарном знаке унитарного характера, в то время как товарный знак ЕАЭС предполагает необходимость положительного решения о предоставлении охраны со стороны каждого из компетентных ведомств пяти стран. Для бизнеса актуальна система регистрации единого товарного знака, с ведомством - «единым окном» для администрирования системы. Евразийский товарный знак способен решить множество спорных ситуаций и сделать евразийский рынок по-настоящему общим с точки зрения прав ИС. Пока территориальный характер прав по-прежнему остается барьером для свободного передвижения товаров.

Введение региональной системы сделает страны-участницы в целом более привлекательным рынком для третьих стран.

Евразийские системы регистрации товарных знаков и полезных моделей возможно создать довольно оперативно - ЕАПВ накоплен опыт внедрения новых объектов после включения в мандат вопросов регистрации промышленных образцов. После вступления в силу Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции 17 марта 2021 года прием заявок был запущен уже с 1 июня 2021 года.

В целом необходимо констатировать, что сотрудничество в сфере ИС, несмотря на общее понимание его важности, пока является недооцененным интеграционным треком. Вместе с тем значительный наработанный опыт реализации совместных проектов в рамках разных интеграционных объединений, успехи в формировании общего информационно-экспертного пространства в сфере ИС дают основания полагать, что этот диалог будет расширяться. Реализация кооперационных проектов в области промышленности и сельского хозяйства, расширение научно-образовательных контактов и технологического сотрудничества на евразийском пространстве неизбежно повлечет за собой необходимость решения вопросов охраны технологий, брендов и промышленных образцов.

Координация многоуровневых интеграционных процессов в сфере ИС, проводимых по линии ЕАЭС, ЕАПО, СНГ, позволит достичь синергии усилий.  ЕАПВ готово внести свой вклад в реализацию идей Большого евразийского партнерства и сопряжение мероприятий инициативы «Один пояс, один путь». Совместными усилиями можно сделать национальные и региональные системы ИС более эффективными и удобными для пользователей, а также достичь тех общих масштабных целей, которые поставлены на разных интеграционных площадках.

Важнейшим шагом для развития евразийской патентной системы представляется привлечение Узбекистана в качестве государства - участника Евразийской патентной организации. Присоединение Узбекистана к ЕАПО откроет возможности другого уровня для бизнеса, работающего на евразийском пространстве. Республика Узбекистан является крупной экономикой на пространстве Центральной Азии и важнейшим государством для системы торгово-экономических связей в регионе, в том числе в плане транспорта и логистики. Страна имеет большой потенциал с точки зрения вклада в общий макроэкономический эффект интеграции и перспектив увеличения экспорта, емкости потребительского рынка. Узбекистан является важным торговым партнером и для России, и для евразийских государств (в частности, для стран ЕАЭС). В связи с этим стороны активно работают над устранением технических барьеров в торговле, реализацией проектов в сфере промышленной и сельскохозяйственной кооперации. В 2022 году товарооборот Республики Узбекистан со странами Евразийского экономического союза вырос более чем на треть4.

Из многих источников, прежде всего от российского и зарубежного бизнеса, Евразийское патентное ведомство получает сигналы, что в Евразийской патентной организации очень не хватает Узбекистана. Участие Узбекистана в региональной системе охраны изобретений и промышленных образцов предоставит дополнительные преимущества для заявителей из евразийских и третьих стран, предпринимателей, работающих на евразийском пространстве.

Для Узбекистана присоединение даст ряд серьезных преимуществ, в первую очередь стимулирование экономического развития путем приглашения на рынок страны новых компаний. Бизнес-сообщество Узбекистана получит существенный инструмент для развития торгово-экономических связей и привлечения зарубежных инвестиций, а самое главное - расширение возможностей деятельности предпринимателей из Узбекистана в экономической жизни региона. Благодаря участию в евразийской патентной системе государства приобретают дополнительно несколько тысяч действующих патентов, что влечет за собой позитивные финансовые и экономические последствия.

Долгосрочное преимущество существенного прироста количества охраняемых изобретений на территории страны заключается в повышении ее инвестиционной привлекательности, развитии торгово-экономических отношений и конкуренции, повышении налоговой базы. Наличие патентной охраны является одним из ключевых факторов для направления в это государство соответствующих новых технологий и инвестиций, что, в свою очередь, способствует развитию национальной промышленности, созданию новых рабочих мест, экономическому росту.

Помимо прямых экономических преимуществ, присоединение открывает новые возможности для развития национальной системы ИС через повышение кадрового потенциала специалистов Республики Узбекистан в области интеллектуальной собственности. ЕАПО реализует широкий спектр образовательных программ, в том числе пилотный проект по управлению правами в технопарках, стипендиальную программу для узкопрофильных специалистов, проекты, ориентированные на молодежь.

Кроме того, через участие в ЕАПО Узбекистан приобретет возможность повышения уровня цифровизации национального ведомства интеллектуальной собственности за счет внедрения уже разработанных передовых решений: это и развитие систем электронной подачи, и использование инструментов на основе искусственного интеллекта для автоматизированной классификации, поиска подобных документов и изображений, машинного перевода и др.

С учетом очевидных преимуществ, почему же Узбекистан до сих пор не присоединяется к Евразийской патентной организации? Представляется, что в некоторых отношениях профессиональное сообщество обладает недостаточной информацией. Патентные поверенные Узбекистана могут опасаться снижения рабочей нагрузки в связи с возможностью выбора евразийской процедуры вместо национальной. Вместе с тем анализ статистических данных по государствам - участникам ЕАПО показывает, что евразийская патентная система конкурирует исключительно с международными системами регистрации. Показатели по подаче заявок по национальной процедуре в государствах - членах ЕАПО демонстрируют разнонаправленные тенденции, рост и спад коррелируются с экономическими условиями вне зависимости от динамики подачи по евразийской патентной системе.

Евразийская процедура не замещает национальную процедуру регистрации, национальные ведомства не теряют своих основных заявителей. Благодаря участию в евразийской патентной системе ведомства приобретают дополнительно несколько тысяч действующих на территории патентов, что влечет за собой позитивные финансовые и экономические последствия. Кроме того, присоединение даст возможность Узбекистану принимать участие в управлении международной межправительственной организации в сфере ИС и продвигать свои интересы на этой региональной площадке.

Присоединение к евразийской патентной системе не влечет за собой передачи на наднациональный уровень полномочий по предоставлению патентной охраны. Присоединение будет также способствовать укреплению общего патентного пространства в Евразийском регионе, устранению барьеров, связанных с территориальным характером прав интеллектуальной собственности, развитию торгово-экономических связей в регионе.

Ряд важнейших мероприятий и документов 2023 года, посвященных вопросам интеграции на евразийском пространстве, включая подписание Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь», будут определять главные приоритеты деятельности евразийских государств в текущем году. В планах ЕАПВ на 2024 год - проведение традиционных форумов юридической и экономической направленности, изобретательских и инновационных конференций, образовательных мероприятий и семинаров во всех государствах Евразийского региона. Осенью состоится III Евразийская конференция «IP Евразия. Пространство инноваций», которая в этом году делает акцент на сотрудничестве с Китаем.

В 2024 году Евразийская патентная организация отмечает 30-летие. ЕАПВ готовит программу мероприятий, в том числе выставку достижений молодых евразийских ученых «Взгляд в будущее». Перспективы развития евразийской патентной системы тесно связаны с интеграционными процессами в экономической, научно-технической и инновационной сферах. Евразийская патентная организация может внести существенный вклад в продвижение интеллектуального потенциала всех государств Евразийского региона как неисчерпаемого ресурса роста и развития.

 

 

1https://eec.eaeunion.org/news/glavy-gosudarstv-eaes-podpisali-deklaratsiyu-o-dalneyshem-razvitii-ekonomicheskikh-protsessov-evrazi/ (дата обращения: 29.12.2023).

2https://eec.eaeunion.org/news/v-eaes-opredelili-osnovnye-orientiry-makroekonomicheskoy-politiki-na-2024-2025-gody/ (дата обращения: 29.12.2023).

3https://tass.ru/politika/19003425

4Заявление председателя Коллегии ЕЭК М.В.Мясниковича по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета (9 декабря 2022 г., г. Бишкек) // https://t.me/EECommission/630

 

Источники и литература

  1. Ивлиев Г.П., Шахназаров Б.А. Правовое регулирование отношений в сфере параллельного импорта. Опыт государств Евразийского региона // Lex Russica. 2023. Т. 76. №2 (195). С. 56-67.
  2. Хусаинов Р.И. Оттенки серого: тенденции в спорах о параллельном импорте // Хозяйство и право. 2019. №2. С. 103-109 // URL: https://www.gorodissky.ru/publications/articles/ottenki-serogo-tendentsii-vsporakh-o-parallelnom-importe/
  3. Ивлиев Г.П. Модернизация гражданского законодательства в сфере интеллектуальной собственности // Журнал российского права. 2021. Т. 25. №1. С. 23-30.
  4. Ивлиев Г.П., Егорова М.А. Обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и коммерциализации прав на них в ЕАЭС // Lex Russica. 2021. Т. 74. №11 (180). С. 9-16.
  5. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. №360-ФЗ «О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза».
  6. Федеральный закон от 23.11.2020 №377-ФЗ «О ратификации Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года».
  7. План мероприятий («дорожная карта») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Интеллектуальная собственность». Утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. №2027-р.