РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ являются естественными и важнейшими друг для друга партнерами практически во всех сферах международной жизни. Их тесное взаимодействие обусловливается многими факторами, в первую очередь географической близостью, общностью истории, принадлежностью к одной европейской цивилизации, приверженностью одним и тем же нравственным и культурным ценностям.

Россия - крупнейший сосед ЕС, который стал еще ближе после расширения Союза в 2004 и 2007 годах. Рынок Евросоюза, с другой стороны, - наиболее важный пункт назначения для российского экспорта. Компании из ЕС обеспечивают основные инвестиции в Россию. Россия - это также ключевой поставщик энергоносителей для ЕС, а ее вклад в европейское научное и культурное наследие - не только удел истории, он и сегодня является важным элементом наших связей в этих областях.

Юридической основой отношений России и ЕС пока остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное в июне 1994 года и вступившее в силу 1 декабря 1997 года на первоначальный срок в десять лет. Соглашение включает положение о ежегодном автоматическом продлении по истечении этого срока, если какая-либо сторона не заявит о своем намерении выйти из него. СПС определяет принципиальные общие цели, обеспечивает институциональные рамки для двусторонних контактов и призывает к действиям и диалогу в ряде областей.

На саммите Россия - ЕС в Лондоне в октябре 2005 года стороны заявили о необходимости обновления договорно-правовой базы сотрудничества, а уже на следующем саммите в Сочи в мае 2006 года была достигнута политическая договоренность о начале работы над новым базовым соглашением. Как Россия, так и ЕС прошли через важные политические, экономические и социальные перемены после подписания СПС в 1994 году и его вступления в силу в 1997 году. Новое соглашение призвано отразить эти изменения и сделать качественный шаг вперед. Исходим из того, что новое соглашение создаст более прочную правовую основу отношений России и ЕС, зафиксирует нашу общую приверженность базовым  принципам межгосударственных отношений и выведет российско-еэсовское взаимодействие на более высокий уровень стратегического партнерства.

Россия и ЕС начали переговоры по новому соглашению в июле 2008 года. По итогам прошедших переговорных раундов достигнуто общее понимание относительно структуры и главных элементов будущего соглашения, которое должно быть кратким, рамочным и юридически обязывающим. Стороны приступили к согласованию текстов статей по каждому разделу соглашения.

Разумеется, это не означает, что текущая работа по практическим вопросам взаимодействия отодвинута в сторону. Продолжается активная планомерная работа по формированию на основе одобренных на саммите Россия - ЕС в мае 2005 год четырех Общих пространств - экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты. Началось взаимодействие по новым направлениям секторального и отраслевого сотрудничества. Несмотря на существующие расхождения по отдельным вопросам внешнеполитической повестки дня, не ослабевает интенсивность политического диалога между Россией и ЕС.

"Дорожная карта" по общему экономическому пространству ставит перед сторонами цель создания открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС. Достижение этой цели обеспечивается путем создания условий для развития торговли и инвестиций, облегчения деятельности компаний на основе взаимности, укрепления сотрудничества в отдельных отраслях экономики (энергетика, транспорт, телекоммуникации, космос, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и т.д.). Большое значение придается гармонизации промышленной политики России и ЕС, политики в области конкуренции, таможенной политики, санитарного и фитосанитарного законодательства, защите прав интеллектуальной собственности.

Рынки России и ЕС в своей основе дополняют друг друга: они имеют свои преимущества, которыми они могут делиться на взаимовыгодной основе. ЕС является экономикой, основанной на знаниях, в настоящее время решающей задачу повышения долгосрочных перспектив роста, в то время как Россия является динамично растущей экономикой, требующей обновления материальной базы промышленного производства и сельского хозяйства, способных обеспечить реализацию исторических преимуществ, заключающихся в высоких достижениях науки и технологий.

К числу приоритетных направлений в отношениях Россия - ЕС относится сотрудничество в сфере энергетики. Оно характеризуется все более углубляющейся взаимозависимостью предложения и спроса на энергоресурсы, инвестиций в энергетический сектор и технологий.

Евросоюз - крупнейший потребитель российских энергоресурсов: порядка 63% экспорта нефти и 65% экспорта газа из России приходится на ЕС. В свою очередь, Россия является крупным поставщиком нефти и газа в ЕС: на её долю приходится 33,5% общего импорта нефти и 42% общего объема импорта газа в ЕС.

Начатый в 2000 году Энергодиалог Россия - ЕС создал хорошую основу для развития сотрудничества и решения ключевых проблем как на политическом, так и экспертном уровнях. К числу рассматриваемых в его рамках вопросов относятся проблемы осуществления инвестиций в энергосистемы, имплементация принципов взаимности инвестиций и защита инвесторов, различные инфраструктурные проекты, а также взаимодействие в области разработки и внедрения новых технологий. Особое внимание уделяется энергоэффективности и энергосбережению - областям, имеющим большой потенциал в России.

Активно ведется работа по реализации задачи создания Общего пространства свободы, безопасности и правосудия.

Со вступлением в силу 1 июня 2007 года соглашений Россия - ЕС об упрощении выдачи виз и о реадмиссии был сделан первый шаг по пути либерализации режимов взаимных поездок граждан России и Евросоюза. В плане облегчения визового режима первым соглашением упрощены процедуры выдачи виз для отдельных категорий поездок. Кроме того, установлены максимальные сроки обработки заявок на получение виз, введен безвизовый режим для обладателей дипломатических паспортов. Продолжается работа по дальнейшей либерализации режима передвижения граждан России и ЕС.

Обязательства по реадмиссии являются важным инструментом для предупреждения и борьбы с нелегальной миграцией и предусматривают возвращение лиц (на первом этапе - граждан России и ЕС), нелегально проживающих на территории одного из государств - членов ЕС или в России.

Дальнейшее взаимодействие в этой сфере привело к запуску в 2007 году безвизового диалога Россия - ЕС, в рамках которого изучаются возможности перехода к полной отмене виз. Данный диалог охватывает четыре тематических блока: защищенность документов, включая биометрию; незаконная миграция, включая реадмиссию; общественный порядок и безопасность; внешние сношения.

Россия и Европейский союз придают большое значение тематике прав человека и дважды в год проводят соответствующие консультации. Их открытый характер создает возможности для постановки и обсуждения вопросов, представляющих интерес для обеих сторон.

Одной из важных областей сотрудничества России и ЕС является обеспечение внутренней безопасности. Стороны активно работают над развитием контактов между правоохранительными органами в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков. Значительное внимание в противодействии преступной деятельности Россия и ЕС уделяют обмену опытом и наилучшей практикой по вопросам повышения защищенности документов, борьбы с отмыванием денег, незаконной миграцией и торговлей людьми.

Важным направлением сотрудничества в рамках Общего пространства свободы, безопасности и правосудия России - ЕС является повышение эффективности в обеспечении безопасности внешних границ России и стран - членов ЕС. Эта задача выполняется путем сотрудничества между Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Европейским агентством по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах стран - членов ЕС (FRONTEX).

Россия и ЕС договорились укреплять сотрудничество в области внешней политики и безопасности, поскольку несут исключительную ответственность за стабильность как на европейском континенте, так и за его пределами. Безальтернативность такого взаимодействия и обоюдную заинтересованность в его развитии стороны намерены должным образом отразить в новом соглашении, определяющем характер и базовые параметры стратегического партнерства России и Евросоюза.

Россия и ЕС совместно работают над повышением роли международных организаций, прежде всего ООН, в деле совершенствования справедливого международного правопорядка, основанного на эффективной многосторонности.

В области нераспространения, экспортного контроля и разоружения Россия и ЕС в качестве своей главной цели видят содействие всеобъемлющему соблюдению и повышению эффективности соответствующих международных инструментов.

Постепенно набирает обороты взаимодействие в сфере кризисного регулирования, являющегося одним из приоритетов европейской политики в области безопасности и обороны. На этом направлении ведется систематизированный диалог, главным образом в ходе встреч постоянного представителя России при Евросоюзе с "тройкой" Комитета по внешней политике и политике безопасности - ведущего внешнеполитического органа Совета ЕС. В последние годы стали традицией встречи между начальником Генерального штаба ВС Российской Федерации и председателем Военного комитета ЕС, осуществляются контакты между военными специалистами.

Весомыми факторами развития практического взаимодействия стали участие Российской Федерации в операции кризисного регулирования ЕС в Чаде и ЦАР и координация усилий по борьбе с пиратством у берегов Сомали. Многоуровневое тесное взаимодействие России и Евросоюза в рамках международных усилий в районе Африканского рога является наглядным примером равноправного сотрудничества в ходе выполнения общих задач по обеспечению безопасности. Стороны заявили о заинтересованности в разработке правовой основы для будущего равноправного сотрудничества в области миротворчества.

В центре внимания России и Евросоюза неизменно находится проблематика неурегулированных конфликтов на территории бывшего СССР, Западных Балкан, других регионов Европы и мира. Ее регулярное обсуждение позволяет партнерам откровенно обмениваться мнениями и создает платформу для поиска взаимоприемлемых решений.

Совместная работа в сфере гражданской обороны ведется преимущественно по линии МЧС России и Отдела гражданской защиты КЕС. С 25 июня 2008 года действует Административная договоренность между Россией и ЕС о практическом сотрудничестве в области гражданской защиты. Один из перспективных проектов взаимодействия - формирование "евроэскадрильи" в качестве первого шага в совместном реагировании на пожароопасные ситуации.

В рамках формирования Общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты, весьма успешно развивается научное сотрудничество между Россией и ЕС. На сегодня Россия имеет наилучшие показатели среди государств, не входящих в Евросоюз, по уровню участия в Рамочной программе ЕС по исследованиям и технологическому развитию. Благодаря интенсивному и продолжительному диалогу по политике в сфере исследований были приняты и реализуются общие приоритеты на этом направлении и планы действий (в таких сферах, как энергетика, материалы и нанотехнологии, космос, аэронавтика, климатические изменения и экосистемы, здравоохранение). Внедряются новые формы взаимодействия при реализации значимых научно-исследовательских проектов: проведение скоординированных тендеров по ним и совместное финансирование. Изучается вопрос о возможном присоединении России к 7-й Рамочной программе ЕС в качестве ассоциированного члена. Первое заседание Постоянного совета партнерства Россия - ЕС (ПСП) по науке и технологиям прошло в Словении 26 мая 2008 года.

Получило развитие сотрудничество в области культуры. 25 октября 2007 года в Лиссабоне состоялось первое заседание Постоянного совета партнерства Россия - ЕС по культуре. Участники подчеркнули важность тесного культурного сотрудничества между Россией и ЕС, которое, по их мнению, могло бы придать импульс дальнейшему развитию стратегического партнерства Россия - ЕС. Стороны подчеркнули свое намерение интенсифицировать культурное сотрудничество через План действий по культуре и достичь практических целей по широкому кругу вопросов. Они также согласились сотрудничать в соответствующих международных организациях, таких как ЮНЕСКО и Совет Европы, для того чтобы защищать общие цели и продвигать культурное разнообразие. Россия и ЕС подчеркнули существенную роль культурных операторов и гражданского общества, а также человеческих контактов, условились развивать межкультурный диалог во всех его измерениях, включая религиозное.

В области образования стратегическими задачами сегодня являются участие в Болонском процессе и создание Европейского пространства высшего образования, которое подразумевает взаимное признание дипломов о высшем образовании ведущими университетами России и стран ЕС, а также студенческий обмен. Помимо введения системы, базирующейся на двух уровнях обучения "бакалавр - магистр", программные курсы будут составлены с учетом Европейской системы взаимозачета кредитов. Другими целями являются: содействие академической мобильности, сотрудничество в обеспечении качества обучения, внедрение интегрированных учебных программ в высших учебных заведениях; поддержка обучения на протяжении всей жизни, изменение системы управления учреждениями высшего образования с целью адаптации обучения студентов к изменениям на рынке труда.

Заметным практическим результатом сотрудничества Россия - ЕС в области образования стало открытие 25 сентября 2006 года в Москве в сотрудничестве с Комиссией ЕС и Колледжем Европы Европейского учебного института (ЕУИ) на базе Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России. Основной задачей ЕУИ является обучение европейской проблематике и особенностям ведения диалога Россия - ЕС. Образовательные стандарты, учебные материалы, формы и методы обучения ЕУИ разработаны в соответствии с новейшими и лучшими методиками подготовки специалистов в вузах ЕС. В конце 2009 года состоится третий выпуск магистратуры ЕУИ по направлениям "право ЕС", "политика ЕС" и "экономика ЕС".

Полагаю, нет смысла гадать, когда будут завершены переговоры о новом базовом соглашении. Во всяком случае, стремления успеть к какой-то отчетной дате в ущерб качеству документа у меня как руководителя российской переговорной команды нет.

Для нас главное предназначение этого документа - наполнить дополнительной конкретикой само понятие стратегического партнерства и создать эффективные механизмы для его реализации. Подчеркну, новое соглашение - не самоцель, а инструмент, который должен способствовать переходу российско-еэсовского сотрудничества на качественно более высокий уровень. Оно должно продемонстрировать международному сообществу, что Россия и ЕС стоят по одну сторону борьбы с глобальными угрозами и вызовами в экономической и политической сферах, в областях миграции, противодействия терроризму, климатическим изменениям, на которые обе стороны готовы совместно реагировать на равноправной основе и уважая интересы друг друга.