В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ российским, да и не только российским, дипломатам и диппредставительствам за рубежом все чаще приходится работать в режиме повышенной готовности или чрезвычайных ситуаций, которые постоянно возникают в различных странах и регионах. Эти экстремальные ситуации являются следствием тех новых вызовов и угроз, с которыми столкнулось мировое сообщество в конце XX - начале XXI века. Терроризм, воинствующий национализм и сепаратизм, организованная преступность, локальные внутренние конфликты, военные действия коалиционных сил в различных регионах, захват заложников - вот перечень наиболее распространенных факторов внутреннего и внешнего порядка, создающих экстремальные условия для деятельности дипломатов в тех странах, где они возникают. А если к этому добавить многочисленные стихийные бедствия и катаклизмы, вызываемые изменениями климата и нарушениями экологии, то картина становится достаточно удручающей. Жизнь дипломата в наши дни является не только тревожной, но и просто рискованной, разительно отличаясь от тех зарисовок прошлого, в которых послы проводили бóльшую часть времени, потягивая виски на светских приемах или попивая чай в тиши своих кабинетов. Конечно, трагические события в жизни дипломатов происходили и в прежние времена. Достаточно вспомнить убийство А.С.Грибоедова - российского посланника в Тегеране в 1829 году или захват американского посольства в том же Иране в 1979 году и японского посольства в Перу в начале 80-х годов прошлого века, когда десятки дипломатов оказались заложниками в собственных помещениях, пользовавшихся правом неприкосновенности. Но такие инциденты случались нечасто и были скорее исключением из правил.

В последние годы, к сожалению, число подобных инцидентов резко возросло. Как это ни парадоксально, но параллельно с неоспоримыми успехами в вопросах образования, культуры, демократии, технического прогресса шел рост преступности, насилия, сопровождавшийся попранием устоявшихся моральных ценностей и принципов международного права. Силовые методы не только не изжиты из практики повседневной жизни, равно как и международных отношений, но и порой им отдается предпочтение.

Конечно, главной причиной этому является новый расклад сил в мире, который образовался после распада Советского Союза, вызвавшего центробежные тенденции в целом ряде стран и регионов. Это, в свою очередь, дало резкий толчок расцвету всякого рода экстремизма и терроризма, в том числе на национальной, этнической и религиозной почве, проявления которых ведут к созданию атмосферы нестабильности и локальных конфликтов во многих регионах мира.

Отсюда и те многочисленные факторы внешнего и внутреннего порядка, благодаря которым возникают экстремальные ситуации для работы диппредставительств за рубежом. К упомянутым факторам относятся в первую очередь войны и вооруженные конфликты, резкое осложнение международной и региональной обстановки, действия международных коалиционных сил на тех или иных территориях, внутренняя нестабильность, выливающаяся в вооруженные столкновения оппозиционных сил и граждан-ские войны, враждебные действия против диппредставительств и отдельных дипломатов, в том числе налеты и захват заложников.

Действия посольств в экстремальных ситуациях диктуются необходимостью в первую очередь обезопасить жизнь и здоровье сотрудников и находящихся в стране российских граждан, а также минимизировать тот ущерб, который в итоге может быть нанесен межгосударственным отношениям со страной пребывания. В любом случае посольство действует исходя из складывающейся обстановки и степени опасности, которой оно подвергается.

Факторы, приводящие к экстремальным ситуациям, о которых говорилось выше, в большинстве своем прогнозируются и их в какой-то степени можно предвидеть, а следовательно, и принять своевременно соответствующие меры, то есть подготовиться. То же самое можно сказать и о тех чрезвычайных ситуациях, которые вызываются стихийными бедствиями: многие из них сегодня поддаются прогнозу и поэтому дают возможность ослабить, если не полностью избежать негативных последствий.

В Дипломатической академии МИД России слушателям читается специальный курс о действиях дипломатии в различных экстремальных ситуациях, причем на практических занятиях они имеют возможность моделировать разного рода ситуации и предлагать конкретные шаги по выходу из них.

Сама по себе тема поведения российских дипломатов в условиях чрезвычайных ситуаций является весьма интересной и заслуживает специального рассмотрения, особенно на фоне тех событий, которые происходят сегодня в мире и вокруг нас.

Автору этих строк, однако, хотелось бы остановиться лишь на одном эпизоде, свидетелем и участником которого он был сам и который, по его мнению, заслуживает того, чтобы российские читатели знали о нем несколько больше, чем было написано до сих пор.

Но прежде чем перейти к изложению, необходимо сказать буквально несколько слов о характере той экстремальной ситуации, которая возникла в результате данного эпизода и которая относится к категории так называемых нетипичных или нестандартных. Их отличие от ситуаций, вызываемых внутренними, внешними факторами и стихийными бедствиями, состоит в том, что нестандартные экстремальные ситуации возникают, как правило, неожиданно, их невозможно предвидеть и, следовательно, выработать соответствующие планы действий. Кроме того, нестандартные экстремальные ситуации не угрожают жизни и здоровью дипломатов, не наносят ущерба зданиям и имуществу, однако они могут негативно повлиять на отношения со страной пребывания и тем самым серьезно осложнить работу загранпредставительства.

Многие наверняка читали или слышали о том дипломатическом казусе, который произошел 30 сентября 1994 года в международном аэропорту небольшого ирландского города Шеннон, что в 200 км от столицы страны Дублина. В этот день там должны были состояться переговоры президента России Б.Н.Ельцина с премьер-министром Ирландии А.Рейнольдсом и членами его правительства. И хотя встреча российского президента с его ирландским коллегой была запланирована при возвращении из США в Россию во время двухчасовой остановки самолета в Шенноне, она была обставлена как официальный, хотя и краткий, визит главы Российской Федерации в Ирландию со всеми присущими визиту на высшем уровне протокольными атрибутами, включая исполнение государственных гимнов, проход почетного караула, ковровые дорожки от трапа самолета к месту встречи и т.д. Визит готовился загодя и тщательно: переговоры руководителей двух стран должны были пройти в старинном замке Дромоланд в 20 минутах езды от аэропорта, в котором размещался пятизвездочный отель. Для супруги российского президента планировалась поездка в другой замок, где по программе предусматривались осмотр и обед с участием жен ирландских руководителей.

Предстоящий визит первого Президента России в Ирландию ожидался там с большим нетерпением и был событием номер один, в том числе для местных СМИ, которые отодвинули все другие важные события на задний план. Подготовка к визиту шла полным ходом: российско-ирландские отношения к тому времени накопили хороший потенциал, в том числе в области экономического сотрудничества. На очереди было подписание ряда важных соглашений в этой сфере, обсуждение новых направлений взаимодействия, в том числе в политической и культурной областях. Ирландия, чьи отношения с бывшим СССР были весьма прохладными в основном по идеологическим мотивам, приветствовала образование новой России и одной из первых протянула ей руку помощи в трудные времена начала 1990-х годов, когда в стране была острая нехватка продуктов питания. Ирландское мясо и молочные продукты шли тогда не только в Москву, но и во многие другие российские города и области. Начав работу в качестве посла России в Дублине в 1992 году, автор этих строк воочию наблюдал очень теплое и дружеское, если не сказать восторженное отношение к представителям России, приезжавшим в то время в Ирландию с различными целями. Такое позитивное отношение к России проявлялось и в политической сфере. Ирландия, тогда одна из 12 стран - членов ЕС, при обсуждении связанных с Россией вопросов часто занимала благожелательную для нас позицию, хотя, конечно, и вынуждена была подчиняться общим решениям, которые принимались в Евросоюзе консенсусом.

Должен сказать, что визит Б.Н.Ельцина в Ирландию готовился давно, однако окончательное решение было сообщено нашему посольству и ирландцам меньше, чем за неделю. Помнится, что в это время премьер-министр А.Рейнольдс находился с визитом в Австралии, но, получив сообщение об остановке Президента России в Шенноне, сократил свой визит на два дня и прибыл в Шеннон в день приезда туда Б.Н.Ельцина, за несколько часов до прилета высокого российского гостя. Это время ирландский премьер-министр элементарно спал, стараясь хоть немного отдохнуть после нелегкого длительного перелета из Австралии.

Несмотря на то что погода в Шенноне 30 сентября 1994 года стояла пасмурная и накрапывал мелкий осенний дождик, все было готово к приему Президента России: на летном поле выстроился почетный караул, премьер-министр и его ключевые министры с супругами стояли под зонтами неподалеку от того места, где должен был приземлиться самолет, а вокруг бурлила многочисленная толпа ирландцев с флагами обеих стран и целая армия фото- и телекорреспондентов, значительное количество которых прибыло из соседней Англии.

Интерес к встрече руководителей двух государств, замыкавших восточный и западный фланги Европы, был, таким образом, огромен, и ничто не предвещало ничего неожиданного. Где-то в районе 12.30 пополудни приземлился первый самолет с так называемой передовой группой, за которой минут через 10 ожидался самолет президента. Однако ни через 10, ни через 20, ни через 40 минут самолет с Президентом России на борту не появился. Как доверительно сообщил мне генеральный представитель "Аэрофлота" в Шенноне, державший связь с самолетом, борт номер один с российским президентом уже давно появился, однако почему-то не садится, а делает круги над аэродромом. Наконец почти после часового ожидания президентский самолет совершил посадку, и все вздохнули с облегчением. Но, как говорится, рано радовались. Все тот же генеральный представитель "Аэрофлота" сообщил, что Б.Н.Ельцин из самолета не выйдет: он-де очень устал и переговоры с ирландской стороной будет вместо него вести сопровождавший президента первый вице-премьер Сосковец. Попросив представителя "Аэрофлота" не разглашать эту новость, дабы не сеять панику, решил разобраться во всем сам, когда поднимусь на борт самолета.

Должен сказать, что по протоколу в случае визита главы государства на борт самолета вначале поднимается посол в сопровождении руководителя протокольной службы местного МИД и они приглашают высокого гостя сойти по трапу к встречающим.

До конца так и не поверив в сообщенную мне новость, я не сомневался, что как бы там ни было мне удастся уговорить президента выйти из самолета.

Поднявшись по трапу, я решительно повернул в сторону салона президента, но на моем пути выросла чья-то фигура в свитере, которая загородила дверь и произнесла: "Туда нельзя, президент очень устал, он был в воздухе 17 часов, вместо него будет вести переговоры Сосковец". На все попытки объяснить, что это не просто остановка, а визит, что российского президента ждут уже больше часа его ирландские коллеги и что может произойти скандал, ответ был односложным: "Туда нельзя, переговоры будет вести Сосковец". Только после этого я наконец понял, что передо мной был А.Коржаков, которого я поначалу не узнал, так как в проходе самолета было темно. Здесь же неподалеку, где-то в углу, стоял заметно растерянный от свалившегося на него поручения первый вице-премьер российского правительства.

Дальше торговаться и затягивать время было нельзя: осталось спуститься вниз по трапу под свет и щелканье фотокамер корреспондентов, ожидавших появления Б.Н.Ельцина, и объяснить ирландскому премьеру всю ситуацию. При этом, что называется на ходу, пришлось формулировать слова извинения (по этому поводу, естественно, от Коржакова я ничего не услышал), а также версию плохого самочувствия президента из-за якобы повышенного кровяного давления. Когда все это было сказано и предложено провести переговоры с Сосковцом, А.Рейнольдс, который уже чувствовал что-то неладное, спокойно произнес: "Ну что же, если человек болен, то ничего не поделаешь. Я готов поговорить с представителем российского президента, однако господин Ельцин - мой гость, находится на ирландской земле, и я не могу не подняться в самолет минут на пять, чтобы пожать президенту руку и пожелать скорейшего выздоровления".

Следует сказать, что я ожидал такой фразы и даже пытался предложить этот вариант А.Коржакову, однако тот пробурчал что-то вроде "и этого тоже не надо делать".

Услышав отказ от своего предложения, премьер-министр на мгновение изменился в лице, однако как опытный политик тут же взял себя в руки и дал команду переиграть всю программу встречи, переместив переговоры в здание аэропорта. К чести ирландцев они буквально за десять минут справились с новой задачей: выбросили лишнюю мебель из VIP-зала американской компании "Дельта", переоборудовав его под комнату переговоров.

Не могу не сказать здесь о том, что сообщил мне позже, спустя некоторое время после инцидента, представитель "Аэрофлота", который, когда начались переговоры в здании аэропорта, какое-то время находился на борту президентского самолета около выхода. По его словам, сразу после начала переговоров из салона самолета показался Ельцин. Он был в костюме, при галстуке и выглядел в общем нормально. Однако тут же сзади на него буквально набросились А.Коржаков и супруга и увели обратно в салон. Все это совпадает с тем, о чем писал в своей книге А.Коржаков, рассказывая про инцидент в Шенноне. Он, в частности, говорит, что Б.Ельцин хотел идти на переговоры и очень переживал, когда ему этого не позволили, опасаясь за его состояние.

О самих переговорах помню довольно смутно. Российско-ирландский диалог, естественно, не получился: Сосковец, не владевший материалом, так как не успел в него вникнуть, говорил одно, а ирландский премьер - другое. Все мои попытки подсказывать Сосковцу тематику переговоров ни к чему не приводили. Единственное, чего я желал, чтобы вся эта неловкая комедия поскорее закончилась. К счастью, минут через 40 в комнате появился руководитель президентского протокола Шевченко и шепнул Сосковцу, что нужно заканчивать, так как Ельцин хочет поскорее улететь.

Таков был печальный финал российско-ирландских контактов на высшем уровне, которые так и не состоялись. Вполне естественно, что инцидент в Шенноне вызвал бурную реакцию негодования в Ирландии. Мало того что ирландские СМИ - печать, телевидение, радио - подвергли Россию и ее президента резкой критике за то оскорбление, которое, по их словам, было нанесено ирландскому народу и престижу Ирландии. Репортажи, комментарии и карикатуры заполнили страницы газет, эфир и экраны телевидения. Но самое неприятное - телефоны посольства буквально разрывались от звонков: простые ирландцы обвиняли россиян в том, что они избрали Б.Ельцина своим президентом.

Две наиболее крупнотиражные газеты - "Irish Times" и "Irish Independent" полностью отдали свои первые страницы под комментарии и карикатуры, одна из которых запомнилась больше всего: на ней был изображен президентский самолет, стоящий на летном поле, с надписью "Россия", рядом - группа встречающих во главе с премьером Ирландии, чье внимание было приковано к трапу самолета, на котором никого не было и лишь сверху вниз катилась пустая бутылка из-под водки с надписью: "Привет от Ельцина".

Помню также разговор с одним высокопоставленным ирландцем, который сказал буквально такую фразу: "Мы, ирландцы, как и вы, русские, тоже любим выпить, и у нас случаются всякие казусы. Поэтому если бы ваш президент вышел к нам, мы бы не обратили внимания на его состояние и простили ему все, но его отказ выйти из самолета обидел нас до глубины души, показал, что с такой маленькой страной, как Ирландия, можно не считаться".

Сложившаяся ситуация грозила в значительной степени осложнить отношения Ирландии с Россией, и мне как послу это, естественно, не могло быть безразлично. Поэтому, несмотря на многочисленные советы своих коллег из Москвы и из посольства не проявлять первые дни никакой инициативы, дабы дать улечься волне страстей, чувство ответственности, смешанное со стыдом, подсказывало необходимость действовать. Нельзя было допустить, чтобы эта нелепая, неожиданная ситуация в Шенноне поломала все то позитивное, что было накоплено за последние годы в отношениях между нашими странами.

В этой связи я направил в Москву депешу с предложением разрешить мне посетить премьер-министра Ирландии и от имени Президента России выразить сожаление по поводу недоразумения в Шенноне, высказать надежду, что это не отразится негативно на российско-ирландских отношениях, и пригласить А.Рейнольдса в ближайшее время посетить Москву с официальным визитом.

Ответ, к сожалению, пришел не сразу. Прождав несколько часов, позвонил в МИД и поинтересовался реакцией на сделанное предложение. На это мне было сказано, что "реакция неоднозначная".

Пришлось позвонить советнику президента Д.Б.Рюрикову, с которым был хорошо знаком по работе в Иране и Афганистане, и тот сообщил, что МИД дано указание готовить личное послание Б.Ельцина А.Рейнольдсу, которое будет мне направлено. Получив послание, содержание которого во многом совпадало с тем, что было мной предложено, немедленно переслал его по назначению, и через день помощник А.Рейнольдса сообщил, что премьер-министр удовлетворен посланием и что "вопрос можно считать закрытым".

Уже на следующий день СМИ прекратили антироссийскую пропаганду, и жизнь вошла в свое привычное русло. Таким образом была ликвидирована неординарная, экстремальная ситуация в российско-ирландских отношениях. Она возникла как результат поведения, которое не делало чести. Но самое удивительное, что по возвращении в аэропорт Внуково-2 президент на вопрос корреспондентов, что же произошло в Шенноне, простодушно ответил: "Ну подумаешь, проспал, а мои ребята меня не разбудили. Но я им за это врежу. А так я здоров, кто сказал, что я болен?"

Весьма странным, если не сказать больше, выглядело и интервью Сосковца, который по прибытии в Москву заявил, что МИД вообще не следовало планировать переговоры в Шенноне, поскольку надо было учитывать, что президент устанет после напряженного визита в США и длительного перелета.

К сожалению, ирландский премьер-министр так и не посетил тогда Россию: сначала заболел Б.Ельцин, потом состоялись президентские выборы 1996 года, затем другие серьезные события. До маленькой Ирландии, как говорится, руки не доходили. А потом и в самой Ирландии произошли перемены: А.Рейнольдса на посту премьера сменил Дж.Брутон, а затем Б.Ахерн, который является премьером и поныне. Правда, Б.Ахерн посетил Россию с визитом, но это произошло уже где-то в 2000 году. В любом случае, неприятный осадок от шеннонского инцидента у ирландцев сохранился. Думается, что в интересах России было бы его устранить, и самым эффективным и полезным в этом плане могло бы стать посещение Ирландии Президентом России. Российской стороне следовало бы, видимо, обратить внимание на необходимость активизации отношений с этой страной - членом ЕС, находящейся на западном фланге европейского континента. К примеру, Дублин остается сегодня единственной столицей Европы, куда не летают российские самолеты. И это при том, что в Ирландии сегодня находятся тысячи россиян, которые там работают и учатся, но вынуждены летать в эту страну на самолетах иностранных авиакомпаний.

Со времени инцидента в Шенноне прошло уже около 13 лет. Но он до сих пор остается нам уроком, который нельзя забывать: если Россия считает себя великой державой, нужно, чтобы ее уважали не только за силу и потенциал, но и за умение строить ровные, партнерские и уважительные отношения со всеми, в том числе небольшими странами и народами.

И еще: любые экстремальные ситуации, даже самые неожиданные и непредсказуемые, которые случаются в жизни дипломатов, можно преодолеть, если руководствоваться чувством ответственности и проявлять государственный подход, не думая при этом о личных интересах.