Динамика развития

История конфликта в Приднестровье насчитывает уже без малого 30 лет. Зародившись в эпоху позднего и уже распадавшегося СССР, он и по сей день далек от разрешения, а все планы по его урегулированию не привели к желаемым результатам. Подобный замороженный конфликт не является уникальным на постсоветском пространстве: такими же неразрешимыми противоречиями оказались пронизаны возникшие практически одновременно с Приднестровским конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Абхазии. К такой же категории «замороженных» можно отнести и относительно «новый» конфликт на Юго-Востоке Украины, возникший в 2014 году вследствие государственного переворота в Киеве, отстранения от власти Президента страны В.Януковича, когда население Донецкой и Луганской областей Украины отказалось признавать легитимность самопровозглашенного киевского режима и начало оказывать ему вооруженное сопротивление.

Но в сравнении со всеми этими вооруженными противостояниями конфликт в Приднестровье имеет свои особенности. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что все конфликты в период позднего СССР и сразу после его распада (карабахский, грузино-югоосетинский, грузино-абхазский, межтаджикский, конфликты в Ферганской долине) происходили преимущественно в азиатской части бывшего Союза ССР, в то время как конфликт в Приднестровье вспыхнул в европейском сегменте бывшего СССР. Кроме того, в Приднестровском конфликте минимальную роль сыграл этнический фактор, что особенно примечательно в сравнении с конфликтами в Закавказье, где этническая составляющая была определяющей. Молдаване, проживавшие в Приднестровье, в массе своей становились на сторону местных властей, поэтому здесь не представляется возможным говорить о межэтнических столкновениях1.

Конфликт возник не на пустом месте, имел серьезный исторический фундамент, а те противоречия, которые так и не были разрешены в ходе данной конфликтной ситуации, были обусловлены особенностями исторического развития народов, проживавших на территории Молдовы.

Истоки конфликта уходят в XIV век, когда известный литовский князь и полководец Ольгерд в 1362 году нанес поражение войскам уже ослабевшей к тому времени Золотой Орды в битве на реке Синюха. Тогда же было образовано Молдавское княжество, которое поддержало Литву в ее противостоянии с Ордой. В 1387 году было заключено соглашение, согласно которому границей между Литвой и Молдавским княжеством стала река Днестр, а само княжество расположилось на правом берегу этой реки. Территория же современного Приднестровья находилась на левом берегу Днестра и, следовательно, в состав Молдавского княжества не входила. В 1791 году по итогам очередной русско-турецкой войны был заключен Ясский мир, согласно которому территория современной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) вошла в состав Херсонской губернии, а междуречье Днестра и Прута, где в основном расположена современная Республика Молдова (РМ), вошло в состав России чуть позже. В мае 1812 года между Россией и Турцией был заключен Бухарестский мир, по которому к Российской империи отошла южная часть Бессарабии, и тогда территория современной РМ вошла в состав Бессарабской губернии2.

Необходимо уточнить, что в XVIII веке само понятие «Бессарабия» применялось не ко всему междуречью Прута и Днестра, а только к южной части данного региона. А после его перехода под российскую юрисдикцию сюда начало активно переселяться молдавское население из районов, которые на тот момент были подвластны Османской империи. Но переселялись на эти земли не только молдаване, но и другие народы - русские, украинцы, русины, болгары, гагаузы, евреи. Возникло и этнотерриториальное размежевание: молдаване в основном стали преобладать в сельской местности, а русские и евреи - в городах. Украинцы проживали в основном на севере Бессарабии, в Хотинском уезде, а на юге - в Буджакской степи, которая в настоящее время охватывает юг современной Молдавии и юг Одесской области Украины, численно возобладали болгары, гагаузы, славяне и немцы.  

Во время Гражданской войны 1918 года данную территорию оккупировала Румыния, и только незадолго до начала Великой Отечественной войны, в 1940 году, она была присоединена к СССР. Что же касается Приднестровья, то оно входило в состав Украинской Советской Социалистической Республики (УССР) и к Молдавии практически не имело никакого отношения. Там существовало автономное образование, которое называлось Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (МАССР), и ее столицей являлся нынешний центр ПМР - город Тирасполь. В 1940 году МАССР была включена в состав Молдавской ССР (МССР), и после изгнания в 1944 году немецких оккупантов и воссоздания МССР левобережье Днестра (Приднестровье) вновь оказалось в ее составе. Но изначальный этнический состав населения на левом и правом берегах Днестра имел явственные различия: левобережье заселили преимущественно русские и украинцы (хотя здесь был и небольшой процент молдаван), а на правом берегу преобладали молдаване.  

Приднестровский конфликт развивался по алгоритму, схожему в целом с аналогичными конфликтными ситуациями в других регионах постсоветского пространства. В мае 1989 года был создан Народный фронт Молдовы (НФМ), одним из итогов деятельности которого стало создание однородного, то есть чисто молдавского по своему национальному составу, правительства МССР. 27 августа 1991 года на тот момент уже Республика Молдова (РМ) провозгласила свою независимость. И тогда же началось противостояние в Приднестровье. 25 сентября 1991 года молдавская полиция вошла в Дубоссары, применив оружие против находившегося там мирного населения, а в ответ на это 5 ноября 1991 года Верховный Совет Приднестровской Молдавской ССР объявил о ее переименовании в Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР). Уже 1 декабря 1991 года первый референдум о независимости ПМР с результатом 97,7% голосов принял соответствующее решение3

В основу конфликта в Приднестровье легла и экономическая составляющая. Молдавия была по преимуществу регионом аграрным, в то время как на территории Приднестровья находились крупные промышленные предприятия, имевшие к тому же союзное подчинение и ориентированные на общесоюзные потребности. Кроме того, сама промышленность Приднестровья была связана не с МССР, а с УССР и РСФСР, поэтому корпус директоров этих предприятий в основном был укомплектован не молдаванами, а выходцами из России и Украины. Этим отчасти и объяснялось то, что властные структуры Приднестровья явились приверженцами идеи сохранения целостности единого государства - СССР, в то время как основная часть молдавской элиты выступала за дезинтеграцию Союза. Когда же в 1990 году правительство Молдавии возглавил М.Друк, придерживавшийся прорумынской ориентации, руководство Приднестровья пришло к выводу, что перспектива быть представленным в высших государственных органах республики сводится практически к нулю. Позже, в 1992 году, М.Друк эмигрировал в Румынию, подтвердив тем самым свою приверженность прорумынскому вектору развития страны.  

28 марта 1992 года, уже после обретения РМ независимости, первый Президент страны М.Снегур ввел на территории ПМР военное положение, что и стало отправной точкой конфликта. Его военная стадия продолжалась сравнительно недолго - до 21 июля 1992 года, когда было подписано Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова4. Согласно этому документу, полоса вдоль Днестра объявлялась зоной безопасности, а контроль за ней должна была осуществлять Объединенная контрольная комиссия, которой подчинялись трехсторонние миротворческие силы в составе российских, молдавских и приднестровских контингентов. Но они в итоге так и не были созданы.

Необходимо заметить, что вопрос о создании коллективных миротворческих сил (КМС) возникал в ходе всех конфликтов в бывшем СССР. Однако с определенной долей условности можно констатировать, что они были задействованы только во время урегулирования конфликта (гражданской войны) в Таджикистане в 1992-1997 годах. Во всех других конфликтных ситуациях действовали только российские миротворцы, а в Нагорный Карабах, как и в зону конфликта на Юго-Востоке Украины, миротворческие силы вообще никогда не вводились.

Этапы мирного урегулирования в Приднестровье

Приднестровский конфликт в конечном итоге удалось перевести в мирную фазу, и на сегодняшний день на постсоветском пространстве это единственный конфликт (что немаловажно!), где пока не было вооруженных столкновений и жертв после завершения его военной стадии в 1992 году. 

Процесс мирного урегулирования конфликта в Приднестровье прошел несколько этапов.

1-й этап (1992-1999 гг.) - от завершения военной стадии конфликта до конца 1990-х годов. Это было время упущенных возможностей, когда шаги по урегулированию конфликта предпринимались, но ни один из них не дал желаемых результатов. При посредничестве России, ОБСЕ и Украины в 1996 году были подписаны два меморандума об урегулировании конфликта, но они, к сожалению, не привели ни к установлению позитивных отношений между конфликтующими сторонами, ни в целом к урегулированию данной конфликтной ситуации.

2-й этап - первое десятилетие 2000-х годов (2000-2010 гг.), когда пришло новое поколение политиков как в России (В.Путин и Д.Медведев), так и Молдавии (П.Лучинский, В.Воронин). И в этот период каких-то существенных сдвигов в разрешении конфликта в Приднестровье достичь не удалось, хотя отдельные попытки в данном направлении предпринимались. В качестве таковых можно назвать несколько встреч Президента РФ В.Путина с президентами РМ П.Лучинским и ПМР И.Смирновым. По итогам этих встреч решено было создать государственную комиссию по содействию политическому урегулированию проблемы Приднестровья во главе с авторитетным российским политиком академиком Е.Примаковым. Но в итоге проект соглашения, выработанный этой комиссией, из-за его критики как в Молдове, так и ПМР не получил дальнейшего развития.

В 2003 году Россия предложила еще одну модель урегулирования данного конфликта, которую обосновал Д.Козак (в связи с этим документ получил название «меморандум Козака»), являющийся ныне заместителем председателя правительства РФ, а в ту пору - бывший заместителем руководителя администрации президента РФ. Главная идея «Меморандума» сводилась к плану создания на территории Молдовы ассиметричной федерации под названием «Федеративная Республика Молдова», в составе которой должны были быть представлены два субъекта федерации - Приднестровье и Гагаузия, что выглядело вполне оправданным5. Этот документ предусматривал нахождение до 2020 года на территории будущей федерации российских миротворцев, что и вызвало наибольшие возражения - этого не хотели ни Запад, ни молдавское руководство. А начавшиеся в Молдове массовые антироссийские выступления окончательно поставили крест на этом проекте, который в итоге так и не был реализован.

Не удалось решить приднестровскую проблему и путем создания «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». Оно более известно сегодня как формат «5+2», в котором Молдова и Приднестровье выступают как стороны конфликта, Россия, Украина и ОБСЕ - как посредники, а ЕС и США - как наблюдатели. Отчасти это объяснялось абсолютно различными подходами участников процесса к урегулированию конфликта. 

С 2011 года начался третий этап урегулирования, который продолжается по настоящее время. Попытка решить на этом этапе приднестровскую проблему была связана со сменой президентов в самой непризнанной республике. В течение 20 лет (с декабря 1991 г. по декабрь 2011 г.) этот пост бессменно занимал первый президент ПМР И.Смирнов, в 2011-2016 годах президентом ПМР был Е.Шевчук, а с 2016-го главой республики является В.Красносельский. Несмотря на различные политические предпочтения, позиция всех трех президентов оставалась неизменной - ПМР является независимым государством, и в этом качестве республика должна быть признана международным сообществом6

Диаметрально противоположный взгляд на данную проблему имеет руководство РМ. Обращает на себя внимание то, что позиция официального Кишинева существенно не изменилась и после избрания в 2016 году Президентом страны социалиста И.Додона, который неоднократно заявлял, что Приднестровье - неотъемлемая часть РМ, и никак иначе этот вопрос рассматриваться не может. Несмотря на ряд встреч и переговоров, которые в двустороннем формате провели И.Додон и В.Красносельский, эта позиция молдавского руководства остается неизменной7.

Российский фактор процесса

Проблемным остается вопрос и о присутствии (в широком смысле) России в Приднестровье. С определенной долей условности здесь можно выделить несколько сегментов.

Во-первых, военное присутствие. Местное население в целом согласно с тем, что Россия продолжает оставаться главным гарантом безопасности в регионе; это присутствие поддерживается и руководством ПМР. На территории непризнанной республики находится Оперативная группа российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова (ОГРВ ПРРМ), штатный состав которой составляет порядка 3 тыс. военнослужащих и около 1080 лиц гражданского персонала8.

Во-вторых, политическое присутствие. Оно выглядит более проблемным в связи с тем, что не налажен механизм постоянных политических контактов и консультаций между двумя сторонами. Однако это отчасти компенсируется достаточно регулярными переговорами на уровне парламентских делегаций и наличием должности спецпредставителя Президента РФ по торгово-экономическим отношениям с Молдовой (с июля 2018 г. эту должность занимает Д.Козак), которая появилась взамен упраздненной должности спецпредставителя Президента РФ по Приднестровью.

В-третьих, социально-экономическое присутствие является крайне несбалансированным. Важным шагом, с одной стороны, стало решение о выплате российских пенсий приднестровским пенсионерам, правда не всем, а только гражданам России, постоянно проживающим на территории Приднестровья. Но при этом в Приднестровье практически не реализуются какие бы то ни было серьезные инвестиционные проекты, за исключением деятельности российского инвестора «Интер РАО», который владеет Молдавской ГРЭС, осуществляет поставки электроэнергии главным образом на молдавский рынок, но при этом активно работает и в Приднестровье. В целом же российский бизнес, несмотря на крайне либеральное по отношению к иностранным инвесторам законодательство Приднестровья, не спешит развивать свою активность в этой непризнанной республике.

В-четвертых, гуманитарное сотрудничество достаточно активно развивается, на регулярной основе проводятся конкурсы, олимпиады, научные конференции, семинары и т. д. Но возникает большой вопрос: достаточно ли этого для маленькой республики, зажатой между ориентирующимися на США и ЕС Молдовой и Украиной? Ведется ли активная работа по линии соответствующих российских ведомств, например Россотрудничества и др.?

В-пятых, оставляет желать лучшего институциональное сотрудничество, то есть постоянное взаимодействие российских и приднестровских профильных органов. В ПМР работают несколько пунктов выездного консульского обслуживания, общественные приемные отдельных депутатов Госдумы, но отсутствуют полноценные консульские учреждения, нет генерального консульства, так и не было создано «Бюро специального представителя Президента России по Приднестровью» (о его создании в свое время заявлял Д.Рогозин, занимавший эту должность в 2012-2018 гг.). Нет аккредитованных в России специальных центров, которые могли бы контролировать поставки в Россию приднестровской продукции. Все это позволяет сделать вывод, что России необходимо в будущем более детально проработать свою политику по Приднестровью, чтобы избежать подобных пробелов9.

22 июня 2018 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию о выводе оперативной группы российских вооруженных сил из Приднестровья. Это еще раз подтверждает тот факт, что большая часть международного сообщества поддерживает позицию Молдавии, о которой уже говорилось выше. Против данной позиции выступает не только Россия, но и МИД ПМР, который сразу же напомнил, что присутствие в зоне конфликта российских миротворцев закреплено соглашением 1992 года10.

Правовую базу участия России в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально содержало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, которое было подписано 21 июля 1992 года в Москве президентами РФ Б.Ельциным и РМ М.Снегуром. Главным достижением этого соглашения явились договоренность о прекращении огня в зоне конфликта и обязательство РФ и РМ поддерживать это положение11. Данный документ одновременно определил и первый переговорный формат по урегулированию Приднестровского конфликта - «1+2», где Россия выступала как посредник и гарант мирного урегулирования, а РМ и ПМР - как стороны конфликта.

Не удалось реализовать, как уже отмечалось выше, и «Меморандум Козака»: с одной стороны, это произошло из-за противодействия Запада, с другой - по причине нежелания властей Молдовы сохранить присутствие в Приднестровье российских миротворцев. Тогда был подготовлен визит В.Путина в Кишинев, но в последний момент, явно поддавшись давлению со стороны Запада, Президент Молдовы В.Воронин отказался от подписания «Меморандума». Но нельзя забывать и то, что «Меморандум Козака» был реальной возможностью решить проблему ПМР, объединить РМ и ПМР в некое подобие единого государства.

Новое пришествие Д.Козака в процесс разрешения данной проблемы состоялось 11 июля 2018 года, когда, согласно Указу Президента РФ, он был назначен специальным представителем президента по развитию торгово-экономических отношений с РМ12, что рассматривалось как возврат к «Меморандуму Козака» 2003 года.

Д.Козак действительно развил бурную деятельность. Так, только в июне 2019 года он дважды посещал столицу Молдовы Кишинев, и его визиты в какой-то мере изменили расклад политических сил в стране. В частности, Д.Козак встретился не только с представителями традиционно считающейся пророссийской Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ), лидером которой является Президент страны И.Додон, но и с представителями явно стоящего на прозападных позициях блока «ACUM» («Сейчас»), объединяющего партии «Платформа «Достоинство и правда» и «Действие и солидарность», которые стоят на правых позициях. В основном на базе этих объединений в РМ было создано правительство во главе с М.Санду (в ноябре 2019 г., правда, отправленное в отставку), что происходило на фоне бегства из Молдавии олигарха В.Плахотнюка, которого за глаза называли «хозяином Молдовы» и который долгое время возглавлял одну из наиболее влиятельных политических сил в стране - Демократическую партию (СМИ даже писали, что бежал В.Плахотнюк весьма своеобразным способом - через неконтролируемое официальным Кишиневом Приднестровье в Одессу, а потом в неизвестном направлении).

Осознавая важность и значимость контактов с Россией, ее роли в урегулировании конфликта в Приднестровье, руководство ПМР придает большое значение контактам с парламентариями РФ по вопросам урегулирования конфликта. В январе 2018 года президент ПМР В.Красносельский и министр иностранных дел В.Игнатьев во время визита в Москву провели встречу с председателем Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам К.Косачевым, в ходе которой были также обсуждены перспективы экономических связей13

В мае 2019 года в российской Госдуме (ГД) активно обсуждался вопрос о выдаче гражданам Приднестровья паспортов РФ. К подобной практике Россия прибегла в Абхазии и Южной Осетии, а также в Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР и ЛНР). Что касается последних, то соответствующий указ о выдаче жителям этих непризнанных республик паспортов в упрощенном порядке в конце апреля 2019 года подписал Президент РФ14. В Приднестровье же выдача российских паспортов началась задолго до того, как это стали делать в других непризнанных республиках постсоветского пространства.

Что касается миротворческой миссии России в Приднестровье, то о ее значимости говорит хотя бы тот факт, что за 27 лет в разделительной зоне безопасности по Днестру не произошло ни одного столкновения, которое сопровождалось бы человеческими жертвами.

Эту тенденцию отмечают и в самой ПМР. В частности, в конце июля 2019 года пресс-служба президента ПМР В.Красносельского распространила заявление, приуроченное к 27-летию начала миротворческой операции на Днестре. В нем отмечалось, что деятельность российских миротворцев демонстрирует надежный и эффективный механизм преодоления данного конфликта и неповторения кровавых событий в этом регионе, которые имели место в 1992 году15. Кроме того, президент ПМР лично вручил в городе Бендеры государственные награды республики военнослужащим, отличившимся при проведении миротворческой операции. 

Проблема Приднестровья остается особой заботой российско-молдавских отношений, в которых наметилось потепление после прихода к власти в республике лидера ПСРМ И.Додона. В сентябре 2019 года Президент РМ посетил Россию с официальным визитом, в ходе которого были обсуждены вопросы российско-молдавского сотрудничества и, главное, поставок в Молдову российского газа. Встреча И.Додона с В.Путиным прошла на фоне обострившегося экономического кризиса между РМ и ПМР. Накануне Молдавский коммерческий банк, в котором открыты счета ряда предприятий ПМР, заблокировал проведение всех операций, мотивируя это тем, что приднестровские предприятия якобы занимаются отмыванием денег. Всего в молдавских банках обслуживалось более 400 предприятий Приднестровья. В ПМР это обвинение расценили как действие, которое ставит под угрозу наметившийся диалог представителей конфликтующих сторон.

На переговорах в Москве президенты обсудили вопросы приднестровского урегулирования, в частности, в рамках формата «5+2», где РМ и ПМР - стороны конфликта, Россия и Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, США и ЕС - наблюдатели. Целью такого формата, уже доказавшего свою эффективность, является нахождение приемлемой площадки для переговоров по приднестровской проблеме. Чуть позже эта тема получила развитие в ходе переговоров Д.Козака с премьер-министром РМ М.Санду. Но глава молдавского правительства вновь настаивала на том, что руководство республики ни при каких обстоятельствах не согласится на федерализацию страны. В свою очередь, представитель России заверил, что этот вопрос в любом случае не будет решаться без участия молдавских властей16.

Политика США в отношении РМ и Приднестровья

Конфликтная ситуация в Приднестровье не выпадает из внимания западных стран. В противовес России они всецело поддерживают позицию РМ, утверждая, что именно вмешательство РФ в Приднестровский конфликт ведет к невозможности принятия адекватного разрешения - то есть условий Кишинева. Как и Россия, западные политические структуры изначально пытались участвовать в выработке механизмов прекращения данного противостояния, но шли здесь несколько иными путями.

Соединенные Штаты до начала XXI века вообще мало уделяли внимания  РМ и Приднестровью, поскольку рассматривали эти образования в качестве так называемых «барьерных государств», которые должны отделить Россию от Европы на западе, от Черноморского бассейна на юге и от Каспийского бассейна на востоке. В целом Молдове Вашингтон уделял гораздо меньше внимания, нежели Украине, Грузии и Азербайджану. Соответственно, и Приднестровскому конфликту американские политики уделяли меньше внимания в сравнении с конфликтами на Кавказе - в Абхазии, Южной Осетии и в Нагорном Карабахе.

Но ситуация кардинально поменялась после того, как в ходе так называемого «пятого расширения» альянса на саммите НАТО в Стамбуле в марте 2004 года в Организацию была принята Румыния (тогда же к альянсу присоединились Болгария, Словакия и Словения, а также и бывшие советские республики Прибалтики)17. Именно тогда - в свете согласия Румынии разместить на своей территории натовские (а фактически американские) военные базы и системы так называемого ЕвроПРО - Приднестровье стало предметом внимания США. Тем более что официальные власти РМ рассчитывали на помощь США и НАТО в урегулировании конфликта в Приднестровье. В 1994 году РМ стала участницей программы НАТО «Партнерство ради мира». С 1995 года между Молдовой и США установились регулярные двусторонние контакты в военной сфере. Тогда же военные ведомства двух стран подписали «Меморандум о военном сотрудничестве»18

Однако нейтральный статус Молдовы, который провозглашен в ст. 11 Конституции РМ, стал препятствием для развития военного сотрудничества с НАТО. Она, в частности, запрещает размещение на территории республики вооруженных сил других государств19. А поскольку Молдова продолжает настаивать на распространении своей юрисдикции на территорию Приднестровья, это положение де-юре распространяется и на проблему разрешения Приднестровского конфликта, на который, с позиции молдавского руководства, распространяется и нейтралитет РМ.

Стратегия Евросоюза

Последнее время не менее активно развиваются отношения РМ с Евросоюзом (ЕС), и здесь можно выделить несколько ключевых моментов.

Во-первых, это присоединение РМ в 2009 году к программе ЕС «Восточное партнерство» (ВП, the Eastern Partnership). В 2019 году этой инициативе исполнилось десять лет, ее механизмы были запущены ЕС после его очередного расширения в мае 2004 года. 7 мая 2009 года в Праге состоялся специальный саммит ЕС, на котором и была утверждена программа ВП, которая предусматривает ускорение интеграционных связей ЕС как на двустороннем, так и многостороннем уровнях с шестью постсоветскими государствами - Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. 

Во-вторых, вступление в силу с 1 июля 2016 года Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и ЕС, на основании которого создается Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (DCFTA).

В-третьих, предоставление с апреля 2014 года гражданам РМ, имеющим биометрические паспорта, возможности беспрепятственного въезда в Шенгенскую зону.

В-четвертых, начало работы с 2005 года Миссии ЕС по содействию пограничному контролю в Республике Молдова и Украине (EUBAM), в задачу которой входит помощь в урегулировании ситуации на общей границе и поддержка конкретных шагов по разрешению конфликта вокруг Приднестровья20.

Необходимо отметить, что до 2002 года ЕС непосредственно не был задействован в механизме урегулирования конфликта в Приднестровье. В качестве примера можно сослаться на вступившее в силу в июле 1998 года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было заключено между ЕС и РМ. В этом соглашении приднестровская тема не затрагивалась вовсе, не считая оговорки о поддержке официальным Брюсселем территориальной целостности Молдовы21

Со временем ЕС активизировал свою деятельность на приднестровском направлении. Одним из первых шагов стал запрет с 27 февраля 2003 года поездок представителей приднестровского руководства на территорию государств Евросоюза. В августе 2004 года перечень руководителей ПМР, на которых распространяются подобные санкции, был расширен22.

В октябре 2005 года ЕС наряду с США стал наблюдателем в процессе переговоров по Приднестровью. Именно с этого момента и появился уже упоминавшийся выше формат «5+2». Сам этот формат себя не оправдал: он не только не решил проблему Приднестровского конфликта, но и, по сути, даже не пытался этого сделать. Что касается программы ЕС «Восточное партнерство», то ее рамки вообще не затрагивали и не затрагивают проблему приднестровского урегулирования.

Важно отметить, что активизация деятельности ЕС вокруг проблемы Приднестровья была воспринята руководством России как проявление явного стремления нарушить своеобразный статус-кво в зоне конфликта, втянуть Молдавию и ПМР в зону влияния евроатлантических структур. И ответом на все эти инициативы тогда явился «Меморандум Козака». Но ЕС попытался в этой ситуации использовать события в соседней Украине. Там, как известно, в начале 2005 года к власти пришло новое руководство во главе с Президентом В.Ющенко, которое ориентировалось на евроатлантические структуры. Этот фактор был использован ЕС для усиления экономического и политического давления на Приднестровье.

Развернутая в ноябре 2005 года миссия ЕС по приграничной помощи Молдавии и Украине была наделена правом не только посещать любые объекты на украинско-молдавской границе, но и изучать таможенные документы, а также требовать их изменения. Под давлением ЕС с марта 2006 года Украина перестала принимать таможенные декларации ПМР, что фактически парализовало экспорт из Приднестровья. Итогом всех этих действий стала определенная стагнация в разрешении Приднестровского конфликта, а сама непризнанная республика сделала еще больший крен в сторону России. В сентябре 2006 года здесь был проведен референдум, на котором более 97% жителей республики высказались за независимость и за присоединение к России в будущем23.   

Одной из попыток ЕС вновь взять под контроль процесс урегулирования конфликта в Приднестровье стала так называемая Мезебергская инициатива, названная так по итогам переговоров в июне 2010 года в немецком городе Мезеберг канцлера ФРГ А.Меркель и Д.Медведева. Была достигнута договоренность об ускорении разрешения Приднестровского конфликта24  и подписан меморандум, который предусматривал создание Комитета Россия - ЕС. В его задачу должны были войти вопросы внешней политики и безопасности, достижение прогресса при проведении переговоров в формате «5+2» и, как результат, разрешение конфликта. Главным значением Мезебергской инициативы стало возобновление после шестилетнего перерыва переговорного процесса. Однако каких-то видимых подвижек в решении проблемы ПМР и на этот раз достичь не удалось, поскольку слишком очевидными являлись различия в позициях России и ЕС относительно путей урегулирования конфликта.

Тем не менее проблема Приднестровья продолжает оставаться в центре внимания ЕС. В ноябре 2018 года делегация Евросоюза во главе с П.Михалко посетила Тирасполь, где были проведены переговоры с президентом ПМР В.Красносельским на предмет продолжения консультаций в формате «5+2». Кроме того, обсуждались вопросы взаимодействия ЕС и ПМР в сфере экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.

Определенным образом на сторону официального Кишинева встала и ОБСЕ. В частности, в июле 2019 года Парламентская ассамблея ОБСЕ (ПА ОБСЕ) в Люксембурге приняла резолюцию о необходимости вывода вооруженных сил и боеприпасов РФ с территории РМ (т. е. с территории Приднестровья) и преобразования нынешней миротворческой миссии, которую по-прежнему продолжает осуществлять только Россия, в международную гражданскую миссию.

В рамках ОБСЕ единственным действенным механизмом по предотвращению конфликта в Приднестровье продолжают называть формат «5+2». Ранее Генеральная Ассамблея ООН на заседании 22 июня 2018 года уже принимала проект резолюции о выводе российских войск с территории Приднестровья, которую подготовил Кишинев. Тогда ее поддержали 64 государства, 14 выступили против, а 83 страны воздержались. В российском МИД этот документ тогда назвали «провокационным»25.  

Определенным позитивом для властей ПМР стало то, что их представителю в РФ Л.Манакову дали возможность выступить на 41-й сессии по правам человека в Женеве в июле 2019 года. Основная идея его речи сводилась к тому, что власти Молдовы нарушают права граждан ПМР в области передвижения, личной безопасности и неприкосновенности. Власти Молдовы крайне резко отреагировали на это заявление и потребовали прекращения работы московского представительства Фонда развития социальных и культурных связей «Приднестровье», которое развернуло свою деятельность с января 2019 года в плане поддержки соотечественников и расширения контактов с государственными и общественными структурами РФ. Аналогичное представительство власти непризнанной ПМР планировали открыть на Украине, но там им отказали под предлогом того, что его открытие противоречит сохранению территориальной целостности Молдовы26.  

Что же касается официальной позиции Молдовы по разрешению проблемы Приднестровья, то ее наиболее убедительно озвучил Президент РМ И.Додон в конце сентября 2019 года во время своего первого выступления в ООН. Глава РМ связал решение приднестровской проблемы с сохранением военного нейтралитета РМ27, что выглядело абсолютно оправданно, так как все попытки решения подобных конфликтов военными методами изначально были обречены на неудачу.

 

Как видно, Приднестровский конфликт еще далек от разрешения. Переизбыток международных миротворцев, стремящихся разрешить его на собственных условиях, способен привести лишь к эскалации, в то время как благоприятный исход может быть возможен только в случае, если конфликтующие стороны проявят политическую волю к его разрешению, а третьи стороны не станут навязывать им неприемлемые условия, не учитывающие ни интересов народов Молдавии и Приднестровья, равно как и интересов их соседей, особенно России.

 

 

1Малышев Д.В. Приднестровский конфликт: траектория развития // Вестник Московского университета, серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. №1. С. 106-126.

2Белая книга ПМР. М.: REGNUM, 2006. С. 6-7.

3Референдумы в Приднестровье - справка // Ольвия-пресс: Информационное агентство // http://www.olvia.idknet.com/ol63-09-06.htm (дата обращения: 01.07. 2019).

4Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова // http://www.peacekeeper.ru/ru/?action=view&id=89&module=pages (дата обращения: 17.09.2019).

5«Меморандум Козака»: российский план объединения Молдовы и Приднестровья // https://regnum.ru/news/458547.html (дата обращения: 07.07.2019).

6Приднестровье - не Молдова: 27 лет независимости ПМР // https://regnum.ru/news/polit/2316647.html (дата обращения: 06.07.2019).

7Президент Молдовы озвучил свою позицию по решению приднестровского вопроса // https://ru.sputnik.md/politics/20190220/24810623/prezident-moldova-ozvuchil-svoyu-pozitsiyu-reshenie-pridnestrovskii-vopros.html (дата обращения: 07.007. 2019).

8Российская армия в Приднестровье // https://yablor.ru/blogs/rossiyskaya-armiya-v-pridnestrove/5050984 (дата обращения: 08.07.2019).

9Артеменко С. Присутствие России в Приднестровье: еще есть или уже нет? // https://regnum.ru/news/polit/2525368.html?t=1543055919 (дата обращения: 08.07.2019).

10Станет ли Приднестровье очередным очагом нестабильности у границ России? // http://vpoanalytics.com/2018/12/14/stanet-li-pridnestrove-ocherednym-ochagom-nestabilnosti-u-granits-rossii/ (дата обращения: 09.07.2019).

11Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова // http://docs.cntd.ru/document/901857454 (дата обращения: 01.07.2019).

12Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2018 №418 «О специальном представителе Президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Республикой Молдова» // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201807120025 (дата обращения: 18.09.2019).

13Президент Приднестровья обсудил положение республики в Совете Федерации // https://eadaily.com/ru/news/2018/01/22/prezident-pridnestrovya-obsudil-polozhenie-respubliki-v-sovete-federacii (дата обращения: 28.09.2019).

14Указ об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство России в упрощенном порядке // http://kremlin.ru/acts/news/60358 (дата обращения: 29.09.2019).

15Лидер Приднестровья отметил эффективность миротворческой операции под эгидой России // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6711479 (дата обращения: 29.09.2019).

16Санду рассказала о встрече с Козаком // https://point.md/ru/novosti/politika/sandu-rasskazala-o-vstreche-s-kozakom (дата обращения: 30.09.2019).

17Взаимодействие Румынии и НАТО // https://нато.рф/ru/romania.html (дата обращения: 01.10.2019).

18Молдова и США подводят итоги военного сотрудничества // https://point.md/ru/novosti/politika/moldova-i-ssha-podvodyat-itogi-voennogo-sotrudnichestva (дата обращения: 02.10.2019).

19Конституция Республики Молдова // http://lex.justice.md/viewdoc.php?id=311496&lang=2 (дата обращения: 02.09.2019).

20Отношения между ЕС и Республикой Молдова. Справочный материал // https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_ru/26814/Отношения%20между%20ЕС%20и%20Республикой%20Молдова.%20Справочный%20материал (дата обращения: 02.10.2019).

21Partnership and Cooperation Agreement between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova // eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:21998 A0624%2801%29:EN:HTML (дата обращения: 03.10.2019).

22Declaration by the Presidency on behalf of the European Union on the continuing deterioration of the situation in Moldova // www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/cfsp/81775.pdf. (дата обращения: 03.10.2019).

23Европа не признала референдум в Приднестровье // https://lenta.ru/news/2006/09/18/referendum2/ (дата обращения: 02.10.2019).

245 попыток решения приднестровской проблемы // https://www.dw.com/ru/5-попыток-решения-приднестровской-проблемы/a-39273166 (дата обращения: 03.10.2019).

25ОБСЕ высказалась за вывод российских миротворцев из Приднестровья // https://eadaily.com/ru/news/2019/07/09/obse-vyskazalas-za-vyvod-rossiyskih-mirotvorcev-iz-pridnestrovya (дата обращения: 03.10.2019).

26Молдавию возмутило, что представитель Приднестровья выступил в ООН // https://eadaily.com/ru/news/2019/07/12/moldaviyu-vozmutilo-chto-predstavitel-pridnestrovya-vystupil-v-oon (дата обращения: 04.10.2019).

27Додон: «Решение приднестровской проблемы достижимо только при условии сохранения статуса военного нейтралитета РМ» // http://actualitati.md/dodon-reshenie-pridnestrovskoj-problemy-dostizhimo-tolko-pri-uslovii-sohranenija-statusa-voennogo-nejtraliteta-respubliki-moldova (дата обращения: 05.10.2019).