Последние два десятилетия мир столь стремительно меняется, что в каждый конкретный момент времени трудно определиться с методологической базой для объективной оценки происходящего в мировой политике. Переход от прежнего миропорядка к новому, полицентричному, сопровождается крайне сложными международными процессами. Они настолько сложны, что зачастую бывает непросто выявить даже масштаб этих процессов. Так, локальный кризис может легко перерасти в региональный, а региональный - в глобальный с плохо прогнозируемыми последствиями.

Процесс становления полицентричного миропорядка, тенденции развития которого констатируются в документах стратегического планирования многих современных государств, определяет не только характер современных угроз и вызовов международной и национальной безопасности, но и неоднозначно влияет на возможности разрешения застарелых противоречий, возникших в прошлые эпохи. В период холодной войны соперничество двух полюсов силы часто проецировалось на периферийные регионы - другими словами, две сверхдержавы так или иначе влияли на стороны конфликта и ход последнего определялся негласными договоренностями Москвы и Вашингтона.

В последующий период господства одной сверхдержавы, часто определяемый политологами как однополярный мир, ситуация изменилась, все чаще кризисы возникали в бывшей зоне влияния ее ослабевшего соперника. Но в условиях отсутствия равновесия сил кризисы теряли управляемость, становились более затяжными и сложными по структуре, менее системными, а соответственно, сложно поддавались разрешению.

Сегодня все более интенсивные тенденции оформления полицентричного миропорядка дают в перспективе шанс на выработку новых подходов к превентивному воздействию на кризисные ситуации и эффективное разрешение застарелых проблем. Предполагается, что новые центры силы смогут более эффективно воздействовать на кризисы в своих зонах влияния, избегая их обострения и вовлечения нерегиональных игроков, предлагать решения, опирающиеся на знание региональной специфики и учитывающие интересы сторон, вовлеченных в тот или иной кризис.

Первое десятилетие после краха СССР сопровождалось большим количеством кровопролитных конфликтов не только в сфере влияния Советского Союза, но и непосредственно на его бывшей территории. Последнее объяснялось тем, что целый ряд противоречий, возникших зачастую еще в период административно-территориального и юридического оформления страны Советов, были исключены из общественно-политической повестки весь период ее существования, их значение в лучшем случае недооценивалось, в худшем - их наличие просто отрицалось. Такая ситуация могла быть и далее в условиях жесткой административной системы управления и соответствующего идеологического оформления полномочий союзного центра.

Однако общественно-политические изменения в рамках перестройки, а затем и роспуск СССР создали ситуацию, когда все эти противоречия и тлеющие конфликты в условиях отсутствия жесткого регулирования закономерно вышли наружу, активизировались, получили ресурсы для развития и в ряде случаев привели к вспышкам вооруженного насилия. Лишь коллективными усилиями ряда бывших советских республик, а теперь новых независимых государств удалось стабилизировать ситуацию в Таджикистане, Приднестровье, Южной Осетии, Нагорном Карабахе… Но сложности первого этапа постсоветской истории были связаны и с появлением новых угроз, с которыми бывшие республики СССР ранее не сталкивались: религиозный экстремизм, терроризм, распространение наркотиков, незаконный оборот оружия и боеприпасов, нелегальная миграция и т. д. Уже в самом начале 1990-х годов стала очевидной необходимость создания региональной системы коллективной безопасности, так как новые угрозы в силу своей транснациональной специфики могли быть нейтрализованы только совместными усилиями заинтересованных государств.

Практика региональных систем коллективной безопасности с конца 1940-х годов получила обширную апробацию во всем мире и не раз доказывала свою эффективность. Специфичность ситуации на постсоветском пространстве заключалась не только в том, что еще буквально вчера все новые независимые государства были частями единого государства и связи между ними по инерции на начальном этапе сохранялись, но и в том, что некоторые из них стали соперниками, а то и врагами, именно по причине актуализации старых противоречий. Немаловажную роль здесь играла и резкая смена геополитической ориентации ряда постсоветских новых независимых государств. Эти факторы обусловили специфичность процесса складывания системы коллективной безопасности в постсоветской Евразии и ее существенные трансформации в дальнейшем (переход от Договора о коллективной безопасности к Организации Договора о коллективной безопасности, изменение числа участников, возникновение дополнительных форматов сотрудничества в рамках Организации и т. п.).

Пространство, которое мы привычно называем постсоветским, по сей день изобилует конфликтами, большинство из которых являются застарелыми. Значимое их количество оказалось и в зоне ответственности ОДКБ. Наряду с трагической ситуацией в восточноевропейской части постсоветского евразийского пространства ситуация на Южном Кавказе и в Центральной Азии также далека от стабильной. В последние годы наиболее проблемными стали отношения между Арменией и Азербайджаном и приграничный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном. Большой конфликтный потенциал таит в себе проблема воды, увязанная с территориальными спорами, характерная для Центрально-Азиатского региона. Недостаток воды угрожает в целом социально-экономическому благополучию стран, в первую очередь продовольственной безопасности, существенно влияя на характер и качество межгосударственных отношений. При этом водные ресурсы способны стать мощным инструментом давления в конфликтах, способствуя возникновению и обострению напряженности как на региональном, так и глобальном уровнях. Разрешение споров о воде и внедрение эффективного контроля за ее распределением требуют налаживания сотрудничества и непрерывного мониторинга на всех уровнях.

У ОДКБ уже есть успешный опыт урегулирования ситуаций, связанных с территориальными спорами. Речь идет о продвигающемся процессе разрешения противоречий между Таджикистаном и Кыргызстаном, ускорившемся благодаря усилиям лидеров этих двух стран. В настоящий момент удается избегать эскалации и работать над компромиссным решением вопроса о делимитации границы. Так, 26 января 2024 года в городе Бустон Согдийской области (Таджикистан) состоялась очередная встреча правительственных делегаций Республики Таджикистан и Кыргызской Республики по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской государственной границы, в регулярном режиме проходят встречи сторон в рамках Рабочей группы. В целом оба государства активно участвовали в работе ОДКБ в прошлом году, а также вели конструктивные переговоры в двустороннем формате.

Что касается крайне тревожной обстановки на Южном Кавказе, в частности карабахской проблемы, необходимо отметить, что Организация была готова направить миротворческую миссию для мониторинга ситуации на армяно-азербайджанской границе, однако в завершающей части этой работы Ереван попросил снять соответствующий документ с повестки1 в связи с намечающимся заключением мирного договора с Баку. Вместе с тем работа Армении в Организации продолжается, многосторонние контакты Еревана в рамках ОДКБ осуществляются в рабочем режиме, Армения была и остается союзником. Государства ОДКБ, в свою очередь, сохраняют нацеленность на развитие союзнических отношений с Республикой Армения.

2023 год оказался крайне насыщенным событиями, которые высветили необходимость приведения функционала ОДКБ в соответствие требованиям времени. Республика Беларусь, будучи председателем в Организации в прошлом году, проделала значительную работу. Из 34 задач, поставленных Минском на год своего председательства, были реализованы 32. Исключение составили задачи, связанные с налаживанием контактов с европейскими партнерами, а также исполнением поручения Совета коллективной безопасности по доработке решения по помощи Армении2. Отсутствие значимых результатов здесь, по оценке белорусской стороны, связано со спецификой отношения западных стран к политическому руководству Беларуси и ее союзнику - Российской Федерации3.

Необходимо отметить, что за 2023 год была проделана большая работа по наращиванию аналитического и прогнозного потенциала Организации. Положительные отзывы получила Международная конференция высокого уровня «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в трансформирующемся мире», организованная Минском в октябре прошлого года. На площадке конференции состоялась обстоятельная дискуссия о перспективах евразийской безопасности в условиях кризиса существующего миропорядка, характере военно-политических противоречий между ключевыми игроками и причинах практически полного отсутствия коммуникаций между ними. Участниками конференции стали порядка 300 экспертов из 30 стран, в том числе высокопоставленные представители государств - членов ОДКБ и ШОС, а также ряда дружественных стран, должностные лица секретариатов ООН, СНГ, иных международных организаций. Примечательно, что мнение участников по большей части пунктов повестки мероприятия совпадали, что вселяет надежду на формирование прочной концептуальной основы будущего, более совершенного миропорядка.

В январе текущего года председательство в Организации приняла Республика Казахстан. На саммите глав государств Астана презентовала приоритеты своего председательства4, в числе которых: сотрудничество ОДКБ с заинтересованными странами и международными организациями; взаимодействие по вопросам военного сотрудничества; развитие сотрудничества по противодействию международному терроризму и экстремизму; противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ; борьба с незаконным оборотом оружия и организованной транснациональной преступностью; углубление сотрудничества по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; противодействие преступлениям в сфере информационных технологий. В Секретариате ОДКБ уверены, что Казахстан системно подойдет к решению поставленных задач и сделает все возможное для реализации указанных приоритетов.

В целом необходимо отметить, что приоритеты председательства Беларуси5 и Казахстана6 и поставленные ими задачи полностью соответствуют уставным целям Организации и принципам, на которых основывается деятельность ОДКБ с момента ее создания, зафиксированным в Договоре7 и Уставе8. В их числе - принцип верховенства международного права и принцип приоритета политических средств в достижении целей. В действующей Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года также указывается, что «при координации и согласовании коллективных инициатив, позиций и действий государств - членов ОДКБ приоритет отдается политико-дипломатическим мерам»9. Это важно упомянуть, принимая во внимание современные тенденции эрозии международного права, актуализации «права сильного», пренебрежение политическим инструментарием (ярким свидетельством чему стала ситуация на Ближнем Востоке). Именно поэтому важна демонстрация потенциала этих принципов при урегулировании военно-политических кризисов регионального масштаба, при решении проблем безопасности в зоне ответственности региональных организаций коллективной безопасности.

Есть основания полагать, что при реализации такого, единственного верного подхода потенциал этих принципов может восстановиться, как и доверие к ним. Более того, приоритет политических средств в стремлении создать систему единой, равной и неделимой безопасности - это тот вектор, который может и должен стать объединяющим для международного сообщества на современном, столь непростом этапе развития международных отношений. В этом плане крайне важны итоги сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ, прошедшей в Минске 23 ноября 2023 года. Члены Совета четко и ясно объявили о своей приверженности обеспечению равной безопасности для всех. Главы государств - членов Организации заявили, что безусловным приоритетом стало бы возвращение к объединительной повестке в интересах урегулирования конфликтов и кризисов, преодоления проблем в международных отношениях. Эта консолидированная позиция была зафиксирована в итоговой Декларации Совета коллективной безопасности ОДКБ.

Рассуждая о ситуации с безопасностью в зоне ответственности ОДКБ, необходимо подчеркнуть, что она меняется стремительно, это заставляет Организацию, сохраняя приверженность принципам и приоритетам, смотреть на несколько лет вперед, чтобы быть готовыми к отражению новых вызовов и угроз.

Возрастает необходимость максимально эффективного определения параметров реагирования на новые вызовы и угрозы и их предупреждение, разработки новых эффективных механизмов реагирования на существующие кризисы и их превентивной нейтрализации. Эта работа должна опираться на комплексный анализ нынешней ситуации в сфере международной безопасности и наращивание потенциала стратегического прогнозирования. Реализуя один из приоритетов председательства Республики Беларусь в информационно-аналитической сфере, Организация стремится обновить аналитический инструментарий и предложить новую методологию аналитической деятельности, привлекая к сотрудничеству «мозговые центры» государств-членов. Так, в настоящее время в информационно-аналитической сфере идет работа по укреплению институционального потенциала ОДКБ, проводятся совместные исследования, направленные на выработку прогнозов (сценариев) и оптимизацию подходов к принятию управленческих решений. При этом большое внимание уделяется анализу состояния ныне действующих глобальных, а также наиболее весомых макрорегиональных систем управления - ООН, ОБСЕ, ВТО, БРИКС, ШОС, НАТО.

Секретариат и государства - члены Организации активизируют усилия по формированию «сети» национальных аналитических центров, объединяющей исследовательские потенциалы союзников. Например, за прошедший год было организовано продуктивное взаимодействие с ведущими научными центрами государств - членов ОДКБ, проводились экспертные мероприятия по наиболее острым проблемам в зоне ответственности Организации. Предпринимаются практические шаги к наращиванию аналитического потенциала Секретариата ОДКБ за счет изменения штатной структуры.

Кроме того, Организация совершенствует свой опыт кризисного реагирования: продолжается работа по оптимизации процесса принятия решений и их верификации, повышению коммуникационных возможностей в чрезвычайных ситуациях, в частности оперативному доведению объективной информации до мирового сообщества. Принципиальное значение здесь имеет принятое в прошлом году Советом коллективной безопасности ОДКБ решение «О мерах по развитию системы кризисного реагирования»10. В нем предусматривается кардинальное сокращение сроков принятия и имплементации решений о применении силы в кризисных ситуациях, совершенствование ряда организационных и технических процедур. В контексте модернизации кризисного реагирования особое значение приобретает оперативное доведение до международных политических и общественных кругов информации об антикризисных операциях Организации. Предполагается, что решение этой задачи будет возложено на Объединенный пресс-центр, Положение о котором также получило одобрение членов СКБ11.

ОДКБ уделяет приоритетное внимание дальнейшему укреплению силовой составляющей своей деятельности, совершенствованию систем подготовки и управления Коллективными силами. В число ключевых задач входит оснащение войск современными вооружениями, военной и специальной техникой, специальными средствами в соответствии с принятыми решениями Совета коллективной безопасности Организации. Промежуточные результаты такой работы успешно апробируются в ходе проводимых на регулярной основе мероприятий совместной боевой подготовки.

В числе важнейших задач на текущий год - оснащение войск современными вооружениями, военной и специальной техникой, специальными средствами. На 2024 год подготовлена обширная программа мероприятий по совместной боевой подготовке. Запланированы в общей сложности семь учений с Коллективными силами оперативного реагирования (сил и средств материально-технического обеспечения, разведки, органов управления и формированиями специального назначения), Коллективными силами быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона, Миротворческими силами ОДКБ. Учения пройдут на территориях Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. При этом и в развитии силовой составляющей ОДКБ не может не учитывать такой фактор, как гибридный характер современных вызовов и угроз. Зачастую именно они определяют параметры геополитической борьбы и задают направления для модернизации сил и средств обеспечения международной безопасности.

Нынешняя международная обстановка определяет необходимость дальнейшего совершенствования договорно-правовой базы, регламентирующей направления деятельности ОДКБ, работы по уточнению основополагающих документов и приведение в соответствие новым условиям, большей детализации механизмов и инструментария, алгоритмов принятия управленческих решений в Организации. Здесь ключевое значение имеет парламентское измерение деятельности Организации. Работа Парламентской ассамблеи направлена на гармонизацию национальных законодательств государств - членов ОДКБ и развитие договорно-правовой базы самой Организации. Гармонизация национальных законодательств может значительно интенсифицироваться по мере укрепления предметного диалога ОДКБ и экспертного сообщества в этой части, а также дополнительной активизации усилий самой Парламентской ассамблеи.

Большую тревогу у государств - членов ОДКБ вызывает нестабильная обстановка в Афганистане. Необходимость скорейшего развязывания «афганского узла» связана с тем, что эта страна в ее нынешнем состоянии остается источником угроз: распространения террористической активности, незаконного оборота оружия и наркотиков на территорию государств - членов ОДКБ. На этом направлении Организация ведет активную работу. В частности, действует Рабочая группа по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ, идет активная работа по принятию Целевой межгосударственной программы ОДКБ по укреплению участков таджикско-афганской границы, в которую включены конкретные меры, нацеленные на обеспечение безопасности наших южных рубежей.

Необходимо отметить твердую позицию политического руководства Кыргызстана и Таджикистана, осознающих потенциал этих угроз, а также тот факт, что позицию ОДКБ разделяет все большее количество государств, вовлеченных в афганскую проблематику. В настоящее время Организация активно работает над тем, чтобы к следующей сессии Совета коллективной безопасности были представлены конкретные результаты по реализации Целевой межгосударственной программы по укреплению участков таджикско-афганской границы.

Организация не может не реагировать на актуализацию тех типов угроз, которые ранее рассматривались как «сопутствующие» или второстепенные. Сегодня же их относят к числу ключевых, учитывая их транснациональный характер, особенно на региональном уровне. В первую очередь это угрозы эпидемиологического характера. Наращивание усилий по укреплению биологической безопасности, формированию ее правовых и организационных основ входит в число приоритетных задач ОДКБ. Так, Парламентская ассамблея подчеркивает стремление Организации к строгому соблюдению Женевского протокола 1925 года о запрете использования бактериологических (биологических) методов ведения войны, неприемлемости разработки бактериологического оружия и необходимости устранения любых возражений к конвенции по его запрещению.

Представители государств - членов ОДКБ выразили свою приверженность мирной жизни без бактериологического оружия и подчеркнули значимость совместных усилий для координации работы по исполнению конвенции. Согласно рекомендациям по законодательному обеспечению биологической безопасности, создание единых интегрированных систем оповещения и реакции в области лабораторной диагностики, проведения санитарно-эпидемиологического контроля, а также устранения эпидемий опасных заболеваний и подготовки квалифицированных специалистов будут способствовать обеспечению общей биологической безопасности в зоне ответственности Организации. Позитивно оценены усилия, приложенные в рамках инициативы по учреждению на основе конвенции ответственного органа Совета Безопасности ООН - Международного агентства по биологической безопасности. Основная задача этого агентства будет заключаться в контроле за выполнением обязательств по конвенции.

Не меньшего внимания требует наращивание усилий по реализации оперативно-профилактических и специальных мероприятий по перекрытию каналов вербовки граждан государств - членов ОДКБ для участия в террористической деятельности, пресечению распространения наркотических средств, противодействию незаконной миграции. На этом направлении Организация взаимодействует с другими международными структурами. Так, в 2022 году в Москве была подписана Совместная позиция РАТС ШОС, АТЦ СНГ и Секретариата ОДКБ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму12.

Актуализируются усилия Организации по борьбе с гибридными угрозами, в особенности в сфере обеспечения информационной безопасности, противодействия незаконному обороту наркотиков, оружия.

В число приоритетов председательства в ОДКБ Беларуси и Казахстана входит и наращивание сотрудничества с международными организациями. Важнейшее значение имеет конструктивное сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, в частности, особое внимание уделяется миротворческому и антитеррористическому трекам. Активно формируются административно-правовые и организационные условия для встраивания коллективного миротворческого потенциала ОДКБ в деятельность ООН по поддержанию мира. Здесь важнейшим компонентом стало введение института «координирующего государства», уполномоченного выступать от имени государств - членов нашей организации в контактах с Секретариатом ООН по миротворчеству. В начале сентября 2023 года в Москве представители государств ОДКБ провели совещание по вопросам повестки дня 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где обсуждались перспективы подключения потенциала ОДКБ к миротворческой деятельности ООН и была отмечена важность эффективного участия ОДКБ в глобальных усилиях по поддержанию мира13.

Значимым фактором обеспечения региональной безопасности в Евразии является взаимодействие Организации с СНГ. Организация демонстрирует твердое намерение и далее наращивать системную работу с ШОС. Ключевым фактором здесь стала близость подходов двух организаций ко многим актуальным международным проблемам, регулярность рабочих контактов высших административно-должностных лиц обеих организаций, наращивание взаимодействия, прежде всего по вопросам противодействия международному терроризму.

27 сентября прошлого года в Пекине состоялась рабочая встреча высших административно-должностных лиц трех ведущих евразийских региональных организаций - ОДКБ, ШОС, СНГ, где участники дали оценку ситуации в области безопасности в зонах своей ответственности, а также высказались за развитие более активного взаимодействия между информационно-аналитическими структурами трех организаций14. Особое внимание было уделено взаимодействию в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и трансграничной преступностью. Сотрудничество ОДКБ с международными организациями глобального и регионального уровней преследует все ту же цель - создание системы общей, равной и неделимой безопасности.

Время, прошедшее с момента создания Организации, обнаружило способность ОДКБ решать актуальные задачи, несмотря на сложную обстановку в зоне ответственности и кризис глобальной архитектуры безопасности. Организация остается важным фактором обеспечения мира и безопасности на евразийском пространстве. Опыт января 2020 года, когда Организация продемонстрировала свои возможности для стабилизации обстановки в Казахстане, показал, что система коллективной безопасности функциональна и может совершенствоваться.

Таким образом, ключевые аспекты деятельности ОДКБ в целом подтверждают следующий тезис многих специалистов-международников: в современном мире как никогда важно работать на упреждение угроз безопасности, учитывая мощь современных вооружений и возможные последствия их применения - не только прямые и краткосрочные, но и косвенные и долгосрочные. Именно это предлагает ОДКБ - работать вместе, работать на упреждение. Ведь за прошедшие несколько лет стало очевидным, что в одиночку страны не могут противостоять новым вызовам и угрозам региональной безопасности. У евразийских государств появляется шанс сохранить свой суверенитет и безопасность лишь в рамках эффективных многофункциональных объединений.

Главная задача ОДКБ на обозримую перспективу заключается в усилении роли и значимости Организации в меняющейся системе международных отношений, сохраняя приверженность устоявшимся принципам, приоритетам и при этом соответствуя современному контексту региональной и глобальной безопасности. Основные усилия Организации будут направлены на выработку новых подходов к превентивному воздействию на кризисные ситуации и эффективное разрешение существующих в ее зоне ответственности проблем. Это потребует определенной гибкости
и способности максимально быстро и эффективно реагировать на изменения международной военно-политической обстановки. Однако ОДКБ уже не раз подтвердила свой статус ключевого фактора сохранения мира и стабильности в Евразии, благодаря чему ее потенциал растет. А профиль Организации, ее целевые установки, принципы и приоритеты, как представляется, в целом соответствуют намечающейся идейной основе полицентричного миропорядка.

 

 

1Генсек ОДКБ: Армения попросила снять с повестки саммита документ о помощи стране. 20.11.2023 // Российская газета // https://rg.ru/2023/11/20/gensek-odkb-armeniia-poprosila-sniat-s-povestki-sammita-dokument-o-pomoshchi.html

2Там же.

3Шпаковский А., Гриневич А. Проблемы и перспективы ОДКБ в разрезе итогов председательства Республики Беларусь // Каспийский институт стратегических исследований // https://caspian.institute/product/shpakovskij-aleksandr/problemy-i-perspektivy-odkb-v-razreze-itogov-predsedatelstva-respubliki-belarus-38633.shtml

4Токаев обозначил приоритеты председательства Казахстана в ОДКБ. 23.11.2023 // Спутник-Беларусь // https://sputnik.by/20231123/tokaev-oboznachil-prioritety-predsedatelstva-kazakhstana-v-odkb-1081385718.html

5Лукашенко озвучил цели и приоритеты белорусского председательства в ОДКБ. 24.11.2023 // Российская газета // https://rg.ru/2022/11/24/lukashenko-ozvuchil-prioritety-belorusskogo-predsedatelstva-v-odkb.html

6Токаев обозначил приоритеты председательства Казахстана в ОДКБ…

7Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // ОДКБ // https://odkb-csto.org/documents/documents/dogovor_o_kollektivnoy_bezopasnosti/#loaded

8Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. // ОДКБ // https://odkb-csto.org/documents/documents/ustav_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti_/#loaded

 9Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 г. Утверждена Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 14 октября 2016 г. // ОДКБ // https://odkb-csto.org/documents/statements/strategiya_kollektivnoy_bezopasnosti_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti_na_period_do_/#loaded

10См.: Документы, подписанные на сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности 23 ноября 2023 г. // Президент России // http://www.kremlin.ru/supplement/6055

11Там же.

12Состоялось подписание Совместной позиции РАТС ШОС, АТЦ СНГ и Секретариата ОДКБ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму. 16.02.2022 // ОДКБ // https://odkb-csto.org/news/news_odkb/sostoyalos-podpisanie-sovmestnoy-pozitsii-rats-shos-atts-sng-i-sekretariata-odkb-po-voprosam-protivo/ 

13Состоялись консультации представителей государств - членов ОДКБ по тематике повестки дня 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 06.09.2023 // ОДКБ // https://odkb-csto.org/news/news_odkb/sostoyalis-konsultatsii-predstaviteley-gosudarstv-chlenov-odkb-po-tematike-povestki-dnya-78-y-sessii/#loaded

14Руководители ОДКБ, ШОС и СНГ провели рабочую встречу в Пекине. 27.09.2023 // РИА Новости // https://ria.ru/20230927/sotrudnichestvo-1899026030.html?ysclid=lppicpwqea809988146