В последние годы растет значимость «венской международной площадки» в решении актуальных проблем, стоящих перед человечеством в XXI веке. Здесь существуют условия для формирования позитивной, объединяющей повестки дня международных отношений. Особенностью венских международных организаций универсального формата является то, что конфронтационный потенциал в них невелик, а возможности созидательного сотрудничества в решении актуальных и общих для всех государств проблем значительны.

В сфере энергетики - это мирное использование атомной энергии (МАГАТЭ), содействие энергосбережению и повышению энергоэффективности путем развития и распространения новых технологий (ЮНИДО); в сфере безопасности - нераспространение ядерного оружия и «чувствительных» технологий, противодействие международной организованной преступности, наркотической угрозе (МАГАТЭ, Подготовительная комиссия Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ), Управление ООН по наркотикам и преступности, Вассенаарские договоренности и др.); в сфере научного анализа и прогноза тенденций мирового развития - Международный институт прикладного системного анализа (ИИАСА) и т.д.

Этот созидательный потенциал становится все более востребованным сегодня, когда в мире и Организации Объединенных Наций все отчетливее зреет понимание, что на основе однополярных или блоковых подходов, на основе голого прагматизма и узкогосударственных предпочтений глобальные проблемы современного мира решить не удастся.

И здесь, в Вене, российское постоянное представительство при международных организациях, действуя в русле установок российского руководства, вносит свой вклад в укрепление конструктивного международного сотрудничества, выстраивая работу многовекторно как по выбору партнеров, так и ее содержательному наполнению.

Особую значимость и новое звучание этой работе придает взятый Президентом России Д.А.Медведевым курс на модернизацию. Венские международные организации, обладая значительным экспертным потенциалом и опытом реализации крупных инновационных проектов в самых различных областях, могут принести пользу не только в международной сфере - их вклад может оказаться существенным и для решения задач российской модернизации в интересах долгосрочного развития нашей страны.

В рамках модернизационного проекта, о котором в своем послании к Федеральному Собранию в ноябре 2009 года говорил Президент России Д.А.Медведев, в отдельное направление выделены программы развития ядерной энергетики. Прогресс на этом направлении немыслим без масштабного международного сотрудничества, где заметную роль в соответствии со своей уставной функцией «способствовать и содействовать научно-исследовательской работе в области атомной энергии и практическому ее применению в мирных целях во всем мире…» играет МАГАТЭ. Сегодня мировая атомная энергетика переживает период бурного развития. Неуклонно растет спрос на энергоэффективные и безопасные ядерные технологии. Россия, обладая мощным научным и промышленным потенциалом в этой области, традиционно является одним из лидеров в фундаментальных и прикладных исследованиях, а также в вопросах сооружения и эксплуатации АЭС. Площадка МАГАТЭ предоставляет самые широкие возможности для обмена опытом, знаниями и достижениями в ядерной сфере, для установления контактов с компетентными органами государств, только приступающих к освоению ядерных технологий, для укрепления связей с традиционными партнерами, продвижения инициатив, направленных на расширение рынка потенциальных потребителей продукции российской ядерной отрасли.

Одним из ярких примеров такого рода является инициатива о создании на территории России запаса низкообогащенного урана (НОУ) для поставок в МАГАТЭ для его государств-членов. На ноябрьской, 2009 года сессии Совета управляющих принята резолюция, предусматривавшая заключение Россией и МАГАТЭ соответствующего соглашения. В марте этого года оно было подписано. На российской территории будет создан физический запас НОУ, достаточный для изготовления топлива на две полные загрузки наиболее распространенного в мире типа реактора с водой под давлением мощностью 1000 МВт. Ожидается, что первая партия материала поступит в хранилище Международного центра по обогащению урана в Ангарске (где будет размещаться этот физический запас) до конца года.

Продолжает пользоваться устойчивым интересом государств - членов МАГАТЭ, в том числе значительного числа развивающихся стран, инициатива Президента России по комплексному решению политических, экономических и экологических проблем, связанных с обеспечением человечества энергией, выдвинутая на Саммите тысячелетия. Учрежденный МАГАТЭ в целях ее реализации Международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО) играет важную роль как связующее звено между поставщиками и потенциальными потребителями ядерно-энергетической продукции.

Важное значение имела для нас состоявшаяся в ноябре 2009 года миссия МАГАТЭ по оценке деятельности органов регулирования безопасности при использовании атомной энергии в России. Ее результаты свидетельствуют о хорошем состоянии дел в области ядерного регулирования в России. Этот факт имеет принципиальное значение и для продвижения российских ядерных услуг на мировом рынке.

Если в области ядерной энергетики мы имеем налаженные схемы взаимодействия с МАГАТЭ и ряд крупных инициатив международного значения, то по «неэнергетическим» применениям ядерной энергии - в первую очередь в медицине и сельском хозяйстве - есть значительные резервы для наращивания совместной деятельности. Среди модернизационных приоритетов России - внедрение новейших медицинских систем, которые сейчас трудно себе представить без современных ядерных технологий. В июне 2010 года состоялся визит в Россию заместителя генерального директора, руководителя Департамента ядерных наук и применений Секретариата МАГАТЭ В.Буркарта, отвечающего в Агентстве за использование достижений ядерных наук в повседневной деятельности человека. Намечены конкретные меры по активизации российского участия в соответствующих программах МАГАТЭ. В планах - наращивание взаимодействия России с Агентством по развитию сельского хозяйства на основе применения новейших ядерных технологий, в том числе для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, эффективной борьбы с их вредителями и заболеваниями.

Среди наших партнеров на венской площадке серьезным потенциалом для развития двустороннего взаимодействия обладает Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Приоритеты ее работы - борьба с нищетой на основе производственной занятости, создание торгового потенциала, энергетика и окружающая среда.

В последние два десятилетия наши отношения с Организацией заметно эволюционировали. В 1990-х годах по вполне объективным причинам Россия была чистым получателем международного содействия, поступавшего и по линии ЮНИДО. Постепенно мы начали оплачивать услуги Организации, переводя двусторонние отношения в плоскость равноправного сотрудничества. Летом прошлого года характер наших отношений вновь претерпел серьезные изменения. Россия перешла в категорию доноров Организации и теперь каждый год вносит по 2,6 млн. долларов на проектную деятельность ЮНИДО.

Эти средства идут на реализацию технологически емких, инновационных проектов, имеющих преимущественно не страновой, а региональный охват. Географический приоритет нашей донорской деятельности - ближайшее зарубежье. Поэтому три из четырех финансируемых Россией проектов осуществляются именно в странах СНГ и ЕврАзЭС. Они нацелены на содействие промышленному развитию соседних государств, на развитие интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР.

Государства Африки также находятся в фокусе нашего внимания. На российские донорские средства уже начата реализация проекта в Сьерра-Леоне. Его задача - максимальное использование потенциала национальной рыболовной отрасли для роста экономики, создания рабочих мест и повышения уровня жизни населения. Проект носит системный характер и может стать знаковым в плане возвращения России в Африку под флагом ООН.

В то же время опыт и экспертный потенциал ЮНИДО продолжает пользоваться реальным спросом в России и ее регионах, в первую очередь для решения задач комплексной модернизации страны и ее технологического прорыва. Это обусловлено двумя причинами.

Во-первых, Организацией накоплен многолетний опыт успешной работы в российских регионах. Среди наиболее результативных проектов прошлых лет - содействие в строительстве Юмагузинского водохранилища и реконструкция ряда крупных промышленных предприятий в Башкирии, создание «Агропромышленного парка» в Дмитровском районе Московской области, центра «Чистого производства» в Санкт-Петербурге.

Во-вторых, российским партнерам ЮНИДО импонирует настрой Организации действовать в инновационном ключе, поощряя и развивая исследования, разработку и применение новых, экологически чистых технологий, инвестиций в производство на их основе, а также таких передовых моделей деловой практики, как государственно-частное и научно-промышленное партнерства. ЮНИДО предлагает свои идеи и экспертный потенциал для разработки модели так называемого «зеленого» роста, основанного на инвестициях в развитие ресурсоэффективной и экологически чистой промышленности.

Именно такого рода инновации, считают в ЮНИДО, призваны стать долгосрочным императивом развития, чтобы разорвать прямую зависимость между экономическим ростом и его пагубным воздействием на окружающую среду. И «точками роста» здесь предлагается сделать инновации в области экологии и энергетики.

ЮНИДО предлагает России стратегическое партнерство в интересах модернизации и развития «зеленой» промышленности, в котором нашей стране отводится роль не только ключевого донора Организации, но и своего рода моста для продвижения передовых услуг ЮНИДО на российской территории, пространстве СНГ и в других развивающихся странах, где у нас сохраняются серьезные позиции с советских времен.

Среди других перспективных областей сотрудничества, которые сейчас прорабатываются нами на экспертном уровне, - подготовка кадров и повышение квалификации российских специалистов в Секретариате ЮНИДО, подключение ЮНИДО к программам развития малого и среднего предпринимательства в регионе Северного Кавказа, формирование под «зонтиком» ЮНИДО площадки для технологического партнерства России в различных форматах, в том числе региональных и международных, использование экспертного потенциала Организации при создании национального Инновационного центра «Сколково».

Модернизация страны - понятие всеобъемлющее, охватывающее все сферы жизни общества, включая обеспечение его безопасности. Нельзя достичь прорывных результатов без преодоления всепроникающего феномена коррупции. При активном участии России в Вене начата работа по формированию глобального механизма имплементации ооновской Конвенции против коррупции.

Серьезным фактором антикоррупционных усилий могло бы стать подключение к ним здоровых сил бизнес-сообщества. Перспективной видится разработка под эгидой ООН кодекса поведения для частного сектора. Взятые в его рамках добровольные обязательства могли стать моделью антикоррупционного поведения бизнеса, в частности российского.

В формате государственно-частного партнерства назрела необходимость выработки под эгидой ООН кодекса поведения для химической промышленности в целях упорядочения обращения прекурсоров (химических веществ, необходимых для получения конечного наркопродукта). Претворение в жизнь положений такого кодекса могло бы серьезно снизить порог наркоопасности в мире, в том числе наркопотока из Афганистана. Решение этих задач - в интересах безопасности России и защиты жизни и здоровья наших граждан.

Еще одним направлением в сфере безопасности является работа в рамках ПК ОДВЗЯИ, где создается беспрецедентный по своим масштабам режим проверки соблюдения договора, в основу которого закладывается мощный научно-технический потенциал. Задача этого контрольного механизма - своевременно сигнализировать о подозрительных явлениях и выявлять возможные нарушения договора. В то же время информация, получаемая с объектов предусмотренной ДВЗЯИ Международной системы мониторинга (МСМ), может иметь так называемое «двойное» применение, то есть ее можно использовать не только в интересах договора, но и в самых разнообразных научных и гражданских целях, включая содействие решению или изучению некоторых глобальных проблем.

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В настоящее время действует Соглашение между ПК ОДВЗЯИ и ЮНЕСКО о предоставлении данных МСМ международным центрам об угрозе цунами, действующих под эгидой этой организации. Круг этих «гражданских задач» может быть расширен. Однако Временный технический секретариат (ВТС) Подготовительной комиссии не обладает ни мандатом, ни средствами для задействования верификационного механизма в целях, не предусмотренных договором. Задача эта не простая. Но уже обсуждаются идеи, как вписать так называемую «вторичную деятельность» Организации в контекст создания своего рода сети «глобального партнерства» с рядом международных организаций, исследовательских центров, НПО, университетов, отдельных ученых. Из перспективных направлений такого сотрудничества, которые сейчас на слуху, можно обозначить такие, как использование данных МСМ для изучения природы землетрясений, повышение безопасности морского судоходства и авиаполетов, получение информации о катастрофах на АЭС, мониторинг перемещения крупных морских животных (китов) и т.д. Эти вопросы уже обсуждаются на организуемых под эгидой Комиссии научно-практических конференциях, одна из которых состоится в Вене в 2011 году.

Представляется, что многие направления такого сотрудничества Организации с научным сообществом могут оказаться интересными для российской прикладной и фундаментальной науки, а также для структур, занимающихся чрезвычайными ситуациями. Оно могло бы дать дополнительный импульс решению некоторых глобальных научных проблем, которые имеют значение и для России. При этом следует, безусловно, учитывать, что практическая реализация любых проектов научного сотрудничества должна соизмеряться с приоритетной для ПК ОДВЗЯИ задачей создания и поддержания эффективного механизма проверки соблюдения ДВЗЯИ.

В контексте задач модернизации особое место среди венских международных организаций занимает Международный институт прикладного системного анализа (ИИАСА), созданный в 1972 году по инициативе СССР и США. Он имеет статус «неправительственной» международной организации - в него входят национальные научные организации 17 стран мира (нашу страну в нем представляет Российская академия наук). Сегодня это авторитетный международный научный центр, в котором изучаются глобальные проблемы экономического роста и управления инновациями, развития энергетики, изменения климата, управления лесными ресурсами, демографии, миграции и т.д.

Потенциал института может быть использован для содействия реализации таких перспективных и амбициозных проектов, как создание Инновационного центра «Сколково». Так, по инициативе наших математиков, в ИИАСА запускается проект «Движущие силы экономического роста» (будут исследоваться новые, ранее не использовавшиеся для анализа параметры общества, государства и экономики, которые оказывают определяющее влияние на экономический рост - речь прежде всего об образовании, системе государственного управления, инвестиционной активности населения и т.д.). В рамках этого направления представляется перспективной возможность математического моделирования и анализа эффективности управления инновационными инвестиционными проектами, разработки соответствующих рекомендаций для создающегося в Сколково центра.

Другое перспективное направление связано с выдвинутой Президентом России Д.А.Медведевым инициативой создания глобального фонда страхования от крупных экологических катастроф. Актуальность этой тематики стала особенно очевидной после недавнего разлива нефти в Мексиканском заливе. Руководство ИИАСА высоко оценивает эту инициативу Президента России и выражает готовность института содействовать усилиям мирового сообщества в реализации проекта такого глобального фонда. В частности, ИИАСА мог бы подключиться к математическому моделированию рисков, оценке возможностей глобальных систем страхования и перестрахования, тем более что в одной из его научных программ (также инициированной российскими учеными) - «Экстремальные события» - запланированы системные исследования закономерностей возникновения, развития и преодоления чрезвычайных ситуаций самого различного характера - природного (землетрясения), экономического (крупные банкротства), техногенного (аварии на трубопроводах) и т.д.

Есть резервы и в использовании образовательного потенциала ИИАСА в российских интересах для подготовки кадров и повышения квалификации российских специалистов в таких сферах, как энергетическая политика, макроэкономическое прогнозирование, социально-экономические последствия изменения климата, рациональное лесопользование, международные отношения и т.д. Так, программой стажировок ИИАСА предусматривается участие молодых ученых в течение одного-двух лет в исследовательских программах института в качестве полноправных членов научного коллектива. Российские предпринимательские структуры вполне могли бы подключиться к финансированию таких стажировок для наших исследователей - ведь результаты из первых рук, которые получают ученые, занятые, например, в подготовке исследования мировых потребностей в энергоресурсах на период после 2012 года, наверняка будут интересны крупным российским компаниям, работающим в сфере энергетики.

Разумеется, необходимым условием расширения использования научного потенциала этого международного института в интересах российской модернизации является востребованность со стороны российских партнеров, их готовность формулировать конкретные прикладные задачи и принимать участие в финансировании проектов.

Впрочем, это условие относится, пожалуй, ко всему спектру венских международных организаций. И надо сказать, что в последние годы мы видим все возрастающий интерес к эффективному использованию их модернизационного потенциала со стороны многих наших российских коллег и партнеров. Уверены - это правильный путь.