На сегодняшний день в условиях беспрецедентного роста геополитических рисков в мире растет осознание того, что на смену старой архитектуре мирового порядка приходит новый аналог, направленный на формирование полицентричной системы мироустройства.

Как следствие, развитие мировой политической системы, помимо прочего, тесно связано с интенсификацией процессов регионализации, что приводит к важности анализа регионального уровня международных отношений, в рамках которого отнюдь не последнюю роль играют региональные международные организации и интеграционные объединения.

Наблюдается фактическое сопряжение глобального и регионального уровней сотрудничества, стали активно развиваться форматы кооперации глобальных и региональных институтов.

Примером эффективного взаимодействия государств на региональном уровне выступают ШОС и межгосударственное объединение БРИКС.

Шанхайская организация сотрудничества: от становления к расширению

Первоначально стоит упомянуть, что в 1996 году была сформирована коалиция государств под названием «Шанхайская пятерка», в состав которой вошли Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. В 2001 году в процессе расширения, когда Узбекистан стал полноправным членом организации, возникла Шанхайская организация сотрудничества, или «Шанхайская шестерка».

С того момента состав организации носил постоянный характер, однако спустя  16 лет работы, 9 июня 2017 года, на заседании стран - участниц ШОС в Астане произошло историческое событие для данной организации - официальное вступление Индии и Пакистана в качестве ее полноправных членов.

В сентябре 2022 года по итогам Самаркандского саммита состоялось подписание меморандума об основных обязательствах Ирана в свете предстоящего присоединения к организации. Статус партнеров ШОС по диалогу приобрели три арабских государства - Королевство Саудовская Аравия, Государство Катар и Арабская Республика Египет. Соответственно, имеются предпосылки к тому, что в краткосрочной перспективе все страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, осознав необходимость диверсификации внешней политики, за исключением Омана, который традиционно придерживается нейтральной позиции во внешнеполитическом курсе, будут стремиться к поиску новых партнеров и участвовать в работе Шанхайской организации сотрудничества.

В мае 2023 года на «полях» заседания Совета министров иностранных дел государств - членов ШОС в Индии состоялась церемония подписания меморандумов о предоставлении Мальдивской Республике, Государству Кувейт, Республике Союз Мьянма и Объединенным Арабским Эмиратам статуса партнера по диалогу в ШОС.

В июле 2023 года в формате видеоконференцсвязи состоялся 23-й саммит ШОС под председательством премьер-министра Индии Нарендры Моди. Ключевой темой стало официальное вступление Республики Иран в организацию. Помимо прочего, состоялось подписание Республикой Беларусь меморандума об обязательствах по присоединению к ШОС, что фактически означает запуск официальной процедуры вступления Белоруссии в данную организацию.

Безусловно, расширение формата является началом нового этапа развития ШОС, в рамках которого перед организацией будут открываться новые перспективы. Тем не менее ахиллесовой пятой ШОС остается ряд неурегулированных территориальных споров между ее участниками, которые, безусловно, отражаются на работе всей организации, в числе которых индо-пакистанский конфликт за регион Кашмир, территориальные споры за Аксайчин между Индией и Китаем, конфликт на киргизско-таджикской границе, вспыхивающие межэтнические беспорядки на территории восьми приграничных анклавов в Ферганской долине, приграничные конфликты между Киргизией и Узбекистаном.

Несмотря на наличие разногласий двустороннего характера, государства - члены ШОС сталкиваются с общими вызовами и угрозами собственной национальной безопасности, решение которых, в свою очередь, может быть только совместным. Следовательно, с учетом текущего состава организации и планируемого ее расширения ШОС можно характеризовать как зонтичную структуру, в рамках которой объединяются государства для представления интересов в тех областях, где действия в совместной ключе по факту выглядят более эффективными.

Вместе с тем стоит отметить, что Шанхайская организация сотрудничества не имеет предпосылок к превращению в блок антизападной коалиции. На сегодняшний день из числа стран-участниц только Россия и Иран имеют напряженные отношения с коллективным Западом. Остальные страны, входящие в состав международной организации, стремясь сохранить отношения с Соединенными Штатами Америки, странами Европейского союза и восточноазиатскими союзниками США, занимают нейтральную позицию.

На данный момент ШОС испытывает трудности с продвижением своих проектов и формулированием своих задач, однако наиболее продвинулась в создании новой альтернативной системы международных отношений. Организация нуждается в реформировании, а точнее, в экономическом наполнении, чтобы появилась возможность заявить о себе как о некой альтернативе западному миру с точки зрения построения инфраструктуры. На последнем саммите ШОС в Нью-Дели экономической повестке было уделено заметно больше внимания, чем на предыдущих.

Шанхайская организация сотрудничества должна уделить первоочередное внимание не только основным задачам, которые перед ней стоят с начала ее образования, но и устранению противоречий между государствами-членами, а также структурированию своей деятельности, что в контексте расширения организации приобретает особую важность. Кроме того, ШОС должна быть готовой к вступлению новых членов, при условии что это будет служить интересам как самой организации в целом, так и государств-членов. Несмотря на то что вопрос о вступлении Турции в ШОС присутствует в повестке, в современных условиях это выглядит маловероятным.

Таким образом, в перспективе роль ШОС в мировой политике будет неизменно возрастать, равно как и будут интенсифицироваться отношения между государствами - членами данной организации. Соответственно, есть все основания полагать, что те фундаментальные направления развития организации, которые были определены главами государств-членов на саммите ШОС в Уфе в 2015 году, нашедшие свое отражение в рамках Стратегии развития ШОС до 2025 года, лягут в основу деятельности данной организации как минимум в кратко- и среднесрочной перспективе.

Трансрегиональное партнерство стран БРИКС: путь к новой системе глобального управления

Группа БРИКС демонстрирует беспрецедентный рост своего влияния на всю геополитическую ситуацию, в том числе потенциал по реформированию нынешней глобальной финансовой системы, основанной на гегемонии доллара.

Создание БРИКС началось в 2006 году во время встречи министров экономики Бразилии, России, Индии и Китая на «полях» Петербургского экономического форума. Первый официальный саммит в составе Бразилии, России, Индии и Китая состоялся в 2009 году в Екатеринбурге. И только в рамках третьего саммита на острове Хайнань в 2011 году объединение расширилось до формата БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР).

В данном контексте стоит отметить ряд существующих особенностей регионализма БРИКС, в число которых входят: широкая повестка; ориентированность на решение общих проблем; открытость и гибкость форм сотрудничества с внешними партнерами с очевидной склонностью к азиатскому типу регионализма; вовлеченность негосударственных акторов; отсутствие институционального оформления региональных связей.

Помимо прочего, характерной чертой объединения является полное соответствие концепции полицентричности, которая заключается в наличии различной цивилизационной идентификации стран - членов БРИКС - страны Глобального Севера в лице России и Китая, а также страны Глобального Юга, представленные Бразилией, Индией, ЮАР.

На сегодняшний день, до 1 января 2024 года, страны БРИКС - это 40% населения Земли, шестая часть всех мировых запасов золота и половина производства пшеницы и риса. ВВП по паритету покупательной способности стран БРИКС составляет около 54% [1].

Как отметил заместитель министра иностранных дел С.Рябков, страны БРИКС, которые составляют почти половину населения мира и значительную часть мирового ВВП, будут одним из костяков нового формирующегося миропорядка [6].

В настоящий момент ключевую роль в процессе создания нового мирового порядка играет Африка. Благодаря вступлению стран африканского континента в объединение БРИКС, интеграция может стать настоящим лидером Глобального Юга и повлечь за собой пересмотр повестки дня, делая акцент на климатическую политику, продовольственную безопасность и образование.

О растущем желании присоединиться к объединению БРИКС свидетельствует одно из последних заявлений главы МИД ЮАР Наледи Пандор перед саммитом в Йоханнесбурге о получении официального выражения заинтересованности о вступлении в БРИКС от лидеров 23 стран и еще большего количества неофициальных запросов о возможностях членства в объединении [3].

О росте влияния объединения БРИКС свидетельствует также тот факт, что на 15-й саммит БРИКС были приглашены представители 70 государств, из числа которых около 40 подтвердили свое участие. С учетом темы саммита «БРИКС и Африка: партнерство в интересах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности» среди участников значительную часть составили представители стран африканского континента.

Главным итогом самого представительного саммита БРИКС за всю его историю явилось решение о вступлении в 2024 году шести новых государств. Согласно Йоханнесбургской декларации полноправными членами объединения станут Аргентина, Саудовская Аравия, Иран, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Эфиопия [4].

Примечательно, что выборка новых стран-членов очередной раз подтверждает, что формат БРИКС, опираясь на ключевые принципы, определяющие идеологию объединения, а именно на «приверженность инклюзивной многосторонности и соблюдению норм международного права… и сохранению центральной роли ООН в международной системе», стремится к построению новой многополярной системы глобального управления, так как, помимо поддержания принципа географической сбалансированности, новые шесть государств выступают за многополярное мироустройство.

Синергия незападного мира: вызов глобальному мироустройству

Архитектура каждого нового миропорядка формируется в период турбулентности по причине того, что, кроме противостояния, стороны договариваются о правилах нового мира. Идущие сегодня процессы расширения ШОС и БРИКС в условиях кризиса ООН и G7 создают архитектуру нового мирового порядка. Причем расширение альянсов в сторону стран Запада демонстрирует парадигму миропорядка, основой которого станет взаимовыгодная торговля и приверженность принципам многополярности.

ШОС и БРИКС не выступают в качестве военных или торговых блоков, а поведение участников структурируют не угрозы, а общие цели. Следовательно, есть возможность консолидироваться и перестроиться во влиятельный незападный блок, который может принести значительную пользу Глобальному Югу.

ШОС и БРИКС отражают надежду на создание некой инклюзивной, свободной от давления западных структур системы сотрудничества в разных областях. ШОС и группа стран БРИКС обладают важнейшим объединительным элементом в лице стран-участниц, которые не придерживаются западных позиций по основным глобальным политическим и экономическим проблемам и выдвигают альтернативную международную повестку дня. При этом геополитический фон деятельности двух объединений определяют Россия, Индия, Китай (РИК).

Стоит отметить, что еще в 1998 году Е.Примаков во время визита в Индию высказал мысль о целесообразности создания стратегического «треугольника» Россия - Индия - Китай. Изначально ориентация была направлена именно на общность политических интересов, позже сотрудничество было укреплено более тесным экономическим взаимодействием. В российских официальных документах РИК позиционируется в качестве «ядра» БРИКС и ШОС, где, как отмечал Президент В.Путин, в формате «тройки» происходит согласование подходов по наиболее значимым вопросам повестки дня. Примечательно, что с момента создания формата РИК было проведено три встречи на высшем уровне (в 2006 г. в Санкт-Петербурге на «полях» саммита «Группы восьми», в 2018 и 2019 гг. на «полях» саммитов «Группы двадцати» в Аргентине и Японии), с 2021 года официальных трехсторонних встреч не проводилось, в том числе на «полях» саммита ШОС в Самарканде в 2022 году. Это обусловлено сохраняющейся напряженностью в отношениях Индии и Китая, вследствие чего определяющую роль с момента основания объединений и по настоящее время все же играет именно связка Россия - Китай.

Ввиду того, что англосаксонский мир продолжает курс на сдерживание России и Китая в стремлении объединить евразийское пространство на основе принципов равноправия, обостряется противостояние между коллективным Западом и организациями, членами которых являются Россия и Китай, за влияние на регионы Южной и Юго-Восточной Азии. Соответственно, помимо прочего, возникает потребность в создании двусторонних групп по взаимодействию.

В рамках ШОС, кроме существующих направлений работы, важным становятся энергетическое и торгово-экономическое направления сотрудничества,  ШОС, равно как и объединение БРИКС, начинает выступать в качестве площадки для диалога и принятия совместных решений стран, не разделяющих западную модель глобализации. Однако для выхода на новый уровень ШОС необходимо пройти трансформацию в сторону более экономически ориентированной организации, например создать Банк развития ШОС по аналогии с Новым банком развития БРИКС.

Следовательно, направления деятельности ШОС и БРИКС должны коррелироваться со сложившимися общемировыми вызовами, а именно определяться с учетом кризиса глобальной системы управления, международного экономического контекста и активизации проамериканских односторонних институтов.

 

Источники и литература

  1. Возможное расширение стран БРИКС. Инфографика // URL: https://tass.ru/ekonomika/15113253
  2. Документы Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://rus.sectsco.org/documents/
  3. Заявки на вступление в БРИКС подали 23 страны // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18461421
  4. Йоханнесбургская декларация - II // URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2023/08/brics-declaration-2023.pdf
  5. Лошкарев И.Д. Как БРИКС прирасти Африкой // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kak-briks-prirasti-afrikoy/
  6. Рябков заявил, что страны БРИКС станут основой нового миропорядка // URL: https://www.rbc.ru/politics/30/03/2022/6244647a9a79476ff5c08ff3
  7. Хартия Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3450